Как выстроить воронку продаж в соцсетях с помощью фреймворка AARRR: практическое руководство
«Студия Чижова» пошагово и с примерами рассказывает, как адаптировала модель AARRR к задачам продвижения в соцсетях. Сохраняйте в закладки и применяйте у себя
Привет, это Студия Чижова!
Мы превращаем соцсети в эффективный, прогнозируемый и масштабируемый канал продаж и точно знаем, что соцсети подходят любому бизнесу, вне зависимости типа от ниши и аудитории.
Мы много раз доказывали это на примерах своих проектов. Вот некоторые кейсы:
- запустили продвижение в Telegram для ресторана азиатской кухни и продали на 1,5 млн рублей;
- увеличили выручку сети заведений общественного питания «Милана» на 30%;
- выстроили систему продаж юридических услуг и получили продажи на 18 млн;
- привлекли более 11 тыс. заказов для сервиса доставки еды и увеличили выручку до 21 млн;
- создали систему продаж для студии портретов на холстах и получаем более 300 заявок ежемесячно.
Абсолютно все наши стратегии строятся на основе фреймворка AARRR. Изначально он был создан для продвижения стартапов, но опытным путем мы выяснили, что эта методология идеально подходит для соцсетей.
В статье подробно расскажем, как работает воронка AARRR и как с ее помощью зарабатывать деньги.
Как устроена воронка AARRR и почему она идеальна для соцсетей
Классическая воронка AARRR состоит из 5 ступеней: привлечение, активация, удержание, формирование желания заплатить и желания рекомендовать.
Если коротко, то работа по воронке в соцсетях выглядит так:
- Привлекаем через рекламу и инфлюенс-маркетинг или переводим аудиторию из других каналов: рассылки, сайт, офлайн.
- Активируем для вовлечения аудитории и формирования интереса к продукту.
- Удерживаем, чтобы повышать доверие и показывать плюсы продукта.
- Продаем заинтересованной аудитории, которая доверяет нам и знакома с продуктом.
- Предлагаем рекомендовать продукт, чтобы создавать лояльное ядро и использовать отзывы в дальнейшем.
Просто найти людей, которые уже планируют покупать, несложно. Но обычно их мало. Гораздо больше тех, кому может быть интересен продукт и кто может его купить. С этим сложнее, и эту задачу можно решить с помощью воронки AARRR.
Именно в формировании спроса и есть основная сила SMM: мы не просто продаем тем, кто хочет купить. Мы делаем так, чтобы о продукте узнали люди, которым он потенциально интересен, заинтересовались и захотели купить. И даже не просто купить, а покупать много раз и рекомендовать друзьям.
В процессе принятия решения о покупке клиент проходит через разные стадии: от незнания продукта до желания купить прямо сейчас. Воронка AARRR учитывает разные стадии и помогает работать одновременно с аудиторией, находящейся на разных стадиях, соответственно.
Поэтому работа по воронке ведется не пошагово от привлечения к рекомендациям, а параллельно: работаем со всеми клиентами одновременно. Утрированный пример:
- понедельник — пост для новичков + реклама для привлечения клиентов;
- среда — продающий пост + письмо в рассылку + реклама со скидками;
- пятница — активирующий пост + реклама по товарам;
- воскресенье — удерживающий пост + реклама с отработкой возражения.
Еще один плюс воронки в том, что ее можно адаптировать под разные ниши, потому что контент для каждого этапа подбирается индивидуально. Например, в сложных сферах бизнеса вообще не используется продающий контент, его функцию выполняет полезный и репутационный.
Так, мы работали с юридической фирмой и для продаж использовали не посты с призывом «купи сейчас», а полезные материалы про общение с коллекторами. Люди, которые не могли разобраться с долгами, находили в нем решение проблем, убеждались в профессионализме фирмы и оставляли заявки на юридическое сопровождение.
Так воронка работает в целом.
Теперь разберем подробнее каждый этап и покажем на конкретных примерах, как воронка решает задачи в разных нишах.
Этап 1. Привлекаем аудиторию
Сначала решаем, откуда привлекать новую аудиторию. Сейчас самые эффективные и прогнозируемые каналы — это таргетированная реклама и инфлюенс-маркетинг. Можно использовать и другие: email-рассылку, сайт, мобильное приложение, офлайн и прочие, в зависимости от исходной ситуации.
Например, если у вас уже есть база email-рассылки, предложите людям подписаться и на соцсети. Мультиканальная коммуникация дает дополнительные рекламные касания с самой лояльной аудиторией. А если пользователь готов получать информацию от бренда в разных каналах, он априори лоялен.
Во «ВКонтакте» и Telegram очень хорошо работает привлечение в рассылку. Письма в ней читают 70–90% подписчиков, в то время как в ленте посты видят в среднем только 20–30%. Поэтому мы всегда тестируем воронки с рассылкой для привлечения аудитории.
Итак, что нужно для решения задач этого этапа:
- проанализировать аудиторию: понять проблемы, боли, мотивы для совершения покупки;
- подобрать подходящие сегменты: по мотивам, по ключевым запросам, по интересу к нашему и конкурентным сообществам;
- выбрать способ привлечения: таргетированная реклама, блоги, инфлюенсеры;
- выбрать релевантные офферы: скидки, полезная информация, бесплатный пробный продукт;
- выбрать посадочную площадку: сайт, сообщения сообщества, рассылка;
- создать несколько воронок, протестировать их и выбрать лучшую.
Так, мы работали над увеличением продаж студии портретов на заказ во «ВКонтакте». Для привлечения клиентов мы проанализировали целевую аудиторию и выбрали следующие сегменты.
Затем разработали несколько вариантов привлечения и тестировали их. Какие были офферы и воронки:
- Розыгрыш сертификата на 1000 рублей или участие в розыгрыше портрета за подписку на рассылку, в которой отрабатывали возражения и презентовали продукт.
- Акция «Второй портрет в подарок» → заказ через сообщения сообщества.
- Объявление в формате карусели с примерами портретов в разной стилистике → заказ через сообщения сообщества.
- Персонализированные подборки портретов к праздникам → заказ через сообщения сообщества.
- Продвижения товаров → заказ через сообщения сообщества.
После тестирования и анализа результатов рекламных кампаний мы отказались от рассылки и сосредоточились на коротких воронках, которые показывали лучшие результаты.
Этап 2. Активируем и удерживаем аудиторию
Итак, мы привлекли аудиторию, теперь с ней нужно взаимодействовать и подводить к покупке. Основная работа по этим этапам ведется через контент. С помощью таргетированной рекламы продвигаем посты и охватываем максимум аудитории.
Работа делится на четыре направления:
- удержание в сообществе с помощью полезного и интересного контента;
- создание спроса через подборки и обзоры товаров;
- повышение уровня доверия через репутационный контент;
- сбор реакций для увеличения касаний с аудиторией и охвата публикаций.
Мы уже говорили, что этапы активации и удержания работают на разные задачи, но контент для них готовится один и тот же. Более того, публикации этих этапов не менее эффективно работают и на продажи.
Например, обзор товара. Его задача — познакомить потенциального клиента с продуктом и активировать. В то же время он работает и на удержание — человек интересуется, но ждет скидку или есть возражения. И также это продающий контент — клиент видит в обзоре решение своей проблемы и решает купить.
Разберем работу с этим этапом на примере продвижения пластического хирурга. В этом бизнесе клиенту важно доверять специалисту и основной фактор принятия решения — кейсы. Поэтому показываем пациентов до и после операций, как решались их проблемы.
Отдельный тип контента — исправление неудачных операций, сделанных другими врачами. Такие посты доказывают, что хирург — профессионал высокого уровня. Еще для повышения доверия используем экспертные материалы: делаем посты с ответами на вопросы, монтируем и публикуем видео из операционной.
Таким образом, мы работаем сразу по нескольким направлениям:
- отрабатываем возражения — страшно, дорого, неудобно, опасно;
- отвечаем на частые вопросы и показываем экспертность доктора;
- повышаем доверие через результаты операций и исправление чужих ошибок;
- рекламируем услуги;
- создаем личный бренд и укрепляем имидж.
Еще один вид контента — вовлекающие механики. Они хорошо работают как на активацию, мотивируя пользователя сделать первое касание, так и на удержание — здесь весело и интересно. К таким техникам относятся игры, опросы, посты-обсуждения, конкурсы активности, загадки и прочие механики, мотивирующие задержаться на посте и совершить действие.
Например, в сообществе расходных материалов для лешмейкеров мы делаем посты с полезной информацией и подсказками о поступлении нового товара, предлагая аудитории угадать новинку. Таким образом, вовлекаем аудиторию, мотивируем внимательно изучить пост, оставить реакцию и сформировать спрос к новинке.
Для таргетированной рекламы мы не делаем отдельные объявления, а используем контент сообщества. Так, для продвижения расходных материалов для ресниц мы продвигаем полезные и экспертные записи в сообществе, охватывая максимум подписной аудитории.
Записи сообщества важно продвигать, потому что алгоритмы соцсетей показывают публикации только 20–30 процентам подписчиков. А с помощью рекламы мы добираемся до всех остальных.
Этап 3. Формируем желание заплатить
На предыдущих этапах мы привлекли аудиторию, вызвали у нее интерес и доверие. Теперь им можно продавать как в лоб, так и нативно.
Что для этого делаем:
- посты с обзорами, сравнениями и подборками;
- информация о скидках и акциях;
- отработка возражений;
- отзывы и рекомендации других покупателей;
- спецпредложения;
- продающие рекламные объявления;
- рассылка с акциями и скидками.
Так, для франчайзи сети магазинов Xiaomi мы публиковали посты со скидками и тематическими подборками, делали обзоры и сравнения товаров, рассказывали про программу лояльности и дарили бонусные баллы за активность. К каждому посту прикрепляли ссылку на товары «ВКонтакте» и делали понятный СТА со ссылкой на личные сообщения сообщества.
На этом этапе в рекламе мы работаем с подписчиками и пользователями, которые интересуются продуктом и готовы покупать. Для этого формируем подходящие сегменты аудитории. Обычно это подписчики сообщества, база клиентов, аудитория по интересам и похожая на них аудитория.
Например, для продаж в рамках проекта Xiaomi мы использовали следующие сегменты:
Офферы готовим с учетом запросов пользователей, показываем скидки и бонусы, продвигаем продающие публикации сообщества, запускаем продвижение товаров и мотивируем перейти в сообщения для оформления заказа.
Также на этом этапе эффективно работает рассылка со скидками и акциями. В нее привлекаем отдельно и переводим подписчиков из конкурсной рассылки. Далее 1–2 раза в неделю сообщаем о текущих акциях, спецпредложениях или делаем обзоры топовых продуктов.
Такая рассылка стабильно приносит продажи, потому что:
- сообщаем только про выгодные предложения;
- не надоедаем, канал воспринимается как что-то полезное и нужное;
- мотивируем покупать, предлагая лучшие офферы;
- постоянно держим контакт с клиентом;
- в мессенджере сразу можем обработать заказ и ответить на вопросы.
Этап 4. Формируем желание рекомендовать
Это важный этап для SMM, потому что продавать — хорошо, но недостаточно. Нужно добиваться, чтобы клиент покупал снова и рекомендовал продукт. Рекомендации и отзывы — мощный триггер для других пользователей, потому что люди доверяют опыту знакомых больше, чем чему-либо еще.
Для этого выстраиваем систему, в которой клиентам будет интересно делиться брендированной информацией у себя, на странице бренда или внешних площадках. Так мотивируем клиентов делать посевы и выступать в качестве амбассадоров или даже адвокатов бренда.
Наглядный пример в нашем портфолио — продвижение детской мебели «Бельмарко». Нам нужно было увеличить вовлечение в сообществах бренда, поэтому мы задействовали десятки механик, в том числе направленных на желание рекомендовать.
Одна из механик — конкурс на отзыв. Участникам предлагали оставить отзыв на своей странице, чтобы поучаствовать в розыгрыше призов — мебель «Бельмарко» или сладости. В результате мы получили десятки упоминаний бренда и запас отзывов на несколько месяцев вперед.
Более свежий пример — продвижение сети магазинов косметики и товаров для дома «Улыбка радуги». С этим партнером мы работаем уже несколько лет и давно сформировали мощное лояльное ядро и активное сообщество. Поэтому нам не нужно делать конкурс на отзыв, достаточно предложить подписчикам поделиться покупками из магазина в комментариях.
Итог
Воронка по фреймворку AARRR идеально подходит для работы в соцсетях. Она не только ведет клиента от знакомства до покупки, но и помогает работать с аудиторией: формировать лояльное ядро и мотивировать рекомендовать продукт знакомым.
Также воронка отлично адаптируется под разный бизнес — как в простых нишах, где решение о покупке принимается быстро, так и в сложных, где клиент может «созревать» несколько месяцев.
Продажи, вовлечение, лояльное ядро, построение личного бренда, вывод нового продукта на рынок — все эти задачи решаются в рамках воронки AARRR. Поэтому мы ее так любим, постоянно используем и легко адаптируем под запросы наших клиентов.
Приходите в Студию Чижова — мы поможем сделать из соцсетей полноценный канал продаж с лояльной и активной аудиторией.
*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией
Очень познавательно, спасибо)
Здравствуйте. Спасибо за статью. Можете отправить PDF проработанной воронки?
Не очень хорошо видно этапы и тд.
Здравствуйте! Полностью в деталях не можем показывать воронки, которые разрабатываем для своих клиентов
Ты пацан или как ? Слово сказал, что воронка есть - мутный картинка не катит - pdf слушай давай. А не можешь показать - вообще не говори ... Как то так.
Ну и не все там так сладко как они тут расписали, заведение Важная Рыба, по контенту ну такое просто чтобы был отклика от аудитории ноль, ну и вишенка на торте (писал я)
Понял, ничего страшного :)
"Руин", красавец :)))))))
Ребят, скрины из Miro?
Да
Оч сложно и непонятно. Сначала идет этап привлечения и мы на нем уже продаем через акцию. Зачем тогда все остальные этапы?
А что обозначают желтые, голубые и фиолетовые формы на карте из miro?