{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Буквенная блогосфера

Количество контента в блогосфере неустанно увеличивается. Среди океана медиаматериалов люди теряет рассудок. «Сила слова» приобретает особо важное значение для осознанного потребления. Какие текстовые площадки важны для читающей и пишущей аудитории? Кого читают в Telegram, и сколько стоит пост у блогеров? Какими станут блоги 3.0? Смогут ли блогеры когда-нибудь заменить прессу? О прошлом и будущем текстовых богов в материале агентства «Интериум».

Алексей Астафьев, соучредитель digital-агентства «Интериум»

Эволюция текстовых блогов

Первые платформы для блогинга появились в 1999 году. Это были: Blogger и LiveJournal, спустя 3 года запустили российский сайт Diary.ru. В 2000-е многие в России делали блоги на Narod.ru. Этот конструктор позволял сделать неплохую страничку с собственным дизайном. В те времена, чтобы стать обладателем по-настоящему интересного блога, нужно было сильно постараться и уделить этому время. Например, чтобы отправить текст под кат в ЖЖ, следовало знать азы программирования и команды вроде: <lj-cut text>, встраиваемые прямо в текст. Кстати, в 2013 году все страницы с «народа» были переведены на более современные платформы от конструктора сайтов uCoz.

На заметку. uCoz – это современный конструктор сайтов, работающий на фримиум модели (основной функционал пользователи получают бесплатно). Например, сайт Pedsovet.su «написан» еще на narod.ru, тогда это был сложный процесс, каждую страницу делали с нуля, сегодняшний функционал uCoz позволяет работать с шаблонами «Новости», «Фотоальбом» и другими, что заметно ускоряет и упрощает процесс.

TypePad, WordPress стали доступны в 2003 году, спустя год появился Facebook. Популярность постов длиною в 140 символов наступила в 2006 году с рождением Twitter, тогда же русскоязычные пользователи познакомились с ВКонтакте. Красивые картинки в блоги Instagram пользователи начали выкладывать в 2010 году. В 2012 году мир узнал платформу Medium. Telegram стал известен нам в 2013 году.

Естественный процесс эволюционирования, многообразие платформ привели к расширению сферы влияния и возникновению множества разновидностей блогов.

Распространенной является классификация «сетевых дневников» по тематикам: путешествия (например, блог ведущей «Орла и решки» Жанны Бадоевой), политика (каналы «Незыгарь», «Сталингулаг»), ЗОЖ и правильное питание (влог Yougifted Russia), образование, материнство (сообщество Бэбиблог), психология, астрология, кулинария, мода и стиль и др.

В общем смысле блоги делятся на отдельные сайты в виде автономных ресурсов и страницы в социальных сетях (Facebook, Instagram, ВКонтакте, ЖЖ и др.) или блогоплатформы (WordPress, Medium, Blogger).

Инструменты писателя

Последние годы показывают, что количество контента в блогосфере неустанно увеличивается, блогеры полюбили использовать мультимедийные материалы, однако текстовые блоги продолжают жить. И сегодня блогеру-текстовику доступно огромное количество инструментов и площадок.

Платформа WordPress (в том числе ее русскоязычная версия) в большинстве обзоров присутствует на передовых позициях, благодаря своей простоте, доступности и бесплатности. На официальном странице платформы сообщается, что в мире 29% сайтов и 60 млн. людей пользуются WordPress, сегодня на ней работают такие ресурсы, как: индийский Vogue, блог певицы и актрисы Kate Perry, сайт певца, продюсера и актера Snoop Dogg, ресурс в поддержку американского экс-президента, российский Lifehacker. Нужно понимать, что Wordpress – это именно конструктор сайтов, а потому там нет ленты, друзей, каналов и прочих «атрибутов» социальной сети.

Быстрый, бесплатный и простой Medium от создателей Twitter позволяет отыскать и стать автором материалов на самые разные темы: от легкомысленных набросков до глубоких журналистских исследований. В популярном среди иностранцев Медиуме можно быть подписчиком авторов или публикаций. Еще одно уникальное отличие этой платформы от других схожих площадок заключается в том, что на полях к текстам можно оставлять комментарии в виде заметок, которые используют как сноски или, например, минирецензии.

LiveJournal, по-прежнему, жив в наши дни, но представляет интерес, преимущественно для журналистов, политиков, тех, кто по инерции продолжает писать «умные» тексты. Например, для аудитории интеллектуалов возраста 50+ воде Colonel Cassad, El Murid, а также тех, кто привык читать тексты без цензуры. Из плюсов платформы – возможность пролистать, перечитать, отсутствуют жесткие табу, да и в поисковиках хорошая индексация.

Остаётся популярным среди пользователей Twitter, где до сих пор активно рассказывают о жизни простыми и незамысловатыми фразами, максимально допустимая длина которых в конце 2017-го года была официально увеличена со 140 до 280 символов. Вот пример твита журналиста Олега Кашина, который органично вписан в расширенный до 280 символов диапазон.

Участники социальной сети ВКонтакте продолжают использовать её в качестве блогоплатформы. В прошлом году, там появился инструмент, позволяющий редактировать длинные тексты с вложениями. Кроме того, ВКонтакте теперь имеет Accelerated Mobile Pages (AMP) и пользователи могут по аналогии с встроенными статьями Facebook читать статьи внутри социальной сети, загружая их быстрее. А ещё AMP поддерживает «вконтактные» материалы, которые помещены с помощью виджетов на другие сайты. Пример такой статьи ВКонтакте выглядит так:

Блоги 3.0

Пусть у WordPress, Medium, LiveJournal и других подобных ресурсов имеются свои преимущества, сегодня большинство пользователей переключили свое внимание в сторону Telegram и активно осваивают Яндекс.Zen.

Детище Павла Дурова представляет особенный интерес благодаря доступности, мгновенной связи, удобству, анонимности. Каналы Telegram выглядят как длинные ленты из текстового контента и мультимедийных материалов, прокручиваемых читателем без возможности отвечать на них. Отсутствие комментариев позволяет авторам избежать возмущения аудитории. Когда у читателей нет возможности ответить, но важна обратная связь, на помощь блогерам приходит виджет с голосованием (понравилось/не понравилось), помещаемый после текста. В Telegram нельзя попасть в папку спам, а еще здесь относительно просторно, и даже у топовых каналов количество подписчиков исчисляются пока только тысячами.

Одна из полезных опций Telegram – Telegraph, он позволяет встраивать в канал текст с графическими изображениями, благодаря чему статья в итоге выглядит как в обычных СМИ.

В Телеграфе статьи можно редактировать по вкусу: делать шрифт жирным и курсивным, выделять цитаты, создавать списки, а еще транслировать ролики YouTube, разворачивать посты Twitter без перехода в первоисточник. При переходе на сайт пользователь увидит три поля: «Title», «Your name», «Your story». После заполнения всех строк, можно нажать кнопку: «Publish». И полностью анонимная и непривязанная к аккаунту заметка появится на платформе, ей будет присвоена уникальная ссылка, которую, кстати, можно встроить в любой сайт, а не только в Telegram-канал.

В декабре 2017-го года у пользователей Telegram появилась еще одна удобная опция – эмбеды – с помощью которой встраиваются статьи из платформы на сторонние сайты. Чтобы статья появилась на сайте, следует открыть ее в браузере и нажать внизу страницы «<> embed», появившийся код можно разместить на любом ресурсе.

<script async src="https://telegram.org/js/telegram-widget.js?3" data-telegram-post="businessandideas/5" data-width="100%"></script>

Ещё одна трендовая разработка будущего – Яндекс.Zen. Новый продукт имеет 10 млн. каждодневную аудиторию, при этом совмещает в себе текстовые блоги и алгоритмы поисковика в выдаче информации. На Zen есть два варианта размещения: с помощью канала и источника (в том случае, если у же есть сайт, то он будет использован в качестве источника публикаций, а новые читатели будут приходить из Zen).

В чем же принципиальное отличие Zen от всего, что сейчас есть на рынке?

Во-первых, разработчики оказывают некоторым каналам спонсорскую поддержку, а при преодолении необходимого минимума просмотров – появляются широкие возможности заработка. Для того, чтобы включить монетизацию поста, нужно за 7 дней набрать 7 тыс. дочитавших до конца пользователей, со средним временем просмотра не меньше 40 секунд (если <40 сек., то публикация вообще не будет учитываться при подсчете метрик). Вариантов заработка два, их можно менять: простой заработок с выводом средств в электронный кошелек или с подключением рекламного кода (монетизация с помощью прямых продаж и рекламных сетей). По версии самого Яндекса первая схема заработка подходит независимым авторам, вторая – большим изданиям. Так, канал «ProKino» зарабатывает больше 40 тыс. руб. в месяц, канал «Я могу» – больше 30 тыс. руб.

Во-вторых, Zen учитывает интересы аудитории: у нечитаемых текстов просто неправильная целевая аудитория, которую нужно изменить. Алгоритмы отбирают материалы, интересные конкретному читателю. Zen даёт возможность журналистам и блогерам настроить свой канал и найти свою аудиторию (даже самую узкую) самостоятельно.

В-третьих, издатели могут подключить RSS, лучшие материалы появятся в ленте.

В-четвертых, Яндекс придумал новый формат видео – нарратив, который схож по своей сути с Instagram Stories. Нарратив – это последовательность экранов: главного, промежуточного и последнего, в идеале при грамотном оформлении нарратив выходит единой визуальной историей с одинаковым текстом и логикой. Рекомендуемое расширение для нарратива: 660 на 1130.

Оставаясь крайне вдумчивым по отношению к пользователям, Яндекс оговаривает четкие требования ко всем публикациям в Zen, которые не могут быть только ссылочными, содержать спам, порнографию, шок-контент, ненормативную лексику. Эпоха блогов 3.0 обещает быть очень культурной.

Tele-блоги и мега-цены

Охват, мощность и КПД блога в каждом конкретном случае вычисляются отдельно. Если раньше все зачитывались ЖЖ, пересказывая взахлеб прочитанное у любимых авторов, то сегодня интерес повернулся в сторону Telegram. Эта социальная сеть выступает как в роли мессенджера, так и блогоплатформы. Каналы самых разных тематик способны удержать интерес к текстовым посланиям многомиллионной аудитории (читать их легко и удобно). Кстати, у ведущих блогеров весьма ощутимые ценники, это доказывает, что их подписчики – это реальная платежеспособная и интересная рекламодателю аудитория.

В сети можно найти большое количество рейтингов и обзоров популярных Telegram-каналов и блогов, например: обзор1, обзор2 , обзор3.

Рейтинг Telegram Analytics включил в 10-ку популярных блогов разных тематик. Начиная с @teleblog – главного блога о Телеграме, в котором публикуются новости, советы, инсайды (118,5 тыс. подписчиков), туда же попал блог Ильи Варламова @varlamov, в котором 90 тыс. подписчиков. Кстати, в прайсе Варламова стоимость текстового пакета составляет 700 тыс. руб., пакет видео с роликом на YouTube – 250 тыс. руб., цена поста в Telegram – 150 тыс. руб.

В обзорах присутствует блог Артемия Лебедева @temablog (больше 92 тыс. подписчиков), платный пост здесь стоит уже 90 тыс. руб. В комментариях от автора канала указано, что один подписчик = 1 руб., вот такое ценообразование.

Канал «Тупость, глупость и задор» - это личный блог лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова (больше 69 тыс. подписчиков) – один из частых участников рейтингов.

Канал о жизни в зарубежных странах «За бугром» @za_bugrom (44 тыс. подписчиков) делает платные публикации по цене 60 тыс. руб., при этом автор обещает, что пост будет находиться не менее 8 часов на первом месте, не менее двух недель в ленте. У того же «За бугром» можно заказать подборку из пяти каналов по цене 20 тыс. рублей за каждое место.

В обзоре присутствуют блоги Варламова, Лебедева, Шнура, Марии Шпак с 72 тыс. подписчиков, канал «Криминалитет» с обзором громких преступлений и различной информации о преступном мире (у него 41 тыс. подписчиков).

Закон для авторов

Спустя 20 лет после появления первых блогов, интерес к ним только растет, в том числе, со стороны государства. С годами меняется способ подачи материала, он становится более удобным, лаконичным, органичным. Сегодня блогинг регулируется законодательно (внесением изменений в Федеральный Законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), ведь не зря многие опасаются, что не далек тот день, когда власть федеральных СМИ захватит федеральный Telegram (ведь Кремль уже ссылается на его сводки).

Говоря обычным языком, блогер в России – это лицо, публикующее авторский материал с указанием имени или псевдонима, который в течение суток смотрят больше 3 тыс. человек. Блогер, как человек добропорядочный, соблюдает запреты, проверяет достоверность и верит в правдивость своих слов, мыслей и вообще постов.

Многие думают, что блогеры смогут однажды полноценно заменить прессу. Ведь среди океана медиаматериалов всё же особенный и стабильный интерес остается к текстовым площадкам с качественным контентом. Очевидно, что квазипопулярные блогеры умело управляют сообществом, свободно высказывают свое мнение и с легкостью дают оценки. Однако на данный момент Telegram и подобные социальные медиа не создают прямую конкуренцию СМИ. Прежде всего, площадки рассматриваются специалистами как дополнительный источник/ удобный инструмент для размещения контента, который является необходимым дополнением к традиционным СМИ, но никак не заменяет их полностью. Вероятно, в будущем эта ситуация может измениться.

Несмотря на то, что мир периодически «сходит с ума» по красивым картинкам в Instagram, «сила слова», по-прежнему, имеет важное значение. Об этом говорит и Яндекс, создавший Zen-платформу будущего, да и каналы в Telegram преимущественно текстовые, а не с медиаматериалами. Очевидно, что на смену странной выборке ленты в Facebook скоро придет вдумчивый искусственный интеллект, способный дать нам именно те статьи от законопослушных блогеров, в которых мы сегодня нуждаемся.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда