MiCA (МиКА): что нового нас ждет в регулировании криптовалют в ближайшее время?

Мы часто сталкиваемся с клиентскими запросами на юридическое сопровождение процесса токенизации. Самое интересное в этой истории то, что клиент иногда не имеет четкого представления, что именно он хочет токенизировать: акции, права, товар. Что, как и что по этому поводу попробую рассказать дальше. Здесь речь пойдет об обсуждаемом сегодня в ЕС акте, который призван урегулировать фрагментированный (с точки зрения правовой базы) на данный момент рынок – MiCA.

Проще говоря: что такое токенизация глазами юриста

Для бизнеса токенизация чаще всего сводится к выпуску токенов и технической процедуре. По существу, это процесс замены: токенизируемый объект обретает свой символ в цифровой среде (токен), движение которого символизирует движение самого объекта. Классические ценные бумаги (чеки, акции, облигации, коносаменты) в своей строятся на той же идее упрощения обмена за счет передачи документа, в основе которого - определенный актив.

Все регулирование крипторынка сводится к “распаковыванию” токена: регуляторы хотят видеть сам лежащий в основе актив и выстраивать систему требований именно на его основе.

Что такое MiCA?

Регуляторную среду блокчейна в последний год сотрясают полярные события: с одной стороны жесткие ограничения майнинга и оборота в Китае, с другой признание Биткоина официальным средством платежа в Сальвадоре. В этой череде ЕС медленно, но верно движется по пути создания новой среды для регулирования крипторынка. В сентябре 2020 Европейская комиссия опубликовала проект Положения о рынках криптоактивов («MiCA»). MiCA должно обеспечить комплексную и согласованную нормативную базу для криптоактивов, которые не относятся к финансовым инструментам, в частности, стейблкоины (ART), e-money токены (EMT) и utility-токены.

MiCA содержит массу интересных положений: требования к white paper, случаи, когда публикация white paper не требуется, положения, защищающие покупателей активов и др. Но на данном этапе, версия положения обсуждается, дополняется, комментируется. Этот документ нужно принимать во внимание, потому что это уже довольно отчетливый вектор развития европейского подхода. Но на данном этапе не стоит считать его без двух минут принятым.

Что будет регулировать MiCA?

Положение вводит следующие категории: общее определение криптоактива (цифровое выражение стоимости или прав, которые могут передаваться и храниться в электронном виде, с использованием технологий распределенного реестра или аналогичных им) и отдельно выделяет три формы криптоактивов, которые предположительно попадут в его сферу:

MiCA (МиКА): что нового нас ждет в регулировании криптовалют в ближайшее время?

К выпуску ART MiCA устанавливает повышенные требования: эмиссию могут проводить только юридические лица, учрежденные в ЕС (два исключения: сумма выпуска не более EUR 5 000 000 или предложение направляется только квалифицированным инвесторам), обязательное одобрение выпуска, другие стандарты составления white paper, обязанность эмитента поддерживать резервы, в том числе через инвестирование резервных активов только в высоколиквидные финансовые инструменты с минимальным рыночным и кредитным риском, раскрытие информации на ежемесячной основе.

NFT (non-fungible token), невзаимозаменяемые токены, тоже попадают под определение криптоактива в соответствии с MiCA, но в то же время они относятся к группе исключений и для них не нужно публиковать white paper.

MiCA (МиКА): что нового нас ждет в регулировании криптовалют в ближайшее время?

Что MiCA НЕ будет регулировать?

  • непосредственно сам блокчейн или технологию распределенного реестра, лежащую в основе криптоактивов;
  • процесс майнинга;
  • так называемые CBDC (Central Bank Digital Currency) - официальные государственные цифровые валюты, разработка которых сейчас обсуждается и/или ведется не в одной стране;
  • финансовые инструменты (в т.ч. ценные бумаги в форме security token’ов), секьюритизацию, электронные деньги и все, что попадает в сферу специального регулирования (MiFID II, E-Money Directive и др.)

Что такое MiFID II и к чему он применяется?

Финансовые рынки и финансовые инструменты – одна из самых контролируемых со стороны государства сфер. Нужно это для защиты участников и обеспечения финансовой стабильности. При этом регулирование будет применяться не только тогда, когда на предлагаемом инструменте будет написано «ценная бумага» или «дерриватив». Применяться оно будет тогда, когда сама природа инструмента подходит под описание финансового инструмента, что происходит нередко.

Речь идет о тех самых security-токенах, которые чаще всего становятся объектом применения Howey test, информационной атаки и судебных разбирательств.

Точкой соединения финансового регулирования и крипторынка можно считать Разъяснение ESMA (Advice on Initial Coin Offerings and Crypto-Assets), которая указала, что криптоактивы могут попадать под регулирование MiFID, требования о публикации проспекта и лицензировании вовлеченных фирм.

Например, частой историей для криптопроектов становится объединение капитала для реинвестирования, что с точки зрения регулятора вполне может попадать под определение организации коллективных инвестиций (collective investment undertaking) - организации, которая объединяет капитал, собранный от участников, с целью инвестирования для получения совокупного дохода и распределения его в пользу инвесторов; при этом такие инвесторы не имеют повседневного усмотрения или контроля над организацией.

Предложение такого продукта осуществляется под надзором регулятора и с соблюдением требований о раскрытии информации и составлении проспекта (если только проект не попадает под перечень исключений).

Кто будет следить?

Надзор за организациями, попадающими в сферу действия MiCA, будет осуществляться:

– По общему правилу - национальными уполномоченными органами в государствах-членах ЕС, в которых они находятся.

– Для токенов с привязкой к активу (ART) - Европейским банковским управлением (EBA)

– Для E-Money токенов - как национальными органами, так и EBA.

Кого MiCA будет регулировать?

MiCA затронет лиц, вовлеченных в выпуск криптоактивов и оказание услуг в этой сфере, находящихся в ЕС, но в равной степени повлияет на лиц, находящихся за пределами ЕС, которые, однако, привлекают средства или оказывают услуги клиентам из ЕС. Этот принцип действия вытекает из задачи - обеспечить защиту потребителей и инвесторов из ЕС.

Для MiCA центральными становятся два субъекта:

1) Эмитент криптоактивов (issuer of crypto-assets) - юридическое лицо, которое предлагает любой тип криптоактивов или добивается допуска таких криптоактивов к торговой платформе.

К эмитентам устанавливаются требования:

  • по форме (обязательно – юридическое лицо),
  • по публикации white paper (составить, уведомить надзорный национальный орган, опубликовать – кроме случаев, когда выпуск попадает под исключение, см. далее – о стандартах white paper)
  • действовать в соответствии со стандартами (действовать честно, справедливо и профессионально; осуществлять коммуникацию с держателями криптоактивов честно, ясно и не вводя в заблуждение; предотвращать, выявлять, регулировать и раскрывать любые конфликты интересов, которые могут возникнуть; поддерживать все свои системы и протоколы безопасности доступа в соответствии с надлежащими стандартами Союза.)

2) Поставщик услуг в сфере криптоактивов (crypto-asset service provider, CASP) - любое лицо, чьим занятием или бизнесом является предоставление одной или нескольких услуг криптоактивов третьим лицам на профессиональной основе;

При этом услуги охватывают следующие виды деятельности:

(a) хранение и управление криптоактивами от имени третьих лиц;
(b) обеспечение работы торговой платформы для криптоактивов;
(c) обмен криптоактивов на фиатную валюту, являющуюся законным платежным средством;
(d) обмен криптоактивов на другие криптоактивы;
(e) исполнение поручений на операции с криптоактивами от имени третьих лиц;
(f) размещение криптоактивов;
(g) прием и передача поручений на операции с криптоактивами от имени третьих лиц;
(h) предоставление консультаций по криптоактивам.

Приложение 4 к MiCA предусматривает минимальные требования к уставному капиталу для CASP, разделяя их на 3 класса:

MiCA (МиКА): что нового нас ждет в регулировании криптовалют в ближайшее время?

Требования к white paper

Статья 5 устанавливает требования к содержанию т.н. белой книги (white paper), которые подробно по пунктам разложены в Приложении 1 к акту:

1. Подробное описание эмитента и представление основных участников, вовлеченных в разработку и развитие проекта;

2. Подробная информация о проекте, типа криптоактивов, которые будут предлагаться публично или для которых запрашивается допуск к торговле, основания, по которым криптоактивы будут предлагаться публично или почему запрашивается допуск к торговле и запланированное использование фиатной валюты или других криптоактивов, собранных посредством публичного предложения;

3. Подробные характеристики публичного предложения (количество криптоактивов в выпуске, цена выпуска и условия подписки);

4. Подробное описание прав и обязанностей, связанных с криптоактивами, а также процедур и условий реализации этих прав;

5. Информация о лежащих в основе выпускаемого токена технологии и стандартах;

6. Подробное описание рисков, связанных с эмитентом, самими активами, публичным предложением и реализацией;

Также дополнительно MiCA устанавливает включение следующей информации:

7. Оговорка: «Эмитент криптоактивов несет полную ответственность за содержание данной «белой книги». Данная техническая документация по криптоактивам не была рассмотрена или одобрена компетентным органом какого-либо государства-члена Европейского Союза»;

8. Отсутствуют утверждения о будущей стоимости криптоактивов, если эмитент этих криптоактивов не может гарантировать такую будущую стоимость

9. Включены стейтменты органов управления о корректности данных;

10. В начале - резюме, в котором кратким и нетехническим языком излагается основная информация о предложении криптоактивов.

Природа регулирования white paper сильно напоминает регулирование выпуска ценных бумаг и обязательства эмитентов раскрывать информацию. Это же относится к перечню исключений, когда составление и публикация white paper становятся необязательными:

(a) криптоактивы предлагаются бесплатно (при этом бесплатным не считается предоставление криптоактивов в обмен на введенную персональную информацию);
(b) криптоактивы автоматически создаются посредством майнинга в качестве вознаграждения за поддержание DLT или подтверждение транзакций;
(c) криптоактивы уникальны и не могут быть заменены другими криптоактивами (unique and not fungible);
(d) криптоактивы предлагаются менее чем 150 физическим или юридическим лицам в каждом государстве-члене, если такие лица действуют от своего имени;
(е) в течение 12 месяцев общее рассмотрение публичного предложения криптоактивов в Союзе не превышает 1,000,000 евро или эквивалентную;
(f) публичное предложение криптоактивов адресовано исключительно квалифицированным инвесторам, а криптоактивы могут принадлежать только таким квалифицированным инвесторам.

Эмитенты будут обязаны уведомлять национальный надзорный орган о наличии WP не менее чем за 20 рабочих дней до публикации, а также предоставить список государств ЕС, в которых они намереваются предложить к публичной продаже свои криптоактивы. При этом такой уведомительный порядок распространяется только на токены, не относящиеся к ART или EMT, для которых действует порядок разрешительный (эмитент обращается в компетентный орган с запросом об авторизации). Также MiCA устанавливает отдельные требования по содержание white paper для ART (приложение 2).

В двух словах (или чуть больше):

– В ЕС в стадии рассмотрения находится акт, который призван регулировать рынок криптоактивов – MiCA.
– MiCA затронет все криптоактивы, которые не могут быть отнесены к финансовым инструментам, к CBDC, в том числе, т.н. стейблкоины.
– Предлагается выделить три особые категории криптоактивов: utility, ART, EMT.
– Для криптопроектов, которые попадают под определение финансового инструмента, необходимо соблюдать требования регулирования рынков капитала, в частности, положений о раскрытии информации, регистрации выпусков, соблюдения MiFID II.
– Установлены требования для лиц, вовлеченных в оборот криптоактивов.
– Установлены подробные требования к содержанию white paper.
– Отдельные режимы созданы для ART и EMT.
– Пока положение находится на рассмотрении, но в случае его принятия криптопроекты будут вынуждены обеспечивать еще одну большую сферу комплаенса.

66
1 комментарий

Автор потратил, наверное половину дня для написания этой чуши. Нидерландский регулятор выдвинул законопроект!! о ригулировании рынка криптовалюты в ЕС и....все!!!

Ответить