{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Инновации: что это и где брать идеи? (Часть 1)

10 типов инноваций и карта инновационных подходов

Кто я

Привет, меня зовут Дима Гилев и я продакт-менеджер ;)

Большую часть жизни я генерирую идеи, валидирую гипотезы и создаю новые IT продукты. Когда-то я начинал с оффлайна (компьютерная помощь, торговые точки различных товаров) и дошел до онлайна (от создания мобильных игр и приложений, в рамках своих стартапов, до работы над IT продуктами в крупной компании).

Как и у большинства из нас, были ситуации, когда приходилось работать в продажах (телемаркетинг: кредиты/кредитные карты; дилерский центр: авто), что не прошло во мне бесследно и позволило лучше понимать мотивацию людей к совершению покупки :)

Некоторое время назад я работал в компании МИА “Россия сегодня” (РИА Новости), занимался разработкой концепции и созданием нового мобильного приложения агентства с нуля, поддержкой и развитием текущих, развивал систему чатов на веб проекте и многое другое.

Зачем читать эту статью

Мы часто слышим модное слово “Инновация”, и настолько к нему привыкли, что уже и не до конца понимаем значение. Но когда на рынке появляется совершенно новый и удобный для нас сервис или услуга, каждый раз мы удивляемся, “Почему я раньше до этого не догадался, это же так очевидно, просто и удобно?” или “А так можно было?” :)

Ещё меня терзал вопрос, “Почему большинство успешных идей в РФ копируются с рынков зарубежных стран, а не наоборот?”.

Я решил разобраться в этом и в конце 2019 года взял курс “Creating Innovation” от довольно известного, в узких кругах, Шведского учебного заведения “Hyper Island”, чтобы расширить понимание “инновации” и подходы к их созданию.

Если вы тоже задаетесь или задавались подобными вопросами, то имеет смысл читать дальше. Ниже я опишу, что я вынес из обучения, плюс объединю со своими мыслями на эту тему.

Как интерпретировать инновацию?

8 Types Of Innovation Picture https://marketoonist.com

В Hyper Island часто говорится об инновации как о творческом подходе к решению важных проблем или генерировании новых идей для решения важных задач.

Также, в сети можно найти и другие статьи, где авторы уже задавались вопросом, “а что же такое инновация?”.

В частности, на обучении приводилась статья, где автор Nick Scillicorn, попытался задать этот вопрос 15 различным экспертам и выяснить, как они понимают инновацию.

После анализа результатов всех ответов, автор попытался свести это в одно определение: “Инновация — реализация идеи, которая решает конкретную задачу и обеспечивает ценность для компании и клиента”.

Тогда возникает вопрос, как это могут применить правительства или организации, которые создают ценность для граждан, а не только для клиентов и бизнеса.

На этот случай, на курсе давался более универсальный вариант ответа от Tim Castelle “Инновация — реализация новых идей для создания ценности”.

И в общем-то на этом казалось бы всё, ответ найден, всем спасибо, статья закончена :) Но, целью курса было показать инструменты и возможности, с помощью которых, каждый человек может найти собственное определение инновации, которое коррелировало бы с его задачами, потому что не существует единого универсального определения инновации и каждый раз оно будет разным исходя из целей и задач.

Как найти вашу область инноваций

Когда мы слышим слово “Инновация”, то что мы чаще всего представляем? Для многих это слово неразрывно связано с IT средой, продуктами и услугами. Мы привыкли, что инновации как из рога изобилия каждый квартал сыпятся от таких компании как Apple и Google.

И в меньшей степени мы думаем о том, что инновации существуют не только в IT продуктах и сервисах, а могут и затрагивать любые процессы и структуры организации.

Для того чтобы лучше это понять, на курсе давали наглядный фреймворк Ten Types Of Innovation от ребят из Doblin, который как раз и позволяет взглянуть на инновации шире чем мы привыкли думать.

Области инноваций по фреймворку Ten Types Of Innovation

Configuration — этот тип инноваций фокусируется прежде всего на всем, что связано с внутренней работой организации и её процессах.

Offering — пожалуй наиболее знакомый тип инноваций, потому что сфокусирован вокруг продукта или сервиса организации.

Experience — здесь всё о процессах организации с которыми сталкивается и взаимодействует потребитель.

Теперь, когда возможности для инновации стали прозрачнее, давайте кратко разберем каждый из 10 типов инновации в каждой области (подробнее разбирается у ребят на сайте):

Profit model — то как вы зарабатываете. Инновации этого типа относятся к экспериментам с новыми бизнес-моделями, ценностью или отказа от старых.

Network — все про объединение людей вокруг создания ценности. Инновации этого типа связаны с открытием новых связей, партнерств и путями расширения этих связей.

Structure — то как вы организуете ваши активы и таланты для достижения успеха. Инновации этого типа затрагивают всё что связано с оптимизацией или переосмыслением “дизайна” самой организации.

Process — то какие и насколько уникальные методы вы применяете для выполнения работы. Инновации здесь, это разработка новых методов работы, которые способствуют развитию и повышению ценности.

Product performance — то как выделить продукт среди других за счет каких-либо возможностей и функциональности. Инновации здесь, это создание продуктов, которые решают проблемы пользователей, что в свою очередь вызывает их любовь к продукту.

Product system — все про создание взаимодополняющих продуктов и услуг. Инновации здесь, это создание популярных сейчас экосистем между несколькими продуктами и услугами.

Service — то как вы поддерживаете и повышаете ценность ваших предложений. Инновации в этой области, это улучшение способов/качества поддержки ваших клиентов/пользователей, которые способны вызвать восторг и лояльность пользователей/клиентов.

Channel — то каким образом вы доставляете ваши предложения пользователям/клиентам. Инновации этого типа связаны с расширением способов охвата ваших пользователей/клиентов и создания ценности.

Brand — то как вы рассказываете истории о своих предложениях и бизнесе. Инновации здесь, это постоянное развитие этих историй в диалоге с вашими потребителями.

Customer Engagement — то как вы стимулируете укрепление взаимодействия с вашими потребителями. Инновации здесь, это то как вы создаете ценность совместно с потребителями.

В дополнение к фреймворку выше, нам предлагалось использовать фреймворк “Horizons Of Innovation”, суть которого заставить нас поразмышлять над потенциальными возможностями инноваций сейчас и построения стратегии на будущее (фреймворк был разработан в McKinsey и подробнее о нем можно почитать здесь).

Итак, к горизонтам инновации.

Предлагается рассматривать 3 горизонта инновации:

Horizon 1 — Incremental Innovation

Развитие основного бизнеса. Инновации здесь связаны с постепенным развитием того, что уже работает сегодня.

Horizon 2 — Disruptive Innovation

Использование новых и появляющихся возможностей. Инновации здесь связаны с принятием рисков по новым продуктам, подходам и области деятельности.

Horizon 3 — Radical Innovation

Подготовка к будущим возможностям. Инновации здесь заключаются в понимании зарождающегося будущего и подготовке к нему.

Дальше важно поразмышлять над тем,

“Какой тип инновации из десяти наиболее релевантен вам, а какой наименее?”

“На каком из горизонтов инноваций вам необходимо сфокусироваться больше, а на каком меньше?”

Как не запутаться в инновационных подходах

Существует ещё очень много теорий и фреймворков, что с одной стороны и здорово, но с другой заставляет нас впасть в ступор от непонимания того с чего вообще начать :)

Чтобы не зарыться в разных фреймворках, нам советовали начать с изучения всей карты инновационных подходов, т.е сначала познакомиться со всем что существует, а затем сделать выбор, какой/какие лучше всего применимы в нашем контексте.

Команда по инновациям британской некоммерческой организации Nesta, разработала карту инновационных подходов. Несколько лет команда работала с экспертами по инновациям чтобы создать перечень наиболее часто применяемых подходов.

В карте они выделяют четыре основные области: Talent Space, Intelligence Space, Technology Space и Solution Space.

Теперь подробнее про каждую область:

Talent Space — Empowering People

Область про подходы к объединению людей, развитию навыков и поддержке готовности организации к инновациям.

Intelligente Space — Understanding Reality

Область фокусируется на подходах, которые помогают осмыслить реальность.

Technology Space — Enabling Action

Область посвящена подходам к использованию новых технологий для поддержки инноваций. Она включает такие методы как: Open Data, Innovative/Creative Spaces, Digital Transformation и целый ряд технологических решений, от блокчейна до искусственного интеллекта. Т.е эта область полностью про целенаправленное применение и использование потенциала для создания новых решений.

Solution Space — Shaping Reality

В этой области всё что связано с подходами к действиям и созданию чего-либо — созданию прототипов, тестированию с пользователями и продвижению к реализации полноценных решений. Область включает такие подходы как Design Thinking, Behavioural Insights, Lean Startup, MVP и т.д. Т.е значительный ориентир на действия и созидание.

Порефлексируем? ;)

Теперь мы знаем, что такое инновация, как искать область для инновации применимо к вашему контексту с помощью 10 типов инноваций, какой инновационный подход использовать в вашей стратегии с помощью трех горизонтов инновации и какие инновационные подходы выбрать из всех существующих и наиболее используемых с помощью карты инноваций.

Для закрепления, могу предложить выполнить упражнение от Hyper Island и создать ваш Innovation Case Map. Нам давали его для того чтобы мы могли определить наш Innovation Case, сформировать и обдумать его. После чего уже гораздо проще будет выразить и поделиться своей инновационной идеей с другими людьми и быть более осознанными в выборе и действиях при движении вперед.

Для примера, ниже я добавил свою заполненную карту, к которой попытался сделать подход в рамках курса (в тот момент я работал в РИА, поэтому заполнял с учетом специфики организации).

Innovation Case Map

Во второй части статьи я расскажу, как нас учили различным методам и техникам для поиска инновационных возможностей, исследованию пользователей и генерации инновационных идей с помощью Design Thinking и фреймворка Double Diamond.

Stay tuned ;)

Дима Гилев – продакт-менеджер

0
1 комментарий
Юра Мягков

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда