Что не так? Почему уже пятый копирайтер не может справиться с вашей задачей
На основе своего опыта расскажу, как формулировать задачи копирайтеру так, чтобы он точно сделал, что вам нужно. Лайфхаки подойдут и для сотрудничества с другими фрилансерами — дизайнерами, разработчиками и так далее.
Дисклеймер: объясняю очень просто, без терминов, которые заказчику не нужны. В некоторых моментах возможен сарказм.
Самое главное
Если вы считаете, что «Напиши красиво, тыжкопирайтер» – это идеальное ТЗ, то вы ошибаетесь. Вы же не говорите, например, парикмахеру: «Постриги меня как-нибудь красиво» или дизайнеру интерьера: «Нарисуй мне какой-нибудь стильный дизайн». Вы приходите к специалистам со своими хотелками и обсуждаете их уже на месте.
Если вы не имеете абсолютно никакого представления о том, что вообще писать, и хотите услышать все это от копирайтера, то можете пойти двумя путями:
- Полностью довериться копирайтеру и его чутью – пусть он на основе своего опыта напишет так, как надо. Но здесь есть проблемка: не все копирайтеры настолько хороши, что способны лучше вас угадать потребности вашей целевой аудитории.
- Попросить, чтобы копирайтер самостоятельно проанализировал конкурентов и целевую аудиторию. Но это будет дороже, чем простое написание текстов.
Хороший специалист сразу пришлет вам бриф или задаст наводящие вопросы. Пожалуйста, не игнорируйте это и отнеситесь со всей ответственностью – только совместная работа даст на выходе отличные тексты.
Подход «Я плачу деньги и ничего не делаю, а вы давайте старайтесь» уже давно не работает. И пока вы будете спихивать всю исследовательскую работу на копирайтера, ваши конкуренты, сотрудничающие со своими подрядчиками, вас обойдут.
Итак, о чем нужно рассказать копирайтеру перед началом вашего сотрудничества
Ваша целевая аудитория
Это не обязательно стандартные «женщины, 25-45, Москва». Например, в ваш новый фитнес-клуб ходят все – там есть и стандартный тренажерный зал, и занятия для беременных, и детская комната, и зумба для пенсионеров. С первого взгляда сложно определить конкретную целевую аудиторию.
Но если мы посмотрим на это подробнее, то увидим, что фитнес-клуб достаточно дорогой, расположен вдали от метро, но поблизости от пары крупных ЖК. Из этого уже можно выделить целевую аудиторию: живущую в одном из ЖК или поблизости, с уровнем дохода выше среднего.
Задачи, которые должен решать текст
Это очень важно. Хотите ли вы продать определенную услугу, рассказать о продукте или сделать статью для повышения лояльности к вашей компании – подход к тексту будет различным. Да, в результате любой текст должен вести к продаже, но то, каким способом он будет делать, многое решает.
Где он будет опубликован
Каждая площадка, будь то Дзен, VC, блог компании или профильный форум имеет свои особенности, начиная от стилистики и заканчивая размером текста. Копирайтеру очень важно знать, куда в конечном итоге пойдет его текст.
Для текста на сайт: требуемый объем
Как правило, дизайн сайта предполагает некоторое количество текстовых блоков, а в них – некоторое количество текста. Так вот, если вы не пришлете копирайтеру макет сайта или не укажете, в какое количество знаков нужно уложиться, он попросту не сможет выполнить эту задачу. Допустим, у вас для описания товара на сайте отведено 300 символов, а копирайтер напишет 1000. Вы, конечно, сможете разместить это на сайт, но первоначальной красоты уже не будет.
Примеры конкурентов
Если у вас уже есть пример, который вам нравится, то проще всего переслать его копирайтеру и написать: «Слушай, хочу вот так». Если такого нет, то можно хотя бы обозначить, в какой стилистике вы хотите текст. Если не получается – что ж, опытный копирайтер сможет сам это определить, исходя из предыдущих пунктов.
Уже имеющиеся тексты
Даже те, которые вам не нравятся – при этом нужно конкретно сказать: «Вот это описание не зашло, оно очень скучное, в нем много технической информации – нашей аудитории надо попроще и помолодежнее». Вообще, любая информация, где прослеживается необходимая стилистика, будет полезной.
Как общаться с копирайтером, чтобы он вас понял
- Не записывайте ТЗ в голосовых. Пожалуйста. Во-первых, у копирайтера не всегда есть возможность их послушать – иногда мы работаем в кафе, в шумном поезде, в гостях и т.д. Во-вторых, в текстовом сообщении вам будет проще структурировать свои мысли, а нам – понять их. В-третьих, если ТЗ объемное, очень сложно найти необходимый пункт в сообщении на 5-7 минут.
- Постарайтесь описать суть задачи в одном сообщении и как можно четче. Так намного легче найти сообщение с ТЗ в переписке и выполнить его по всем пунктам. Не нужно писать копирайтеру: «Давайте сделаем так... Или не так, я еще не решил...» Сначала решаем, потом пишем копирайтеру.
- Отвечайте на все вопросы. Копирайтер спрашивает вас не потому, что он глупый или не знает, чем заняться – информация нужна ему, чтобы как можно качественнее выполнить свою задачу. Не игнорируйте его, пожалуйста.
- Не дергайте копирайтера до дедлайна. Для некоторых заказчиков это открытие, но у успешных копирайтеров расписан каждый день. Он не будет в восторге от того, что его постоянно отвлекают от работы. И да, даже если он фрилансер, то, как правило, вечером и на выходных он хочет провести время с семьей, друзьями или любимыми сериалами. Если копирайтер ответил вам в нерабочее время – классно, значит, он не против потрудиться на выходных. Если нет – что ж, не обессудьте и подождите понедельника.
- Четко формулируйте правки. Текст может не понравиться по абсолютно разным причинам: стилистика не соответствует образу компании, нечетко указано УТП, нужно сделать больше упор на определенные свойства и т.д. Четкое указание того, что нужно переделать, сэкономит время и вам, и копирайтеру, которому не нужно будет угадывать, что же именно вам не понравилось.
На самом деле, сейчас у многих заказчиков может возникнуть резонный вопрос: «А зачем нам вообще думать о каком-то копирайтере? Клиент всегда прав, мы платим деньги, не хватало еще думать о том, удобно ли копирайтеру слушать наши голосовые».
Я это все прекрасно понимаю. Но вот у вас есть задача – вот вам нужно ее качественное решение. Из цепочки «заказчик-задача-копирайтер» выбросить заказчика никак не получится. Вы, конечно, можете оставить копирайтера с задачей один на один, но качественное ее решение вам никто не гарантирует. Гораздо проще заранее собрать всю необходимую информацию, грамотно подать ее копирайтеру и наслаждаться своими новыми шикарными текстами.
Год работал в стартапе где СМО только постфактом говорил, что ему не нравится и еще он говорил, что ца - все люди.. Я долго спорил, задавал вопросы и предлагал разное. Но мне сказали, что я не софтскилл гай и мы в итоге попрощались. И это лучшее что со мной могло случиться.
Потому что за год работы с подобными людьми ты все меньше и меньше начинаешь ценить себя.
Все правильно. Работа - всегда совместное творчество.
Когда я была юна и только начинала копирайтить, то очень часто сталкивалась с руководителями, для которых ЦА – это все люди. Грешным делом, думала, что это со мной что-то не так, раз я не могу понять, как написать крутой текст «для всех» ))
Сейчас активно развиваем PR-департамент в компании и ещё хотим сказать, что для копирайтеров (да и для других специалистов, от которых вы ждёте результата) очень важно донести боли ЦА. Чего они хотят? Чего боятся? О чём мечтают? Да, можно описать ЦА максимально подробно: мамы в декрете из небольшого города. Но ещё лучше рассказать об их проблемах, которые удалось выявить при коммуникации: недосып? прохлада в отношениях с мужем? боязнь быть плохой матерью? И сразу же возникающие решения этих проблем, которые может предложить Ваш продукт. Готово уже 80% работы. Останется обернуть это в грамотный чёткий текст без воды, который бьёт точно в цель. Очень хотелось бы, чтобы как можно больше заказчиков и руководителей прочитали эту статью. Спасибо за неё.
Большое спасибо за такой развернутый комментарий!
Аллилуйя! Наконец-то кто-то это сказал!
А то встречается реакция от "а тебе зачем это знать? вот задание, пиши" до "мы сами не знаем, но за исследование платить не будем".
Потому, что 90% копирайтеров пишут ужасно.
Вообще вы правы 😁