Дискуссия о хакатонах: как найти команду, получить первых клиентов и привлечь инвестиции

Конспект обсуждения, прошедшего в открытой онлайн-школе стартапов Russol.

Эксперты индустрии поговорили о том, как стартапам участвовать в хакатонах, зачем им это нужно и какое будущее ждёт стартапы и подобные мероприятия.

Зачем идти на хакатон

Во-первых, хакатон — это стрессовое мероприятие. Люди разрабатывают продукт или какую-либо функцию в течение 48 часов — без сна, выпивая много кофе и энергетиков.

Часто хакатоны проводят в каких-то экзотических местах, чтобы улучшить атмосферу самого мероприятия, и чтобы мозг в этот момент работал более активно. Однажды хакатон проходил в стриптиз-клубе.

Хакатон — это мероприятие, в рамках которого команде предоставляется всё: ночлег, еда, менторы, эксперты, даже, возможно, какие-нибудь будущие инвесторы. Сами участники сосредоточены на написании кода и продукта.

Как правило, команды стартапов приходят ради питча идей, поиска партнёров, стратегов, инвесторов или разработчиков — кому кто нужен.

Александр Малышев, активный хакатонщик, организатор мероприятия Hack Moscow

У нас тоже всё было бесплатно для участников: и тех, которые просто пришли смотреть на всё это, и тех, кто работал в команде. Оплатили это спонсоры — компании, которые хотели себя позиционировать участниками Legal Tech, заинтересованными в каких-то разработках. По-моему, у спонсоров не было особых надежд на сами команды.

Хольгер Цшайге, организатор хакатона Legal Tech, генеральный директор издательства деловой литературы Infotropic Media

Если у тебя хорошая команда, то ты должен выиграть хакатон. Если ты не выигрываешь, значит, тебе чего-то не хватает — каких-то компетенций. На хакатоне можно бесплатно усилить идею или команду.

Алексей Ница, ранее работал в организации «Теплица социальных технологий»

Мы тоже за хакатон с команд деньги не берём. Мы хотим дать им возможность сформироваться, развиваться и соединиться и создать интересный продукт, который нужен клиенту, либо решить задачи компании.

Принять участие в хакатоне могут не все, мы проводим отбор. Проверяем людей и тщательно отбираем экспертов, приглашаем лучших.

На приглашение участников и экспертов уходит много времени.

Любовь Крупенникова,

научное сообщество Science guide

Зачем стартапам общаться на хакатоне с менторами

Менторы, специалисты из разных областей и инвесторы достаточно жёстко говорят, что они думают о твоей идее или о стартапе. Я думаю, что это один из важнейших элементов хакатона — за короткое время участник может проверить идею у разных людей.

Мы заметили, что у многих есть интересная идея, но совершенно нет бизнес-навыков. Это касается и юристов, и разработчиков. У каждой второй команды в конце питча были слова: поскольку мы не знаем, как это монетизировать, будем это всё отдавать бесплатно.

Простой пример: ребята, которые выиграли на нашем хакатоне, пришли случайно. Мы их вынудили прийти. Сказали: вы хотя бы что-то понимаете в области искусственного интеллекта, и нам это очень интересно и важно. Они пришли, сделали продукт «Народный юрист». Выиграли хакатон и получили 200 тысяч рублей.

Но если у тебя продукт не представляет ценность ни для публики, ни для инвесторов — ты это узнаешь. Те, кто ничего не выигрывает, понимают, в чём их ошибка и что надо делать.

Хольгер Цшайге, организатор хакатона Legal Tech, генеральный директор издательства деловой литературы Infotropic Media

Статистика европейских хакатонов показала, что 50% людей, которые участвовали в крупных мероприятиях, где было несколько спонсоров, находили свою первую или вторую работу у спонсоров.

Александр Малышев, активный хакатонщик, организатор мероприятия Hack Moscow

На каких условиях работодатели привлекают участников хакатонов

Иногда привлекают целиком всю команду или стартап, а иногда отдельных разработчиков.

Стандартный найм, возможно, какой-то небольшой бонус, но, как правило, этот бонус ограничивается, например, победой в хакатоне.

Александр Малышев, активный хакатонщик, организатор мероприятия Hack Moscow

Если человек в положении о проведении хакатона прописано, что победителю нужно заплатить налоги, то ему нужно сделать это самостоятельно, потому что ему на финансовый счет поступили деньги. То есть он ответственен за то, чтобы отдать положенное. Если в положении другие условия, то организаторы хакатона сами платят налоги.

Допустим, команда выиграла 600 тысяч рублей. Как им делить эти деньги — их дело. Каждая команда решает это индивидуально.

Если на хакатоне на команду обращает внимание инвестор, или приходит на помощь разработчик, то нужно коммуницировать. Понятно, что лучше, чтобы в команде был предприниматель, который ходит, собирает визитки и общается с нужными людьми. Развитие предполагает коммуникации с компаниями и экспертами, налаживание связей.

Вообще, каждый в команде должен уметь рассказать, что он делает.

Любовь Крупенникова, научное сообщество Science guide

Есть очень важный момент: если вы команда и никогда ничего не выигрывали, пошли на хакатон и выиграли его — иногда нужно отказываться от инвестиций. Потому что ваша компания стоит очень мало, и доля инвестора будет слишком большой.

Вы не думаете об этом, а через какое-то время ваша доля станет настолько маленькой, что просто потеряет смысл.

Вам будут предлагать инвестиции в 500 тысяч рублей, говоря, что это 30% — на это глупо соглашаться. Одно дело, что 500 тысяч — это просто приз, другое дело, если это инвестиции. Это очень сильно ограничивает.

Алексей Ница, ранее работал в организации «Теплица социальных технологий»

Что важнее — идея или её реализация

Иметь хорошую идею важно и полезно, но главная проблема в реализации. И даже если Google, «Яндекс», Microsoft или ещё кто-то значимый услышит эти гениальные идеи, не факт, что что-то поменяется.

Крупные компании приходят на хакатоны за людьми, потому что у них тоже есть нехватка идей.

Другое дело — инвесторы. Хороший инвестор уже знает, что дальше делать. Мне кажется, на хакатоны ходят не только инвесторы, которые хотят вложить десять тысяч рублей за 90% хорошего стартапа. Одна из их проблем — отсутствие бизнес-навыков у команд. Некоторые согласились бы на такие условия.

Если верить истории: первые инвестиции в Google — это $100 тысяч на то, чтобы оформить юрлицо.

То же самое, если вы выиграли в хакатоне. Первое, что вы должны сделать — создать организационную структуру, оформить всё юридически. Возможно, нужно будет зарегистрировать товарный знак.

Но на стадии идеи я бы не зацикливался на том, что её услышит, например, «Газпромнефть».

Хольгер Цшайге, организатор хакатона Legal Tech, генеральный директор издательства деловой литературы Infotropic Media

Очень много идей на хакатоне отвергаются, но при этом сам проект не отбрасывается. И команда за время хакатона, даже если она его выиграла, может понять свои ошибки. И ментор может подойти и сказать, что вам нужно изменить, чтобы вы взлетели.

Сам хакатон очень полезен для поиска правильного продукта. Бывает, открываются такие простые ниши, о которых даже не задумываешься. И сами идеи настолько простые, почему раньше никто это не реализовал?

Например, Sticker.Place — этот проект зарабатывает миллионы долларов на том, что делает стикеры для мессенджера. Они создали маркетплейс для дизайнеров, берут какой-то процент за использование стикеров, а также делают стикеры на заказ.

У меня самого есть проект, который получился благодаря команде с одного из хакатонов. Этот проект развиваем мы в Германии, и наша политика была такая: мы делаем патенты в Штатах, при этом проверяем некоторые гипотезы, какие-то отвергаем, но на базе самого хакатона мы совершенно не боялись питчить идею.

Александр Малышев, активный хакатонщик, организатор мероприятия Hack Moscow

В чём смысл социальных хакатонов

Кому-то знакома тема некоммерческой организации? Нас окружает социальная сфера, которую мы часто замечаем только тогда, когда начинаем бороться с какими-то проблемами. Да, существуют организации, фонды, но их недостаточно, чтобы решить все проблемы. Не хватает именно технологических решений.

Когда мы проводили хакатоны, с одной стороны, наша цель — сделать так, чтобы люди-активисты, которые хотят улучшить жизнь вокруг, сами начинали что-то делать, чтобы появлялось всё большее количество проектов.

Алексей Ница, ранее работал в организации «Теплица социальных технологий»

Есть такие команды, которые ходят с хакатона на хакатон. И это удачный пример. Почему они так делают? Они тестируют свою команду, знакомятся с корпорациями, входят в коллаборации с ними и знакомятся с экспертами.

Любовь Крупенникова, научное сообщество Science guide

Можно ли организовать свой хакатон

По статистике очень много участников хакатонов не заканчивают свой опыт на одном мероприятии, они часто ходят на несколько. Более того, имеется тренд, что многие участники хакатонов впоследствии становятся организаторами этих мероприятий, и сам рынок хакатонов растёт.

Александр Малышев, активный хакатонщик, организатор мероприятия Hack Moscow

У нас есть такая организация — Moscow Legal Hackers, часть мирового хакатон-движения. И команда, которая организовала Moscow Legal Hackers, участвовала и выигрывала в Первой Восточно-Европейской лиге хакатона в Киеве в прошлом году. То есть они участвовали, проводили, вдохновлялись, вернулись в Москву, сделали Moscow Legal Hackers и организовали осенью хакатон.

Это как раз та история, которую рассказывал Александр, то есть должен быть какой-то толчок. Может, кто-то участвовал случайно в каком-то хакатоне, увидел его и понял, что это очень полезная штука.

Что делать, чтобы организовать хакатон? Надо собрать людей, которые этим интересуются, найти спонсоров, найти команды, распространить информацию.

Летом мы собрались, решили делать хакатон, и на воплощение этой идеи ушло три-четыре месяца. То есть месяц упорной работы и три месяца подготовительной.

Хольгер Цшайге, организатор хакатона Legal Tech, генеральный директор издательства деловой литературы Infotropic Media

В нашем комьюнити есть разные участники. Кто-то выиграл уже более семи хакатонов, в сумме это несколько миллионов рублей. Есть люди, которые в начале своего пути.

По моим ощущениям, если участник мало знает о разработке (даже студент, который отучился три года в хорошем вузе, но не имеет опыта промышленной разработки), сходит на несколько мероприятий, то найдёт себе хорошего ментора. Впоследствии он сможет запустить свой проект — продуманный, с продуктовой логикой и нормальным пониманием рынка.

Александр Малышев, активный хакатонщик, организатор мероприятия Hack Moscow

Я хотел озвучить позицию, с которой программисты обычно приходят на хакатоны.

Если ты занял хорошее место и даже вошёл в десятку среди большого количества сильных команд, в соревнованиях «Яндекса», Mail.ru Group или другой сильной технологической компании, то это большая честь.

Ты можешь это написать в резюме, рассказать коллегам, и они с открытым ртом тебя будут слушать. Это основная мотивация, о которой я слышал среди своих коллег-разработчиков. А вторая причина — решить технологически сложные задачи и просто развлечься.

Голос из зала
11
5 комментариев

Мы тоже за хакатон с команд деньги не берёмЕще не хватало, чтобы за решение чьих-то проблем приходилось доплачивать.

1
Ответить

Билет на Startup Weekend стоит 15-40 долларов, но туда люди приходят с своими идеями проектов.

Ответить

По моему опыту выходило так, что на всех этапах решал подбор людей в команде. Несмотря на то, что хакатоны считаются студенческим развлечением, но без людей, имеющих приличный опыт в промышленной разработке, делать там обычно нечего.

Ответить

Мне немного непонятна позиция Mihaila Isaeva. Ну, почему же это мероприятие проводится ради халявы? Скоро в Москве опять будет проводиться Хакатон Business Game Clash http://xakaton.club/ И у многих ребят будет возможность получить какой-нибудь крупный заказ на разработку. Конечно же не все получат денежные поощрения. Но, разве на всех соревнованиях платят абсолютно всем участникам? Понятное дело, что призовой фонд и призы от спонсоров получат только лучшие.

Ответить