{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Обзор рынка образования в 2020 году

Все, что происходило в 2020 году, так или иначе завязано на пандемии, карантине и всеобщем переходе в онлайн. Особенно образование, которое традиционно требует оффлайн формата и скопления людей в одном помещении.

Мы в Solvery попытались охватить основные события из индустрии образования в России и мире. Материал разбит на 4 части: общий обзор, а затем обзор изменений в школьном, вузовском и дополнительном образовании в РФ.

Общий обзор индустрии

С приходом удаленки всем пришлось перестраиваться на новый лад. Digital и IT-индустриями это далось легче. Во-первых, они на уровне инфраструктуры лучше подготовлены к изменениям. Во-вторых, часть процессов в них находилась в online формате еще до введения карантина. Тем, кто к этому не был готов, пришлось перестраиваться.

РБК пишет, что на пике первой волны карантина были закрыты школы в 190 странах. 90% учащихся вынуждено перешли на онлайн. Это примерно 1,6 миллиардов человек.Выросли продажи техники, которая упрощает онлайн образование. Исследовательская компания Grand View Research сообщает, что объем рынка электронных досок составит около $1,6 миллиардов за 2020 год, а к 2027 году прогнозируется рост до $2,8 миллиардов.

Кроме досок выросли продажи планшетов, ноутбуков и другой техники. Министр цифрового развития Максут Шадаев в ноябре объявил о том, что государство обеспечит гаджетами учителей. Педагогам выдадут 700 тысяч планшетов, работающих под управления отечественной ОС «Аврора».

Общий объем рынка образования продолжает расти. Российский сегмент закончил 2019 год на отметке в 50 миллиардов.

Интерфакс сообщает, что примерно половину рынка Ed Tech в России занимают так называемые онлайн-университеты: дополнительное профессиональное образования для взрослых. На их долю приходится 22-25- миллиардов рублей. Международный рынок в 2019 году оценивали в $187 миллиардов и прогнозировали рост до $319 миллиардов к 2025 году. В августе 2020-го аналитики подсчитали цифры с учетом пандемии и показали, что ждут роста до $404 миллиардов уже в этом году.

Карантин стимулировал новые инвестиции в уже зарекомендовавшие себя проекты.

Coursera получила $130 миллионов в раунде F. Masterclass получил $100 миллионов в раунду Е. Но самые большие чеки были в Китае. Стартап Yuanfudao привлек $1 миллиард в марте, а в июне $750 получил Zuoebang.Рынок EdTech в мире большой, но доля России в нем всего 1%. За то РФ, наравне с Азией, растет быстрее всех остальных стран в этом сегменте. На 20-25% в год.

Интерфакс предполагает, что к концу 2020 года российский рынок вырастет до 60 миллиардов. Все возможности для этого есть. Аудитория Учи.ру увеличилась в 6 раз, трафик Skyeng — в 2,5 раза, число регистраций у Нетологии — в 2 раза. Остальные участники рынка тоже подросли. Выручка компаний-лидеров из рейтинга РБК за второй квартал 2020 года составила ₽6,2 миллиардов. Это на 26,5% больше, чем в первом квартале. И на 87% больше, чем во втором квартале 2019 года.

Школьное образование в пандемию

Школы не остались в стороне от общих трендов. Всем пришлось перейти на удаленку. Но именно школы столкнулись с самым большим количеством проблем.
Технические:

  • Интернет в школах слишком медленный, чтобы комфортно вести уроки онлайн. В большинстве провинциальных школ это не просто некомфортно, а вообще невозможно
  • В школах устаревшая техника, на которой тяжело работать в необходимых программах
  • У учеников тоже проблемы с техникой. У некоторых ее нет вообще. У других есть только смартфоны, который не очень подходят для учебы. Даже в тех семьях, в которых есть достаточно быстрый интернет и планшет, либо компьютер, проблемы возникают, если детей несколько, а уроки идут одновременно.

НИУ ВШЭ опубликовала доклад, в котором отметила, что примерно 25% российских школьников так или иначе не имеют возможности полноценно обучаться в онлайн-формате.

Человеческие:

  • Учителя не привыкли и не умеют работать в онлайн-формате
  • Ученикам не всегда удобно воспринимать информацию, из-за снижения концентрации падает успеваемость
  • Управлять вниманием школьников так же, как в оффлайне, через Zoom невозможно. Поэтому следить за ними приходится родителям, которые тоже сидят дома из-за карантина. Но многие из них оказались к этому не готовы, особенно когда речь идет не про обычное школьное образование, а про дополнительное творческое: музыкальные и художественный школы, например.

Еще одна проблема — отсутствие общей системы для учебы. Преподаватели жалуются, что приходится использовать сразу несколько программ. Лекции в зуме, доска в миро, переписка в мессенджерах, домашнее задание в документах. Это неудобно.
Проблемы, которые ударили по государственной системе образования, помогли вырасти Ed Tech компаниям.

Основатель холдинга «Нетология групп» Максим Спиридонов в интервью РБК рассказал, что за первую неделю карантина на проект пришел 1 миллион новых пользователей. Также вырос онлайн-агрегатор иностранных школ Educate Online. Проект помогает ученикам получить аттестат зарубежной школы, выучить иностранный язык и поступить в ВУЗ за границу. Основатель говорит, что выручка с марта по май увеличилась в 6 раз, а число учеников — в 4,5 раза.
UPD. В декабре стало известно, что Educate Online привлек $650 тысяч от бизнес-ангелов.

Некоторые проекты привлекли очередные раунду инвестиций.

В декабре стало известно, что компания Mel Science, которая разрабатывает и продает наборы для самостоятельного проведения опытов, получила $14 миллионов. Детская онлайн-школа английского языка Novakid привлекла $4,25. Их конкуренты, Buddy, получили $1 миллион. Платформа с курсами для дошкольников и подростков «Умназия» тоже привлекла $1 миллион. Разработчик детского образовательного ПО IntellectoKids провел раунд А и получил $3 миллиона инвестиций. Платформа для образования дошкольников Smart School Pro привлекла $1,5 миллиона. Онлайн-школа программирования для детей Kodland привлекла $1,5 буквально на днях.

Высшее образование в пандемию

Высшее образование в России по влиянию на него пандемии схоже со школьным, но в миниатюре.

Студентов не нужно контролировать, они способны сфокусироваться сами. Технические проблемы им тоже проще решить самостоятельно.

ВУЗы кое-как были подготовлены к онлайн-формату еще до введения карантина. Базовый опыт работы был у студентов и преподавателей с Coursera, OpenEdu и их аналогами. Поэтому формат онлайн-образования оказался для них не таким шокирующим, как для школьников.Тем не менее, почти все студенты и преподаватели отмечают, что полноценной замены из онлайн формата все равно не получается. Качество падает, отсутствуют социальные связи и дискуссии.

Кроме того, многие студенты живут в общежитиях. Это усложняет ситуацию: сложно качественно учиться в Зуме, когда ты находишься в небольшом помещении, в котором одновременно с тобой разговаривают еще несколько человек. Остаются актуальными проблемы скорости интернета в учебных корпусах, которым пользуются преподаватели. И техническая подкованность учителей.

Дополнительное образование в пандемию

Как мы уже сказали выше, дополнительное профессиональное образование для взрослых занимает 50% рынка Ed Tech в России. Положительнее всего пандемия и карантин сказались как раз на этом сегменте, потому что он больше других был подготовлен к полному переходу в онлайн.

Мы в Solvery выросли за год в несколько раз. В 4 раза выросло количество уроков в месяц, стало в 10 раз больше учеников и в 4,5 раза больше менторов. Добавились новые направления: теперь у нас есть менторы не только по программированию, но и по маркетингу, дизайну и продакт-менеджменту.

Представители Яндекс.Практикума рассказали, что с середины марта резко увеличилось количество регистраций на бесплатные курсы — на 100-150%. За апрель на платформу пришло 100 тысяч новых пользователей. В Geekbrains зафиксировали 650 тысяч новых клиентов за первые две недели карантина. На 500% увеличилось количество учеников на бесплатных программах, на 90% — на платных. Нетология заявила об увеличении числа регистраций в 3 раза, если считать с конца марта. С середины апреля в 2 раза вырос спрос на занятия английским в Skyeng. Интенсивность обучения выросла в 2,5 раза.

Еще в феврале Forbes включил Skyeng в список самых дорогих компаний Рунета.В ноябре Skyeng привлек новый раунд инвестиций от Фонда Владимира Потанина и Baring Vostok.

Летом стало известно, что платформа онлайн-курсов Lectera получила $2,1 миллиона.Интересно, что в нише дополнительного профессионального образования в России доминирующие компании считаются таковыми чисто номинально.

Так в рейтинге проектов, которые направлены на профессиональное образование для взрослых, лидируют Skillbox, Нетология и Geekbrains, у которых 6,5%, 5,3% и 5,3% рынка соответственно. Это сложно назвать доминирующим превосходством. Борьба за лидерство еще предстоит. А вот в нише обучения иностранным языкам есть очевидный лидер. После 2020 года Skyeng занимает примерно 20% рынка. Единственной крупной сделкой стало получение в залог Mail.ru Group 40% компании SkillFactory, которая занимается IT-обучением. Кроме того, холдинг через дочернюю компанию приобрел 45% проекта по подготовке школьников к ЕГЭ «Тетрика». В целом же выручка образовательой экосистемы Mail.Ru Group выросла в трехзначных числа по сравнению с прошлым годом и добралась до отметки 738 миллионов рублей.

Рейтинг российских Ed Tech компаний от РБК
0
2 комментария
Andrew Ilingin

В статье не хватает выводов от автора. Скрин от РБК - это исследование за 2019 год. Было бы интересно посмотреть прогноз за 2020 и мысли по 2021.
 
Неточная инфа по самым крупным сделкам: Yuanfudao поднял не $1B за год, а $2,2B. Biju's из Индии привлек $922M за год, а Unacademy $260M (и еще один раунд на неизвестную сумму).
В России самой крупной сделкой за год стала покупка 25% в Учи.ру Мэйлом за 3,75 млрд руб. Про неё тоже не написали.

Всё равно спасибо за материал) Надо побольше таких

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сахаров
Автор

Спасибо за конструктивный комментарий!
Учтем)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда