{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Маркетплейсы ограничивают рост селлеров

На зарубежных маркетплейсах (например, Amazon) распространена практика покупки готовых бизнесов. По этой модели, например, работает компания Thrasio, которая приобретает компании селлеров и масштабирует их с помощью инвестиций. В России из-за законодательства сложно работать по такой бизнес-модели − нельзя частично выкупать ИП (а многие селлеры работают именно как ИП), а маркетплейсы не позволяют магазину поменять ИП на ООО.

Поэтому единственный вариант для продавца, если он хочет продать свой бизнес − с самого начала работать как ООО. Конечно, можно сотрудничать с ИП, но это влечет значительные риски для инвестора.

Как это мешает? Расскажем на примере инвестиционной компании Golden Duck

Golden Duck − инвестиционная компания, частично или полностью выкупающая магазины селлеров на маркетплейсах. Мы можем заинтересоваться селлером и захотеть выкупить его бизнес, но он работает как ИП, из-за чего сотрудничество будет практически невозможно. Это сильно уменьшает список компаний, с которыми мы можем работать. Единственный вариант для Golden Duck – работать с ООО, так как нам в целом интереснее не полностью выкупать бизнес, а именно развивать его совместно с селлером, чтобы он занимался операционкой, а мы закрывали финансовую часть, весь документооборот, продакшн и многое другое.

Как маркетплейсы решают эту проблему?

Сами маркетплейсы (Ozon, Wildberris, Яндекс. Маркет) не спешат помочь селлерам в этом вопросе. В принципе, с юридической точки зрения, товар на маркетплейсах находится на комиссии, то есть принадлежит продавцу, и продавец сам вправе распоряжаться им, в том числе продать товар другой компании. Но продажа без передачи карточки товара не имеет смысла, так как главную ценность в этом бизнесе составляют именно карточки с отзывами, рейтингом и местом в поисковой выдаче. Самим маркетплейсам нет никакой выгоды тормозить передачу карточек. Но, видимо из-за отсутствия разработанной технологии, они пока совсем не продвинулись в этом вопросе.

Зарубежный опыт

Инвестиционная компания Golden Duck − уникальная на российском рынке, однако, как я и написал вначале, зарубежом есть аналоги. Например, Thrasio − агрегатор бизнесов-продавцов на площадке Amazon. Thrasio находит и скупает популярные бренды на Amazon, которые занимаются продажей товаров повседневного спроса. Так как на этом маркетплейсе можно передавать карточки товаров, Thrasio активно развивается. Например, в конце прошлого года в Thrasio инвестировали более $1 млрд.

Какие прогнозы?

Так как рынок маркетплейсов более или менее движется в русле развития Amazon, то, скорее всего, в ближайшее время мы увидим механизмы на маркетплейсах, позволяющие осуществлять передачу карточек. Это может быть интересно и самим маркетплейсам: если маркетплейсы одновременно и сами являются продавцами на своих площадках, они могли бы выкупать у селлеров хорошие карточки. И, конечно, такая опция открывает прекрасные перспективы по привлечению инвестиций в эту область. Очень надеемся, что такой механизм будет разработан и запущен, что позволит нам сотрудничать с еще большим количеством селлеров.

А как вы думаете, разрешат ли российские маркетплейсы передавать карточки?

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Петр Вавилов

Ну а про какие инвестиции можно говорить, если большинство на таких площадках просто перекупы. Такую схему любому инвестору легче самому организовать. Производителей реальных увы на нашем рынке очень мало.

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Каспарян
Автор

Ключевое слово «организовать» :) При наличии финансовой возможности, проще купить – меньше рисков (при их правильной оценке)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Так и на амазон одни перекупы, товары все китайские по большей части, вопрос в том, что смогли найти удачную тему, заставили китайцев что-то под рынок поправить и т.д.
Единственный косяк данной темы в РФ в том, что маленькие продавцы часто с налогами химичат и получают преимущество, а большой этого делать не будет и соответственно потеряет его, в штатах это не проблема, так как основная налоговая нагрузка на доходы граждан, а не в цене товаров.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Золотов
в ближайшее время мы увидим механизмы на маркетплейсах, позволяющие осуществлять передачу карточек.

Три года связан с тематикой маркетплейсов и три года эта эта история что вот-вот и маркетплейсы сделают передачу карточек и главный актив поставщика - это раскрученная карточка и быстрее заходите и раскручивайте свои карточки)

К сожалению в текущих реалиях карточка не является активом. Когда существуют понятные методы как продвижения, так и "потопления" карточек.

Все известные мне кейсы по продаже бизнесов на маркетплейсах - это покупка не карточек, а инфраструктуры и по сути соглашения о неконкуренции, либо просто вход в долю пополнением оборотки. Но куда чаще это обычное ростовщичество.

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Каспарян
Автор

«Серые» методы продвижения постепенно будут сходить на «нет». Это не в интересах маркетплейсов, а значит они будут с этим активно бороться. И возможностей у них для этого гораздо больше, чем серых схем у любого «продвинутого» селлера. Аналогично с «потоплением» карточек.

В то же время полностью согласен с тем, что часто покупается не только карточка, но и инфраструктура и технологии, которые помогли карточке попасть в топ. Все зависит от конкретного случая.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Как я понимаю, многие продавцы на том же WB или Ozon либо закупают товар за границей (Китай, например), либо пользуются контрактным производством внутри России. С такой точки зрения, маркетплейс имея информацию по статистике сбыта определённых групп товаров и понимая где и что производится, могут просто организовывать свои бренды. Кого-то покупать для этого не очень нужно.
Конечно, купить долю в успешной компании-продавце можно, можно достигнуть синергетического эффекта, за счёт более тесной интеграцией с маркетплейсом. Но в текущих реалиях России это не выглядит чем-то массовым. Есть более простые и эффективные пути.

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Каспарян
Автор

Это сильно упрощенная схема. Безусловно, в топовых категориях сам маркетплейс в итоге, скорее всего, станет эксклюзивным дистрибьютором или продавцом. Но количество видов товаров и запросов настолько велико, что маркетплейс просто не сможет все объять, да ему это и не нужно. Плюс нужно учитывать, что для многих брендов маркетплейсы – это просто логистическая площадка, а основной маркетинг происходит в других местах.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Золотов
А как вы думаете, разрешат ли российские маркетплейсы передавать карточки?

Точно не в этом году и вряд ли в следующем)

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Каспарян
Автор

Да, вполне вероятно :)

Но, думаю, надо учитывать, что для маркетплейсов – это серьезное развитие, в том числе для применения их финансовых инструментов и возможностей. Очевидно, что маркетплейсы в этом заинтересованы. Будем надеяться, что технические и юридические вопросы они смогут организовать как можно быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда