Маркировка рекламы: наконец-то полная статья о том, как и что делать с маркировкой?
Новый закон о повышении штрафов за отсутствие маркировки никому не дает покоя. Многие платят кучу денег юристам и рекламным агентам, чтобы они взяли эту заботу на себя. А кто-то же просто отказался от рекламы совсем. Но что же делать тем , кто все-таки хочет рекламироваться и рекламировать?
Меня зовут Света, я интернет-маркетолог, и давайте вместе разберемся с этим чудищем под названием “Маркировка рекламы в интернете”.
Для справки: С 1 сентября 2022 года вступил в силу закон, по которому всю рекламу в интернете нужно:
- регистрировать в специальном реестре
- маркировать особым образом
Маркировка рекламы — присвоение индивидуального идентификатора каждому рекламному объявлению и пометка его значком «Реклама» с указанием данных о рекламодателе. Этот процесс делает рекламный рынок более прозрачным для государства.
Что считается рекламой?
Что такое реклама? Это информация:
- распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств
- адресованная неопределенному кругу лиц
- направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Платное размещение — не показатель рекламы. По закону реклама также может быть бесплатной или по бартеру.
Необходимо маркировать:
✔ все рекламные материалы (креативы, видео, текстовый материалы), размещенные в интернете
✔ рекламу, размещенную по бартеру
✔ бесплатную рекламу, если сделан акцент на определенном товаре или услуге
✔ саморекламу (об этом поговорим отдельно)
✔ рекламу в запрещенных соц.сетях (несмотря на блокировку)
Где маркировка не нужна?
Но есть и список тех рекламных инструментов, которые не подлежат маркировке. А именно:
- реклама в email-рассылках, смс и push-уведомлениях, отправленных собственной базе клиентов и продвигающих ваш собственный товар (если рекламируетесь в чужой email-рассылке, объявление придется маркировать)
- реклама, которая до этого была показана по ТВ
- реклама, которая не влечет за собой коммерческих целей (например, если вы делаете обзор на товары, не акцентируя внимание на каком-то одном; или рассказываете косвенно о своем продукте - истории клиентов, процесс запуска, результаты ваши и учеников и пр.)
- реклама, где товар используется в контексте (например, вы показываете процесс, используя тот или иной товар., не акцентируя внимания на нем)
- органичная интеграция (когда пост не отличается от ваших будничных публикаций, нет ярких креативов либо других инструментов для привлечения внимания. вы просто делитесь тем, что вам понравилось - услуги, товары и прочее. не акцентируя внимание на конкурентных преимуществах товара, а описывая именно свои эмоции и свой опыт взаимодействия)
Самореклама: маркировать или нет?
Вообще в законе отсутствует термин “самореклама”. Но, к сожалению, это не означает, что при рекламировании своих услуг на своих площадках маркировка не нужна.
Как же понять, что является рекламой из того, что вы ежедневно публикуете и рассказываете о себе, своих товарах и услугах в соц сетях?
Если не понимаете, что маркировать, смотрим в первую очередь на пункты блока - "Что является рекламой?" , эта статья не просто так начинается именно с него. Но если говорить проще, важен акцент. Если какой-либо товар выбивается из привычного стиля вашего сайта, ленты и пр. (например яркий креатив, большой баннер, привлекающий внимание) - то это реклама, и необходима маркировка. Если на сайте или в постинге соблюдается единый стиль в графике и тексте - но рекламы, как такой, и нет.
Как маркировать саморекламу?
При саморекламе совпадают рекламодатель и рекламораспространитель. Договор в этом случае не требуется. В некоторых кабинетах ОРД даже есть специльные возможности для маркировки саморекламы. Например в ОРД Вконтакте, при выборе типа договора есть “Самореклама”, где данные о заказчике заполняются автоматически.
В первом ОРД от Билайна акты по договорам саморекламы регистрировать не нужно, достаточно загрузить сам договор и статистику по креативам.
🧨 Если в новой публикации вы планируете сделать анонс своего нового инфопродукта, рассказываете о его положительных характеристиках и призываете аудиторию к покупке (указываете стоимость и вставляете ссылки) - лучше промаркируйте!
Регистрация рекламного креатива
Информация передается не напрямую, а через специальную компанию — оператора рекламных данных , который будет присваивать ей специальный регистрационный номер — токен.
Операторы (ОРД):
Как маркировать рекламу? По шагам:
✔ Выбрать ОРД
Каждый ОРД предлагает свои тарифы , некоторые из них отличаются лояльным отношением к бюджетам, что отличный вариант для начала работы с ОРД. (под словом “тарифы” ссылка на статью, в которой сравниваются все ОРД)
✔ Создаем рекламный кабинет
Это может сделать любой участник рекламной цепочки: заказчик, исполнитель или посредник. При заключении договора заранее необходимо прописать, кто именно загружает документы в ОРД, т.к. это может сделать только один человек. Но сдают отчетность все участники цепочки.
✔ Загружаем рекламный материал
Весь материал, содержащий информацию о рекламе, необходимо загрузить для прохождения модерации: фото, видео, графика, текст или даже аудио. Это серьезный шаг, в некоторых ОРД после него внести изменения в рекламный креатив уже нельзя. Избегайте в тексте на креативпе, либо в самом тексте объявления таких слов как: “самый лучший”, “№1 в мире” и подобное. Такая реклама модерацию не пройдет.
✔ Получаем индивидуальный идентификатор
Его присылают в ответ на загрузку рекламных материалов в ОРД. Он выглядит так: «erid:xxx». Вместо xxx каждый креатив наделяют неповторяющимся номером из букв и цифр.
✔ Добавляем идентификатор на рекламный креатив
Его вставляют в текст, картинку, видео или аудиозапись. Также обязательно делают пометку «Реклама» и указывают название компании рекламодателя и его ИНН или же ссылку на его сайт. Важно, чтобы текст был читабельным. Наличие маркировки, но невозможность прочтения текста также является нарушением.
✔ Ежемесячный отчет о прохождении рекламной кампании
После размещения рекламы каждый календарный месяц отправляют отчеты в ОРД. Для этого в личном кабинете прописывают:
- запланированное количество показов креатива;
- количество показов, которого фактически удалось достичь;
- количество денег, потраченных на размещение объявления.
Отчеты продолжают отправлять до тех пор, пока рекламу не удалят. Например, если партнерская статья будет висеть в блоге 3 года, придется все это время каждый месяц отправлять информацию по ней в ОРД.
Варианты маркировки в зависимости от соц.сети
Рассмотрим на примерах, как оставлять маркировку на рекламе, в зависимости от соц.сети, в которой вы публикуетесь.
Telegram
- Если есть кликовая ссылка, токен необходимо размещать в ней. Формат – https://site.ru/?erid=XXX
- Если кликовой ссылки нет, идентификатор располагают в начале поста или же в самом конце. Формат – erid: XXX. (желательно это делать в начале, но многие считают, что тогда аудитория понимает, что это реклама, и пропускают публикацию. Поэтому можно добавить и в конце, нарушением это не будет)
- При добавлении идентификатора на видео он размещается в нижней части материала
- Если реклама в формате аудиосообщения, то обязательно добавьте к аудио текст. В которое, как раз-таки, и будет полученный идентификатор
- При рекламе в сторис, мы оставляем маркировку именно на том креативе, где закреплена ссылка на рекламируемый товар. Размещаем текст в месте, где он будет заметен и читаем
- Реклама в Reels или постах также нуждается в маркировке, оставляет текст на видео и изображениях
YouTube
Размещаем идентификатор на том фрагменте видео, где вы зашита рекламная интеграция. Идеальный пример маркировке всей рекламы в роликах - канал Сергея Минаева.
Полезные ссылки
- Шаблон договора оказания рекламных услугПодойдет для обеих сторон, и для клиента, и для рекламодателя.
- Демо-версия личного кабинета ОРД VKОтличная возможность для тренировки. Попробуйте первый раз здесь, загрузите креативы и документы, они все равно никуда не будут отправлены. В конце вы даже получите долгожданный токен, только он будет не настоящий - тренировочный.
- Телеграм-канал ФАС РоссииВсе самые свежие новости и детали, касательно маркировки и рекламирования в России. Также часто описываются примеры нарушений и штрафы, полезно что-то взять на заметку
- Канал классного маркетолога, которого интересно и даже полезно читать. В комментариях задавайте вопросы, записывайтесь на консультацию и до новых встреч! 😜