Что такое IPO и как это работает (PRO.IPO часть первая)

Любая компания хочет быть узнаваемой и привлекать больше денежных средств для дальнейшего развития своего бизнеса. Для решения этой задачи компания может выпустить акции для обращения на фондовой бирже.

IPO (Initial Public Offering) - это первичная публичная продажа акций компании для всех инвесторов, в том числе в форме депозитарных расписок на акции.

Компания выпускает акции, размещает их на фондовой бирже и любой инвестор может приобрести ценные бумаги этой компании. В случае, если размещение акций пройдет успешно, компания сможет привлечь большое количество инвесторов и, соответственно, большое количество денежных средств.

С помощью IPO компания не только становится узнаваемой и увеличивает объем собственных средств. К преимуществам IPO также относятся: улучшение репутации компании, возможность привлечения средств и приобретения других компаний, привлекательность для сотрудников компании, мотивируя их путем участия в акционерном капитале. Кроме того, участие в IPO дает возможность компании получать кредиты под залог своих акций.

Однако, после того как компания становится публичной, она обязана раскрывать финансовую и внутреннюю корпоративную информацию, что может сделать ее более уязвимой для конкурентов.

Как проводится IPO

Чтобы выйти на IPO компания проходит длительный процесс подготовки, который может занимать от нескольких месяцев до года. Связано это с тем, что к публичным компаниям предъявляются более строгие требования, чем к частным.

В большинстве случаев для проведения IPO компания привлекает андеррайтера - это инвестиционный банк, профессиональный участник фондового рынка, который занимается непосредственно продажей акций. Как правило, на этом этапе идет поиск основных инвесторов, кто предварительно готов купить акции компании во время IPO.

Затем андеррайтер направляет регулятору инвестиционный меморандум, который включает в себя информацию о руководстве и акционерах компании, финансовую отчетность, а также проблемы компании и цели привлечения денежных средств. Регулятором в России выступает Центральный Банк России (ЦБ РФ), в США - Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). После проверки регулятором компания договаривается с биржей о размещении акций.

Далее компания проводит Road Show, во время которого оповещает возможных инвесторов о выходе на IPO, проводит рекламную кампанию, привлекая для этого СМИ.

За несколько недель до IPO наступает период, называемый премаркет, когда компания достигает договоренности с инвесторами о выкупе акции, как правило, со скидкой, и по предварительной стоимости.

И вот наступает момент размещения акций - IPO. В день размещения инвесторы приобретают акции по фиксированной цене. Однако в процессе размещения может возникнуть переподписка книги заявок. Такое возможно в том случае, если спрос превышает предложение, и стоимость акций сильно увеличивается. Например, диапазон цен, определяемый андеррайтером, изначально составляет 22-24$ за акцию, но после переподписания книги заявок несколько раз, организаторы могут увеличить стоимость и акции компании в день размещения будут стоить уже 27$.

Обычно до IPO компании публикуют примерный диапазон цен, который может измениться к началу продаж. Поэтому инвесторы при подаче заявки через брокера на участие в IPO указывают не количество желаемых акций, а сумму, которую они готовы вложить. Однако заявка может быть одобрена не полностью, это зависит от того, есть ли у брокера лимит на количество приобретенных акций, а также это может произойти, если спрос превысит предложение.

Как правило, брокер распределяет количество акций между всеми инвесторами - этот процесс носит название «аллокация». Например, инвестор хотел вложить в IPO 1000$, но спрос на акции был слишком высокий и брокер распределил акции между всеми так, что заявка инвестора была удовлетворена на 100$, то есть аллокация составила лишь 10%.

После начала торгов наступает lock-up - это период, в течение которого крупные инвесторы, купившие акции на этапе премаркета или IPO, не имеют права их продать. Такой период нужен для ограничения количества акций, которые выставляются на продажу в первые часы после IPO, чтобы избыточное предложение не привело к резкому падению цены акций. Lock-up устанавливает сама компания или андеррайтер и этот период может длиться 90, 180 или 270 дней. Во время каждого IPO андеррайтер выносит решение конкретно по отдельному фонду или инвестору: кому установить lock-up, а кому можно продать и без него. Чаще всего блокировка применяется к сотрудникам компании, владельцам, менеджерам и крупным инвесторам и фондам. По окончании данного периода ценные бумаги свободно могут быть реализованы.

В первый день торгов обычно проводится больше всего сделок и цена акций растет. В первые несколько дней заключается самое большое количество сделок. И на этом можно заработать дополнительно, если приобрести бумаги «с рынка» после начала первых торгов.

Что такое «форвард» на IPO

В течение lock-up периода можно зафиксировать текущую цену на акции на часть или полный объем приобретенных ценных бумаг. После окончания периода lock-up акции будут автоматически проданы, а деньги зачислены на счет.

«Форвард» или форвардный контракт - это договор между двумя сторонами, в котором указывается, что ценная бумага должна быть продана в определенный момент в будущем и по определенной цене.

Как правило, форвардный контракт заключается вне биржи и сам по себе он не является ценной бумагой. Такой договор не является стандартным, поэтому стороны могут внести в него любые договоренности.

Продажа «форварда» осуществляется со скидкой от текущей стоимости акций. Размер скидки зависит от стоимости опционов на акции и обычно она равна 10-15%. Точный размер скидки указывается перед подачей поручения.

Продолжение будет

Начать зарабатывать на IPO можно на нашем сайте, при этом, наличие статуса квалифицированного инвестора не обязательно.

Мы в телеграмм

33
реклама
разместить
1 комментарий

Все хорошо и доступно расписано. Кто и почему поставил "минусы"? 🤔