Профессия саунд-дизайнер: кто это, с чего начать и где работать?

Саунд-дизайн — творческая сфера деятельности, основой которой является работа со звуком. Как стать саунд-дизайнером? Чем саунд-дизайнер отличается от композитора? И где может работать специалист этой индустрии? Ответы на все эти вопросы вы можете узнать на Sound Safari, буткемпе образовательной платформы Skillbox, который пройдет с 27 августа по 5 сентября.

К запуску проекта приглашенные преподаватели буткемпа Василий “Bvoice” Константиновский и Андрей Попеску, основатели музыкального стартапа, лейбла и агентства Svoboda Zvuka, рассказали о тонкостях работы и возможностях трудоустройства для саунд-дизайнеров.

Профессия саунд-дизайнер: кто это, с чего начать и где работать?

Кто такой саунд-дизайнер?

Для начала важно понять отличие музыки и звука. Звук — всеобъемлющее понятие, в которое как раз входят и музыка, и шумы, и речь. Работа со звуком — это отдельная форма искусства. А саунд-дизайнер — экспериментатор, изобретатель, который исследует звуковое пространство и ищет принципиально новые решения. Роль саунд-дизайнера сильно недооценена: обычные люди даже не замечают плодов работы профессионалов. Это происходит из-за неосведомленности. Саунд-дизайнер прикладывает руку ко многим будничным вещам и явлениям, о которых мы не задумываемся. Звуки оружия в кино, озвучка сайтов и мобильных приложений, звуковое сопровождение объявлений в метро и на вокзалах, озвучка выставок и прочее — всё это работа саунд-дизайнера.

Сегодня есть много вариантов получения навыков: от обучающих видео на YouTube до высшего образования. Например, во ВГИК и Институте Телевидения и Радиовещания специалистов готовят уже более 15 лет. Минус такого формата — продолжительность обучения. К моменту окончания университета знания, полученные на первом курсе, могут потерять свою актуальность. Дело в том, что профессия саунд-дизайнера напрямую связана с технологиями, которые постоянно меняются и совершенствуются. Кроме того, существуют образовательные курсы разной длительности, где ученики получают концентрированные знания.

Для саунд-дизайнера главное — практика. Есть много профессионалов-самоучек, которые достигли успеха без академического образования. Еще один вариант для новичков — нетворкинг. Знакомьтесь на тематических мероприятиях, общайтесь со специалистами, проходите стажировки или просто наблюдайте за работами столпов индустрии — все это поможет вам развить вкус, преодолеть страх перед экспериментами, получить понимание того, что сегодня актуально. Форс-мажоры, работа с жесткими дедлайнами и опыт — лучшие учителя, которые дадут реальное понимание того, как устроена индустрия.

Навыки саунд-дизайнера: что сделает вас востребованным специалистом?

Помимо основы, то есть набора непосредственных профессиональных навыков, например, работы со звукозаписывающим оборудованием и софтами, поиска локации для записи звука, создания синхронных шумов, для любого специалиста творческой профессии важно обладать софт-скиллами. Ключевые — музыкальный слух, знание основ строения музыки, умение коммуницировать и воспринимать критику. Адекватная реакция на критику необходима в этой индустрии: правок к вашей работе может быть много. К ним надо относиться спокойно и не воспринимать близко к сердцу — у каждого человека свое видение творчества, у вашего заказчика в том числе. Грамотная коммуникация помогает выстраивать хорошие и надежные взаимоотношения с заказчиками, искать индивидуальный подход к ним и заранее понимать, чего от вас хотят получить в итоге. И, конечно, никуда без музыкального слуха. Для работы в этой сфере надо понимать, а точнее слышать, какие звуки сочетаются, как органично вписать тот или иной звук в общую канву, как работать с тональностями и гармониями.

Где саунд-дизайнер может работать?

У саунд-дизайнера, как и у представителя практически любой другой творческой профессии, есть несколько опций для работы: фриланс, инхаус или в агентстве. В целом, обязанности саунд-дизайнера одинаковы во всех трех вариантах, но имеют небольшую специфику. С фрилансом все знакомы: человек принадлежит сам себе, сам выбирает проекты и получает за них сдельную оплату от заказчика за проделанную работу. Инхаус — вариант занятости, при котором специалист работает в конкретном музыкальном продакшне или студии производства кино. Еще один вариант — работа в агентстве, то есть в продакшн-студии. Это нечто среднее между работой инхаус и на фрилансе. Обычно продакшн-студии — небольшие объединения специалистов, которые также выбирают проекты и получают оплату от заказчика, которая делится между лицами, задействованными в проектах.

Если говорить о сферах применения навыков, то вы точно найдете что-то по душе. Саунд-дизайнер может работать в кино, в театре, в индустрии рекламы, в веб-форматах, в индустрии спортивных событий, создавая звуковое сопровождение различных соревнований и чемпионатов. Или в индустрии благоустройства города, где надо создавать композиции для общественного транспорта и для общественных мест. А также на радио, в музеях и на выставках — везде, где есть звуки.

Цикл работы саунд-дизайнера от поступления заказа до готового проекта

Первым делом саунд-дизайнеру поступает заказ — это этап брифования и обсуждения задач. А далее процесс во многом зависит от самого проекта. Например, если речь идет о звуковом сопровождении офлайн-мероприятия или проекта, то необходим выезд на площадку. Саунд-дизайнеру надо понять, какая акустика в пространстве, уровень посторонних шумов. Если это онлайн-проект, допустим, видеоролик или звуковые эффекты в мобильном приложении, то после получения брифа можно сразу приступать к основной части. Она заключается в том, что звук надо найти. Есть два способа: покупка в библиотеке звуков с последующей переработкой или самостоятельная запись. Первый вариант порой может быть проще в реализации, но менее интересен с художественной точки зрения. Второй же — авторский, уникальный. Вы сами берете рекордер и записываете звук, который именно в таком звучании будет только у вас. Полная эксклюзивность исполнения. Следующий шаг — презентация данной стадии проекта заказчику. Если она согласована — можно переходить к финальному этапу: сведению и мастерингу. Некоторые саунд-дизайнеры делают это самостоятельно, а некоторые обращаются к подрядчикам: звукорежиссерам или специализированным студиям.

На этапе заключения договора с заказчиком надо проявить максимум осторожности: обязательно следите за сохранением ваших авторских прав и сроках лицензирования. Возможно, ваш проект начнет транслироваться по всему миру, но вы не получите за это ни копейки, если откажетесь от авторства в пользу заказчика. В то время как в большинстве случаев сам заказчик не будет собирать данные отчисления.

Для новичка индустрии: с чего начать и как стать заметным специалистом

Главный совет начинающему саунд-дизайнеру — не бояться проявлять себя. Возможно, поначалу вам будут поступать не самые высокооплачиваемые запросы. Но вы будете зарабатывать себе репутацию, собирать кейсы и опыт, сработает эффект сарафанного радио. Клиенты начнут выходить на вас самостоятельно.

Кроме этого, вы можете сами предлагать свои услуги. Писать продакшнам, киностудиям или артистам с предложением сотрудничества. К этому моменту у вас уже должно быть портфолио с работами или шоурил, чтобы потенциальный заказчик мог оценить вас как профессионала.

Кстати, медийность порой тоже играет немаловажную роль. Например, вы можете делать работы сами для себя и размещать их в социальных сетях. Не стоит недооценивать роль Instagram или TikTok сегодня — это полноценные платформы с широким спектром инструментов, позволяющих презентовать себя специалисту любой индустрии.

Всем молодым специалистам хочется пожелать не стесняться экспериментировать, выходить за рамки обыденного и доверять внутренним ощущениям. Именно за это, как показывает мировая практика, вручают Оскары и Грэмми.

1111
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

чтобы начать зарабатывать, надо сначала заработать, чтобы потом купить буткемп на котором тебе расскажут как зарабатывать)

Ответить