{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Ошибки юристов при назначении экспертиз в спорах по детям

Большую долю споров, которые я сопровождаю составляют семейные споры, а именно споры о месте жительства детей и определения порядка общения с отдельно проживающими родителями.

Часто приходится сталкиваться с грубейшими ошибками оппонентов на стадии назначения психологических и психолого-психиатрических экспертиз.

Ошибка 1

Ряд коллег, не принимая во внимания теперь уже официальные разъяснения Минюста и Минздрава, пытаются добиться назначения психолого-педагогической или педагогической экспертиз.

26 августа 2020 года были данные официальные разъяснения о том, что таких видов судебных экспертиз, как педагогическая и психолого-педагогическая, имеющих свою теоретическую и методологическую основу, не существует.

Необходимо принять во внимание, что в рамках детских споров необходимо и целесообразно назначение может назначаться судебная психологическая либо комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Привожу список основных вопросов, входящих в компетенцию данных видов экспертиз. Важно комбинировать вопросы в зависимости от конкретной ситуации и особенностей каждого из споров.

Вопросы относительно личности ребенка:

− Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности и уровень его психического развития?

− Имеются ли у ребенка признаки психического расстроиства, отставания в психическом развитии?

− Каково психологическое отношение ребенка к каждому из родителеи, а также к другим членам семьи?

− При выявлении у ребенка негативного отношения к одному из родителеи, чем оно обусловлено?

Вопросы относительно личности родителя:

-Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителеи (отца, матери или других фактических воспитателеи)?

− Каков стиль воспитания каждого из родителеи?

− Страдает ли каждыи из родителеи психическим расстроиством?

− Каково психологическое отношение родителя (отца, матери, другого фактического воспитателя) к ребенку?

Вопросы относительно степени воздействия родителей на ребенка:

− Является ли мнение ребенка о месте проживания (порядке общения с родителем) самостоятельным, с учетом его возраста, психического состояния, уровня психического развития, влияния на него со стороны одного из родителей?

− Оказывает ли каждыи из родителеи психологическое индуцирующее влияние на ребенка?

− Оказывают ли индивидуально-психологические особенности родителя, его психическое состояние, стиль воспитания негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка?

Ошибка 2

Главное табу: Никаких правовых вопросов эксперту, на правовые вопросы отвечает только суд!

Ошибка 3

Нередко экспертов в рамках судебных экспертиз просят охарактеризовать «микроклимат в семье» и оценить, «благоприятен ли он для воспитания и развития ребенка», дать «психологическую оценку обстановки в семье». На такие узкие вопросы эксперт не может и не должен давать ответов, поскольку это не входит в компетенцию психолога при проведении экспертизы. Такие вопросы не имеют под собой специальной методики, позволяющей дать верные ответы, которые могут способствовать разрешению споров.

Ошибка 4

Не занимаются и эксперты и выяснением мнения ребенка относительно наличия желания проживать с тем или иным родителем, наличия желания общаться с родителем, а также графика и порядка общения предпочтительного для ребенка.

Опрос ребенка проводится либо судом в судебном заседании, либо непосредственно органом опеки. В судебном заседании опрос проводится только после выяснения мнения органа опеки о его целесообразности и наличия или отсутствия возможного неблагоприятного воздействия на ребенка.

Ошибка 5

Не занимаются эксперты выяснением фактов и обстоятельств.

Эксперт не компетентен отвечать на следующие вопросы:

«Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка?»«Имеются ли факты насилия над ребенком со стороны родителеи?» и др. Ответы на подобные вопросы являются очевидным выходом психолога или психиатра за пределы своих специальных знании и утвержденных методик.

Постаралась вкратце описать самые распространенные и часто встречаемые ошибки на стадии назначения экспертиз в спорах по детям. Конечно, на практике их бывает гораздо больше, важно, оценивать ситуацию в каждом конкретном случае, а также в целом оценивать необходимость инициирования судебного спора в той или иной ситуации.

Для оценки перспектив вашего дела, а также правовой консультации вы можете связаться со мной следующим образом:

Мой канал:

Telegram @advocatb

Whatsapp 8-985-348-30-54

Оставить заявку на сайте:

0
1 комментарий
Олег Олегов

Спасибо за информативную статью, коллега!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда