Зимний Байкал: сколько стоит, где жить, что посмотреть, чем заняться

Этот сезон для моей компании юбилейный — ровно десять лет мы устраиваем путешествия по льду Байкала. Я систематизировал основную информацию, которая будет полезна при планировании самостоятельной поездки.

​Лед Байкала в конце февраля Иван Чудаков
​Лед Байкала в конце февраля Иван Чудаков

Как добраться, на сколько ехать, когда ехать, что посмотреть, чем заняться, сколько стоит, где жить, что поесть — постарался ответить на большинство вопросов, которые задают мне заказчики.

Кому лень читать, вдогонку записал видеогайд.

Как добраться до Иркутска?

Для тех, кто едет на Байкал в первый раз рекомендую начать путешествие по южной и средней части озера с прилетом в Иркутск. Первое — это удобнее в плане логистики, второе — тут сконцентрировано больше всего достопримечательностей, третье — это более приемлемый вариант по деньгам чем север. Про север я расскажу отдельно, чуть позже.

В Иркутск летают «Аэрофлот», «С7», «Победа», «Уральские авиалинии», прямые рейсы есть из Москвы, Питера, Новосибирска, Красноярска, Сочи, Владивостока и других крупных городов. Если из вашего города прямых рейсов нет, добраться можно поездом. «Скайсканер», «Авиасейлз» и сайт «РЖД» вам в помощь.

​Прямые рейсы есть из этих городов
​Прямые рейсы есть из этих городов

Когда на Байкале встает лед и когда лучше ехать?

Первый лед на Байкале появляется в декабре в заливах Малого Моря — 300 километров от Иркутска. К середине февраля лед становится достаточно крепким, чтобы по нему можно было ездить на машине. С этого момента и стартует зимний туристический сезон на Байкале. Но приезжать лучше в начале марта, потому что в феврале холодно, может быть до минус 35. В марте средние температуры минус 10–15 градусов, что вполне комфортно для прогулок, пикников и фотографирования. Если получается — выбирайте интервал с 8 по 20 марта.

На сколько ехать?

Оптимально 6–7 дней. Можно меньше, можно больше, но практика показывает, что за неделю удается без спешки посетить ключевые точки, нечего не упустить и не успеть заскучать.

Сколько стоит тур на Байкал?

Обычные групповые туры на Байкал на 5–7 дней рассчитываются на 8–12 человек, при этом приличное путешествие на человека обходится от 65 до 100 тысяч рублей. Получается, что стоимость хорошей программы находится в диапазоне от 520 тысяч до 1,2 млн рублей. Если усреднить значения, то получается 850 тысяч рублей на 6 дней при группе 10 человек. Теперь разделите 850 на количество человек в вашей группе, и вы получите примерную стоимость.

Естественно редко попадаются компании, которые путешествуют семьями по десять человек, поэтому разумно подключиться к групповым турам, которых в сети можно найти сотни. Если же вы можете себе позволить потратить на семейное путешествие 600–800 тысяч рублей, и вам не хочется ехать с незнакомыми людьми — заказывайте индивидуальный тур. В этом случае еще и можно будет подстроить программу под свои хотелки.

С бюджетом меньше 100 тысяч рублей поездку на Байкал, на мой взгляд, лучше не рассматривать. Расстояния большие и транспортные расходы соответствующие. Нет хороших предложений по проживанию в эконом-сегменте. Поэтому лучше подкопить и кайфануть, чем сэкономить и разочароваться.

Поездку на Байкал, на мой взгляд, лучше не рассматривать с бюджетом менее 100 тысяч рублей.

Что посмотреть на зимнем Байкале?

Листвянка — самая ближняя к Иркутску точка на Байкале, ехать на машине 40 минут. Здесь байкальский музей, где расскажут про флору и фауну озера, нерпинарий с единственной в мире дрессированной нерпой, сувенирный рынок. Весь поселок протянулся на 5 километров вдоль береговой линии озера. Также из Листвянки стартует большинство туров по южному Байкалу — на хивусах, снегоходах, лыжах и собачьих упряжках.

Кругобайкальская железная дорога — памятник инженерного искусства 20 века. Участок железной дороги, который раньше был частью Транссибирской магистрали. После открытия иркутской ГЭС, часть этой дороги затопили, а поезда пустили к западу от Байкала.

Сейчас КБЖД это 80 километровый отрезок дороги вдоль берега Байкала с тоннелями, мостами, виадуками, подпорными стенками — через каждые сто метров попадается какое-то уникальное инженерное сооружение. На момент постройки эта дорога считалась самой дорогой в мире, из расчета затрат на километр пути.

Бухта Песчаная — больше транзитный пункт, чем место для зимнего отдыха. Песчанку посещают в рамках ледовых переходов на Хивусах и джипах. В бухте можно увидеть чистый лед и красивые скалы, с которых делают отличные панорамные фотографии. Достаточно красивое место.

Поселок Большое Голоустное — такая же транзитная точка, как и бухта Песчаная. Есть туристы, которые приезжают сюда на несколько дней, но в основном тут останавливаются, чтобы пообедать в местной кафешке и сходить в туалет. Здесь тоже встречаются участки красивого чистого льда с «инстаграмными» пузырьками.

Пролив Малое Море — это участок, отделяющий остров Ольхон от материковой части. Малое Море, вместе с островами Огой и Ольхон, самые посещаемые зимой, да и, пожалуй, летом места.

Люди делятся на два типа: те, кто от Ольхона без ума и те, кому он вообще не нравится. Я отношусь ко второму. И на то есть причины: сервиса ноль, толпы туристов, хороших мест питания нет, туалетов нет и лысая природа. Но зимой не приехать сюда нельзя. Здесь самая высокая концентрация чистого льда, тут ледяные пещеры, гроты и пузырьки.

Лучший вариант посмотреть достопримечательности Ольхона и Малого Моря — отправиться в однодневную вертолетную прогулку.

Сервиса ноль, толпы туристов, хороших мест питания нет, туалетов нет и лысая природа. Но зимой не приехать сюда нельзя.

Улан-Удэ и Иволгинский дацан — интересные места. Планируя маршрут нужно четко понимать, зачем? Улан-Удэ и Иволгинский дацан находятся не на Байкале, до него пара часов езды. Многие туристы, завороженные мистикой и шаманами, едут туда, чтобы это прочувствовать на себе. Не спешите это делать, если про буддизм и шаманизм вы ничего не знаете. Перед поездкой изучите ролики на ютюбе, проверьте насколько это ваше. Для людей непосвященных ритуалы выглядят бутафорией, да и риск нарваться на шамана-актера достаточно велик.

Учитывайте, если вы включаете Улан-Удэ в комплексный тур по Байкалу, и он для вас транзитная точка, придется заложить минимум 2–3 дня на его посещение. Встраивать его в программы вместе с Иркутском и Ольхоном, довольно проблематично в плане логистики. Если цель поездки шаманы и буддизм — добро пожаловать, если просто поглазеть — не стоит.

Байкальский биосферный заповедник— отличное место с современной туристической инфраструктурой. На территории заповедника есть визит-центр, оснащенный интерактивными панелями, которые даже без гида предоставят исчерпывающую информацию о Байкале. Также есть экспозиция, посвященная Кругобайкальской железной дороге, вольер с баргузинским соболем, и самое приятное — кедровая аллея с удобными деревянными тропинками и лавочками, на которых можно устроить пикник с горячим кофе и выпечкой.

Город Байкальск и «Гора Соболиная». Сам город ничем не примечателен, кроме того, что в нем до 2013 года функционировал Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. В Байкальске живет около 12 тысяч человек, есть гостиницы, ресторан, пара супермаркетов. Туристы сюда приезжают, чтобы покататься на горных лыжах.

«Гора Соболиная» —небольшой курорт в паре километров от Байкалька. Есть один кресельный и пара бугельных подъемников, вокруг прокаты лыж, гостиницы среднего уровня. Тратить на «Соболиную» больше одного–двух дней не стоит. После 5 вечера, с остановкой подъемников, жизнь здесь замирает. Да и сама горнолыжка по развитию застряла в 80-х годах. Но как транзитный вариант, неплохо. Для своих гостей мы делаем так: до обеда катание на лыжах, обед в ресторане «Клюква», который находится в отеле «Белый соболь», потом сафари на снегоходах или собачьих упряжках с пикником в тайге или на льду Байкала.

Гора Мамай — центр притяжения фрирайд-тусовки. Ущелье в котором расположилась деревушка из зимовий. Тут практически нет лишних людей, здесь своя атмосфера. Снегоходчики и лыжники со всей страны приезжают сюда за пухлым снегом. Туристам сдают зимовья, некоторые из них довольно комфортные. Есть даже коттедж с душем, туалетом и теплым полом. Стоимость его аренды 60000 в сутки без питания. Вообще это место в моем личном топе как для зимнего отдыха, так и для летнего.

Чем заняться на Байкале?

Собачьи упряжки. Их можно найти в поселке Листвянка и в поселке Утулик. Есть часовые покатушки, а есть многодневные туры по тайге и льду Байкала.

Снегоходы и квадроциклы. Возможна как почасовая аренда, так и многодневные туры. Техника есть в поселке Листвянка, в городе Байкальске и на острове Ольхон.

Джиппинг. Сразу скажу, что вы не найдете в Иркутске джипов, которые можно взять в аренду и управлять ими самостоятельно. Когда наши клиенты хотят сами сидеть за рулем, мы пригоняем автомобили из других регионов: до пяти машин — из Красноярска, если нужно больше, например, под какую-то экспедицию, то из Москвы.

В Иркутске есть джип-клубы. Это направление здесь развито, поэтому найти джип-туры по озеру достаточно просто. Но 99% случаев в автомобиле вы будете пассажиром.

Горные снегоходы, хелиски и скитур. На Байкале есть два основных места для фрирайда. Первое — гора Мамай в 250 километрах от Иркутска, второе — Даван, находится на самом севере Байкала. Обычно такие места посещают целенаправленно, но на тот же Мамай можно приехать на пару дней. Там уже достаточно цивилизованное место для тайги и можно арендовать горный снегоход с инструктором. Также можно попробовать себя в фрирайде, хелиски и скитуре, но для этого должна быть минимальная подготовка.

Гастрономические туры. Культура по поеданию вкусной и качественной еды на Байкале только зарождается. Несмотря на то, что сибирская, байкальская и бурятская кухни сами по себе простые и понятные, найти место с хорошей ухой, позами или соленым омулем сложно. Пока гастрономические туры профессионально организовываем только мы.

За последние три года мы организовали 12 гастрономических путешествий. В этих турах не было ни одного случайного приема пищи. Все завтраки, обеды, ужины, пикники — каждое блюдо и напиток были спланированы заранее. У нас есть целый склад с оборудованием для организации питания в труднодоступных местах. Изотермические боксы, газовые холодильники, посуда, шатры, грили, вакууматоры, кемпинговая мебель.

За все время, ни осталось ни одного этапа, который бы мы не контролировали. Все, например, от добычи мяса, его предварительной подготовки, хранения и доставки, до приготовления, сервировки и подачи. Так с каждым продуктом, за исключением тех, которые мы привозим из-за рубежа, типа соли или оливкового масла.

Гастрономические туры на Байкале есть, но пока в ограниченном количестве.

Фото- и видеотуры — с ними проблем нет. На зимнем Байкале уже побывали все, кому не лень — «Нэшнл Джиографик», «Дискавери», «БиБиСи». Блоггеров тоже было немало. Локаций миллион. Тут даже добавить особо нечего.

Наблюдение за нерпами. Весной, в середине апреля, когда начинает тает лед, есть возможность оправиться посмотреть на нерп. На хивусах группа с биноклями и фотоаппаратами передвигается среди дрейфующих льдин и выслеживает нерпу. Она периодически выбирается, чтобы погреться на солнце. Не группа, а нерпа. Глушится мотор, все выходят на лед и пытаются к ней тихо подойти, чтобы сделать фото. Как-то так.

Картинг и багги. Такие развлечения лимитированы. Арендовать багги можно на Малом Море в районе базы отдыха «Хадарта», картинг только индивидуально. Километры чистого льда, резина с металлическими шипами буквально прилипает к поверхности. Можно разогнаться до 120 км\ч. Лучшие места для таких заездов в районе Малого Моря и острова Ольхон, как вариант поближе к Иркутску — поселок Большое Голоустное.

Коньки. Наверняка в сети вы видели фотографии людей, катающихся по катку размером с океан — скорей всего на фото Байкал. Даже если кататься вы не умеете, то надеть коньки все равно стоит. Как минимум для того чтобы сделать фоточку для инстаграма. Арендовать коньки можно на турбазах Малого Моря и острова Ольхон. Привезти свои тоже не запрещается.

Беговые лыжи. В большей степени пользуются популярностью у местных жителей. Есть хороший однодневный маршрут от станции Переезд с пересечением Байкала с запада на восток. Для этого нужно доехать на электричке до станции Переезд соответственно. С поиском лыжни ошибиться сложно из-за популярности маршрута. Первая половина трассы 15 километров проходит по лесу и спускается она прямо к Байкалу, вторая половина накатана прямо по льду Байкала.

В южной части озера открытый лед бывает редко, он покрыт снегом, поэтому ехать на лыжах все-таки не по льду Байкала, а по снегу. Даже не спеша этот маршрут реально пройти за 6–7 часов. Добраться нужно до города Слюдянка. Там сесть на электричку обратно до Иркутска. Неплохой вариант, если вы приехали на Байкал на пару дней и хотите провести время с пользой.

Вообще география лыжных маршрутов не ограничена только этой трассой. Можно взять лыжи и шагать по Байкалу хоть 100 километров, если здоровье позволяет.

Купание в майне. Для тех кто не знает, майна от проруби отличается тем, что у проруби нет дна. Лед исходя из названия прорубается до воды, а в майне сдалбливается сантиметров 50–60. Получается такая ледяная ванна. Чтобы заполнить ее водой пробуривается небольшое отверстие. Это гораздо безопаснее, особенно если делать майну посреди Байкала, где глубины могут достигать полутора километров.

Мы делаем майны во время ледовых сафари — разбиваем кемпинг на льду, ставим мобильную баню и бар с глинтвейном.

Можно купаться даже в -35 °C, но есть одно правило, которое нужно соблюдать. Если хоть на секунду зассал, не суйся — простынешь. Купаться в майне нужно только чувствуя азарт и уверенность, тогда никаких простуд и соплей. Проверял на себе не раз.

Владимир Николаев, генеральный продюсер компании «211»

Горные лыжи. Про них скажу коротко. Если цивилизованное катание с подъемниками, гостиницами и кафе, то на «Гору Соболиную», если фрирайд и атмосфера — Мамай.

Вертолетные экскурсии. Плавно подбираемся к аудитории, у которой есть от 500 000 рублей на поездку группой 2–4 человека. Стоит ли брать вертолет? Определенно, если вы можете выделить на поездку максимум 3–5 дней.

Наличие вертолета исключит зубодробительную поездку к острову Ольхон и осмотр достопримечательностей вокруг него. Можно ловко осмотреть ключевые точки за пару-тройку часов и улететь в Иркутск. Не придется проталкиваться через колонну УАЗиков везущую половину Шанхая к мысу Хобой, и сжимать весь день мочевой пузырь трясясь в джипе, потому что вокруг острова нет туалетов. Есть деньги — бери вертолет.

Лучшие гостиницы и базы отдыха на Байкале

На Байкале есть хороший транспорт, рестораны, гиды и проживание хорошее есть тоже. Но, как и все перечисленное, в ограниченном количестве. В каждом сегменте эконом, комфорт и люкс наберется от силы по пять вариантов. Считаю, что, путешествуя по Европе можно пожить в простенькой гостинице или даже хостеле. Люди, архитектура, музеи, вкусная еда, разнообразие развлечений, которые вас окружают, скомпенсируют скромность вашего номера. Последнее на чем нужно экономить в путешествиях по России, и, в частности, на Байкале — это проживание. Особенно если ваш бюджет ограничен.

Россия — страна купленных эмоций и впечатлений. За большинство положительных воспоминаний путешествуя по своей стране мы пока, к сожалению, должны платить. В двойном, а то и в десятикратном размере. Ну, например, решили вы поужинать на льду Байкала вблизи острова Ольхон. Несмотря на то, что туристический трафик в этом месте самый высокий, вы не найдете здесь даже вареных яиц. За границей такие достопримечательности заставлены кофейнями, бургерными, картохафришешными и прочим съедобным бизнесом.

Россия — страна купленных эмоций и впечатлений. За большинство положительных воспоминаний путешествуя по своей стране мы пока, к сожалению, должны платить.

Поэтому, чтобы поужинать на льду Байкала под звёздным небом, а это удивительно, поверьте мне, вам нужно доставить из Иркутска повара, кухонный инвентарь, шатер, кемпинговую мебель, а потом еще и увезти это обратно. Вместо 10 евро на двоих в Европе, вы заплатите 1000 на Байкале. И так со всем. Прекрасно, если есть возможность покупать такие впечатления. А что делать если такой возможности нет? Правильно, не экономить на жилье. Даже если все остальное вокруг вас будет средненькое, вы всегда сможете вечером вернуться в ваш уютный номер, заварить чашечку кофе и кайфануть.

Большинство отелей и баз отдыха есть на букинге или имеют свои сайты. Вот список тех, которые знаю лично, там пожить не стыдно:

Иркутск: Marriott, Ibis, Sayen, «Купеческий дворъ», «Звезда», «Михаил Строгов», «Доходный дом Листратовой».

Байкальский тракт: «Байкал 21», «Бурдугуз», «Байкальские сезоны».

Листвянка: «Крестовая падь», «Анастасия», «Никола», «Маяк», «Легенда Байкала», «Эдем».

Западный берег Байкала от Листвянки до Малого Моря: AB Hotel, «Байкальские дюны», «Да-Ши», «Хадарта», «Байкал Престиж», «Таловское», «Алтан».

Ольхон: Baikal View, Villa Malina, «Порт Ольхон».

Восточный берег от Улан-Удэ до Иркутска: «Байкальская Ривьера», «Белоснежка», Baikal Village Eco-lodge, «Лед», «Гранд Байкал», «Белый соболь».

Север Байкала: «Байкальская резиденция», «Мыс Котельниковский», «Хакусы», «Горячий Ключ»

Что поесть?

С питанием ситуация неоднозначная. Я считаю, что 99% всех харчевен на Байкале продают помои. Именно по этой причине у нас свои повара, проверенные места, где мы покупаем продукты, свой цех по их приготовлению, своя логистика доставки и так далее. Мы к этому пришли не сразу, а после нескольких отравлений в байкальских кафешках. И не первых попавшихся, а популярных у туристов и местных.

Если ваш желудок может переваривать гипсокартон, то проблем не возникнет. Тем, кого может пронести от недокипеченой воды, даю пару рекомендаций:

  1. Не ешьте в придорожных кафе, особенно если это кафе расположено от Иркутска дальше, чем в 50 километрах;
  2. Возите с собой перекус — батончики, хлебцы, отварное мясо, термос с чаем;
  3. Не обжирайтесь, ешьте по чуть-чуть. Осторожно экспериментируйте с национальными бурятскими блюдами. Это вкусно, но большинство этих блюд, как позы или бухлер, очень жирные и многим неподготовленным от этого может стать худо;
  4. Возите с собой алкоголь. Когда чувствуете, что съели какой-то шлак, замахните пару рюмок. Не мартини или вишневого ликера, а водки, вискаря или самогонки. Меня это спасало не один раз.

Как найти транспорт на Байкале?

С транспортом на Байкале проблем особых нет. Даже в самый пик сезона хватает всем. Джипы, аэролодки, катера, корабли, вертолеты, квадроциклы, гидроциклы, собачьи упряжки, лошади — есть все. Мне кажется на Байкале больше всего хивусов, чем в любом другом регионе России.

Для тех, кто планирует организовать поездку на Байкал самостоятельно, проще всего найти транспорт через телеграм-чат «ТурТехника». Там собраны практически все собственники техники на Байкале. Просто отправляете запрос с указанием дат, количества человек в вашей группе, маршрута и типа требуемого транспорта. Вам накидают разных вариантов.

Что на севере Байкала?

Север — это дикость полнейшая. Минимум людей и инфраструктуры. Но! Там находится единственный на озере отель 5*, называется «Байкальская резиденция». Достойное место, все чинно и красиво.

Вторая фишка севера — это горячие источники. Самых популярных четыре штуки: на мысе Котельниковском (в народе Котелки), водолечебница в Хакусах на восточном берегу, Гоуджекит и Дзелинда.

Север Байкала нужно посещать тогда, когда вы побывали на юге. Или при наличии бюджета в 2–3 миллиона рублей на группу 4–6 человек, с проживанием в «Резиденции». Также можно посетить «север» в рамках джип-экспедиций, тогда получается логистически правильное путешествие и выходит значительно дешевле.

Если коротко, то юг более активный, насыщенный и бюджетный. Север — релаксовый, спокойный и требует значительных затрат.

Резюме

  1. Для тех, кто едет в первый раз, оптимальный вариант выбрать для путешествия южную и центральную часть Байкала;
  2. Прилетать нужно в Иркутск. Он рациональнее в плане построения маршрута, чем Улан-Удэ;
  3. Лучшее время для тура в интервале с 8 по 20 марта;
  4. Продолжительность поездки не более 7 дней;
  5. Минимальный бюджет для достойной поездки, с хорошим проживанием, питанием и техникой — от 100 тысяч рублей на человека без перелета;
  6. Природа — это декорация. Сначала продумывайте то, чем вы будете заниматься, а потом подбирайте места;
  7. Весь транспорт на Байкале можно найти в телеграм-канате «ТурТехника»;
  8. Хорошего проживания мало, планируйте поездку за 4–6 месяцев до старта, иначе может не достаться;
  9. Будьте осторожнее с питанием, ешьте только в местах с хорошей репутацией и прислушивайтесь к рекомендациям других путешественников. Возите с собой перекус, медикаменты и крепкий алкоголь.
44
реклама
разместить
15 комментариев

У вас в названии статьи ошибка, правильно будет "Байкал для московских мажоров"

2

Да, согласен Байкал не дешевое направление. Как и любое другое в России. На Камчатке вообще все на два нужно умножать минимум. Но здесь речь все таки о каком-то достойном отдыхе, а не о хостелах, лапше в теплой воде и передвижении на консервных банках. В Европе можно сэкономить на комфорте — там окружение многое может скомпенсировать. В России, к сожалению, пока так. 

Ездили втроем на Байкал в  марте этого года. Потратили на человека не больше 50 тыс с билетами Аэрофлота (брали заранее по акции), ночь до и после в Иркутске. Правда тур был на 5 дней (с проживанием, питанием и гидом). Туроператор Байкальские легенды. Советую. Да, не катались в упряжке, не на снегоходах, но увидели зимний Байкал. Вывод: ехать нужно обязательно, даже с небольшим бюджетом можно отлично отдохнуть.  

1

Спасибо, че-то расхотелось ехать ) может, когда будет много лишних денег )

Да там не все так дорого))) Если перелет заранее поймать, то остальное будет недорого. Можно не только в Листвянку ехать, но и к примеру в Аршан. Добраться можно и на маршрутках, если стоит задача не особо шиковать.

1

Мда...за эти деньги я лучше погреюсь где-нибудь на солнце)))

Байкал конечно лучше сравнивать не с жаркими странами, а с Норвегией или Исландией. Тогда ценник становится более приятным)