{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Маркетинг и политический PR в Древнем Риме. Ключевые мысли из выпуска подкаста «Маркетинг и реальность»

Анонс 7 выпуска 2 сезона подкаста «Маркетинг и реальность».

Какие пиар-инструменты использовали более 2000 лет назад? В гостях Семен Аксенов — автор подкаста «ROMA. Падение Республики», с которым говорим о методах продвижения по карьерной политической лестнице Древнего Рима. Читайте, запоминайте, сравнивайте с текущей реальностью!

Почему я решил поговорить на эту тему? Я слушаю подкаст «ROMA» долгое время - он стал для меня островком изоляции от давления новостей. Семен рассказывает о значимых фигурах того времени, и их политических играх. И я решил соединить прошлое с настоящим: поговорить о теме личного бренда в контексте древнеримского периода.

Семён Аксёнов
Автор подкаста «ROMA. Падение Республики».
Александр Дяченко
Автор подкаста «Маркетинг и реальность».

Вопрос №1: «Почему ты решил записывать подкаст про историю?»

Я айтишник, никакого отношения к подкастам никогда не имел, но всегда интересовался историей. Есть две крутые личности в истории: это Сулла и Марий, о которых я хочу рассказать. Их незаслуженно забывают, они оттеняются великим лицом Цезаря, которое отпечаталось везде и во всем. Я увлекся этими персонажами и понял, что вокруг них разрастается целый мир. Это похоже на "Игру престолов": есть огромный город - Рим, в котором люди борются за власть.

Моя задача - не показать кого-то плохим или хорошим, а рассказать о реальных людях.

В моем прочтении история максимально реальна: я ничего не добавляю, беру только первоисточники.

Вопрос №2: «Как айтишник пришел к истории?»

История - мое увлечение с детства. Но я родился в семье инженеров: шансов быть историком у меня не было, и как о карьере об истории я никогда не думал. В школе учебником, который я прочел от корки до корки, был, как раз, учебник по истории. Древний Рим меня очаровал еще тогда (5-6 класс).

Я чувствовал Величие сквозь века, и оно всегда меня привлекало.

Вопрос №3: «Чем именно тебя заинтересовала история? Преподаванием учителя?»

Нет, моей учительницей по истории была пожилая женщина, и ее уроки классу особо не были интересны. Но я видел за обычным учебником гораздо большее. Люди часто смотрят на какое-то событие, вытаскивая его из истории. Я же стараюсь в подкасте погрузить слушателей в древние времена довольно широко. Если понимать, что именно тогда происходило в разных частях света, пазл складывается воедино.

В какой-то момент я сидел на даче с друзьями, увлеченно рассказывал о Древнем Риме, и понял: вот оно, с этого и начнем.

Вопрос №4: «Как бы ты выразил общество того времени?»

У меня нет героев и антигероев. Есть люди - со своими убеждениями, желаниями и целями. Я пытаюсь построить выпуски исходя из того, что слушатели говорят: "Мне нравится этот герой - он крутой!". А через несколько выпусков понимают, как ошибались. Обожаю такие моменты!

Вопрос №5: «Если историю пишут победители, то как понять, что было правдой?»

Vae victis (ˈwae ˈwiktiːs, с лат. — «горе побеждённым») — латинское крылатое выражение, которое подразумевает, что условия всегда диктуют победители, а побеждённые должны быть готовы к любому трагическому повороту событий.

Одним из источников по Древнему Риму у меня является Плутарх - это знаменитый древний грек, который писал исторические трактаты. Если бы он жил сейчас, он бы был Рупертом Мердоком (прим.автора - владелец кинокомпаний и издательств, в т.ч.21st Century Fox). А если бы Плутарх записывал подкаст, он бы назывался "Секс с Плутархом".

Очень часто историю пишут люди, которые развлекают народ. Но ее могут писать, в том числе, и проигравшие: если они выжили - им тоже есть о чем сказать.

Главная задача историков - перекрестное сравнение дошедших до нас данных. И именно этим я и занимаюсь. У нас есть разные точки зрения, отраженные в дошедших до нас материалах, и их слова нельзя принимать на веру. До нас дошло, мягко говоря, не все. Я благодарен древним римлянам: 2000 лет назад они написали тексты, которые мы сейчас можем читать. Плутарх ценен тем, что писал о более ранних, не дошедших до нас вещах. Например, у меня есть любимый герой - Луций Корнелий Сулла. Из-за него я и начал вести подкаст. Он писал свои мемуары, которые до нас не дошли, а Плутарх писал часть своих историй по его мемуарам.

Вопрос №6: «Концепция выстраивания целостной картины древних миров - ключевая тема у историков?»

Как раз, наоборот. Мое облегчение в том, что я знаю английский: я могу читать и оригиналы, и переводы историков, сравнить их и построить свою картину мира. Этого никто не делает: исследователи концентрируются на конкретных, сложных темах, или на политических биографиях. И никто не строил картину мира, где все эти фигуры были бы сведены в одну точку.

Я компилирую историков и источники в одну точку.

Вопрос №7: «Как выглядело общество Древнего Рима?»

Были сословия - это конец II - начало I вв до н.э. Там был класс дворян - патриции - люди с положением, и плебеи - приехавшие в город, которых взяли в рабство. Изначально всем руководили патриции: только их можно было выбирать. Но среди плебеев было много богачей, что помогло им прийти к власти.

Также были классы - всего шесть. Самый крутой из них - класс сенаторов. При наличии больших денег, попасть в сенат можно было кому угодно. Чуть ниже - класс всадников (коммерческая деятельность), в самом низу - пролетарии, у которых ничего не было.

Голосование в Риме принималось с трех сторон:

  1. Законы принимались сенаторами;

  2. Весь народ голосовал по региональным округам;
  3. Вес голоса измерялся в соответствии со своим классом (чем выше класс, но с меньшим количеством людей, тем больше шансов на победу).

В сенате был народный трибун - лицо, которое избиралось только из плебеев. Изначально они были защитниками народа в судебных процессах. И консулы - которые обладали высшей и военной властью. У консула было право вето - право запрещения принятия закона. Запреты распространялись на всех, кроме народных трибунов - они были неподконтрольны консулам, на них никто не мог наложить вето.

Технически народные трибуны в самом низу, но фактически могли запретить проведение любого закона.

Их было десять, и каждый народный трибун мог заблокировать другой. Сенат же старался на должность народного трибуна провести своих людей: тогда и начиналось настоящее веселье.

Вопрос №8: «Расскажи о своих любимых героях и их методах продвижения в карьере?»

Гай Марий - он не из Рима, а из Арпино, то есть незнатный провинциал. Он имел славу воина, прослужив 16 лет в Риме солдатом. Но для того, чтобы построить политическую карьеру, ему нужен был покровитель. Благодаря поддержке плебейской знати сначала он занял должность военного трибуна, потом квестора (налоги и финансы), и, наконец, народного трибуна. Он начал выступать против коррупции римской власти, обличать своих покровителей.

Это было забавно, своеобразно и весело для римского общества. Но он сделал ошибку, надеясь, что за счет этой позиции поднимется к власти. Ведь по факту он кусал руку, которая его же кормила.

Эта рука коррупционная, нечестная, и мы сами ее не любим. Но как-то это невежливо и неэтично, не по-нашему, не по-римски.

Потом его избрали на должность губернатора провинций, где произошло восстание, в результате которого он получил серебряные рудники в Испании, став одним из богатейших людей Рима. В это время Рим воюет с Нумидией (прим.автора - древнее царство в Северной Африке), чей царь - Югурта - постоянно подкупал римских консулов. Это достало народ и привело к войне Рима, куда был призван полководец Квинт Цецилий Метелл. Он взял с собой Мария как командующего войсками.

Но Марий хотел быть самым главным, никому не помогая. И провел акцию: ездил к важным людям по провинциям и говорил им, что война идет долго, потому что Метелл плохо командует. А сам бы он закончил ее мгновенно. Римляне ему поверили, и стали закидывать сенаторов письмами с просьбой свергнуть Метелла и поставить Мария.

Кроме того, у Мария было много денег, и он заплатил народным трибунам за свое продвижение, тем самым одержав победу. Но война при его правлении длилась еще три года: по факту он обманул избирателей о скором ее окончании.

Вопрос №9: «Был ли контр-пиар против Мария?»

Разумеется, и состоял из двух инструментов:

  1. Граффити на стенах и объявления. Для этого отдельные дома покрывали известью, на них чертили квадратики, и продавали, как рекламные места. Цена зависела от способа написания: углем или краской. Можно было, к примеру, написать: "Гай Марий - неблагодарный мерзавец".
  2. Сарафанное радио - общение с народом, который распространял нужные слухи.

Вопрос №10: «Правда ли, что на мировую историю повлияли не столько эти события, сколько их восприятие?»

100%. Когда Гай Марий сменил Метелла - он стал делать ровно те же самые военные действия. Но факт в том, как все это проигрывалось в Риме. Сначала Метелл недооценил Мария, посчитав его слишком мелкой и глупой фигурой, а Марий учился на ошибках, и это круто.

На дальнейшую историю Рима повлияло не то, насколько кто-то хорошо или плохо ведет войну, а то, как это воспринимали люди. Общественное мнение было важнее происходящих событий.

Было не важно, кто победитель. Но эти события вознесли Мария на вершину, и он оказал на Рим очень большое влияние.

Вопрос №11: «У тебя есть интересная история про Катона и Юлия Цезаря. Расскажи ее.»

Юлий Цезарь сидел в сенате на заседании, где выступал его политический противник - Катон. В это время Цезарю передали табличку: он прочел ее, никому не показывая. Это увидел Катон и спросил, что там, приковав всеобщее внимание к Цезарю. Цезарь мог не отвечать, сославшись на частную собственность, что и сделал, но Катон настоял. Тогда Цезарь передал ему табличку: теперь Катон в положении прикованного к себе внимания. Цезарь заставил Катона ее прочесть, а в ней - любовные признания сестры Катона к Цезарю, которые вмиг разлетелись по всему Риму.

Урон по политическим амбициям Катона был сильным - над ним все смеялись. Как думаете, случайно ли эта записка попала к Цезарю именно во время выступления Катона?

Вопрос №12: «Твои пожелания слушателям подкаста.»

Самое главное - чтобы у нас был мир. Со всех сторон. Это абсолютно непререкаемое пожелание, и я не понимаю, как с этим можно спорить. Советую стараться находить радость в чем угодно в это непростое время. И учиться отлавливать информацию по кусочкам, сопоставлять ее и критиковать.

Желаю, чтобы картина мира, которая есть в ваших головах, была как можно ближе к истине, которую никто из нас не достигнет. Но это не повод к ней не стремиться.

Было интересно? - Ждём вашу стрелку вверх! ^_^

Желаете рассказать о своём продукте, услуге или бренде на аудиторию предпринимателей, диджиталов и работников медиа-сферы? - Заглядывайте на интеграцию в подкаст «Маркетинг и реальность»!

По вопросам рекламы и участия: [email protected]

Полезные ссылки:

0
8 комментариев
Написать комментарий...
loromeon

Правильный подкаст выходит в виде стенограммы. Благодарю.

Ответить
Развернуть ветку
Дяченко Александр

По мере сил и времени стараемся переводить в текст самые актуальные и интересные выпуски. Но, пока это даже не 10% от всего контента, что есть в аудио-формате.

Ответить
Развернуть ветку
Try Fly

На Яндекс.подкастах нет?

Ответить
Развернуть ветку
Маркетинг и реальность
Автор

Конечно же есть - https://music.yandex.ru/album/10184749

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дяченко Александр

Благодарю за ваш отзыв 😊 Стараемся не снижать темп и выпускать дальше подкаст.

Ответить
Развернуть ветку
vic smirnoff

Те, кто читал "Игру престолов", эти римские терки могут показаться детскими шалостями ))

Ответить
Развернуть ветку
Дяченко Александр

Однако, это было на самом деле 😁

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда