{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Продвижение индивидуальных медаппаратов для лечения болей в спине: сначала не получалось в России, а потом получилось

Доброго дня! С вами снова Юрий Корюкалов, реабилитолог и нейрофизиолог из Челябинска, создатель методики лечения болей в спине Cordus&Sacrus.

В одной из первых статей на vc.ru я рассказывал, как собственная травма спины привела меня и моего однокурсника к разработке уникальной медицинской методики, и как моя скромная челябинская компания «Нейротехнолоджи» стала лидером по экспорту из России высокотехнологичных медицинских изделий для частного использования. Я рассказывал, как наша методика Cordus&Sacrus завоевала популярность в 48 странах мира, но только не на родине, не в России! В той статье я обещал описать, как мы работали с маркетинговыми агентствами, пытаясь получить признание внутри родной страны. Так вот, сейчас я выполняю обещание. Тем более что с тех пор появился повод поговорить не только о провалах, но и об очевидных успехах.

Напомню, о чём речь. Cordus&Sacrus – это методика для лечения болей в спине и заболеваний позвоночника, которая не имеет аналогов в мире. Методику разработали я, Юрий Корюкалов, реабилитолог и нейрофозиолог, и мой сокурсник Виталий Денисенко. Аппараты сертифицированы как медицинские изделия (сложная и нетривиальная тема!) в России, ЕС, США, Австралии.

В основе методики – активное воздействие на глубокие околопозвоночные мышцы, до которых не способен добраться ни массажист, ни массажное кресло, ни другие аппараты. А ведь именно спазм этих глубоких околопозвоночных мышц ответственен за 85-90% всех заболеваний позвоночника и регулярных болей в спине. Грыжи, спазмы, сколиоз, протрузии, остеохондроз – за всё это в ответе мышечные спазмы. По данным ВОЗ, не менее 60 миллионов россиян страдают от регулярных болей в спине!

Аппарат Cordus в процессе занятий под действием веса самого пациента мягко погружается в спазмированную мышцу на глубину до 2,8 см, на что не способен ни один другой аппарат, и «перезагружает» её, устраняя спазм.

Аппарат Sacrus «обнимает» и «разгружает» крестец и нижнюю часть поясницы, где локализуется около трети всех грыж межпозвонковых дисков, а также эффективно устраняет ущемление седалищного нерва и корректирует сколиоз.

А несложные упражнения, которые нужно делать после сеанса расслабления мышц на аппаратах, укрепляют мышцы спины, что уменьшает вероятность рецидива. Упражнения описаны в инструкциях к аппаратам.

Вот пример: разворот упомянутой инструкции к аппарату Cordus

Так вот, в 2013-2014 годах у меня получилось наладить продажи аппаратов на родном российском рынке через 26 дилеров в нескольких городах. Но в начале 2015 года доллар скаканул в два раза, что привело к резкой стагнации продаж через розничные сети. Тогда я принял решение развивать продажи на экспорт. Так с 2016 года успешно удалось выйти на стабильные продажи в странах Европы и других. Аппараты отлично продавались сначала в ЕС, потом в Мексике, США и Австралии. Cordus и Sacrus широко используются в частных клиниках, массажных кабинетах, а в некоторых небольших европейских странах (например, в Словакии) входят даже в государственные рекомендации по лечению болезней спины и позвоночника.

Сегодня я расскажу о непростом пути продвижения Cordus&Sacrus на отечественном рынке. Прежде всего – вопрос:

Почему вообще методика и аппараты не «взлетали» в России?

Я выделил для себя две ключевые причины.

Во-первых, какая-никакая, но бесплатная медицина приучила нас наплевательски относиться к своему здоровью, в частности – не реагировать на первые же проявления недугов. И не думать о том, что эти мелкие проявления могут стать большими проблемами, и тогда потребуется заложить дом, чтобы вылечиться – а значит, надо бежать к врачу сейчас, при первом «звоночке». Нет, миллионы наших соотечественников уже привыкли к периодическим болям в спине, к ограничению подвижности и не считают это поводом остановиться, задуматься и заняться своим здоровьем. Ну да, регулярно простреливает поясницу. Ну да, плохо поворачивается шея и периодически скрючивается спина. Но…

Но люди не садятся и не начинают разбираться: что поможет избавиться от боли? Есть ли вариант вернуть полную подвижность, распрямить сутулую спину, не держать в аптечке перцовый пластырь на случай, что шею снова заклинит? Народ об этом особенно не задумывается – некогда. Но если случается обострение – люди просто едят обезболивающие, обматываются поясом из собачьей шерсти или, если совсем прижмёт, проходят курс массажа (по 2-3 тыс. руб. за один сеанс, а нужно их хотя бы шесть = итого минимум 12-18 тыс. рублей!).

Во-вторых, большинство людей знать не знают подробностей об устройстве собственного позвоночника. Не понимают, в чём критическая разница между аппаратом, который доберётся до глубоких мышц и снимет спазм, – и обычным массажем. Потому, если гражданин, у которого болит спина, всё-таки решил приобрести какой-нибудь аппарат-массажёр – гражданин пойдёт на маркетплейс и купит то, что подешевле, поярче и со свистелками огонёчками-мигалками.

А Cordus и Sacrus – недешёвые аппараты и с виду относительно простые (хотя не так легко оказалось найти завод, способный точно отлить именно такую «простую» с виду форму, как у Cordus!), в глаза не бросаются, бибикалками-огонёчками не радуют. Выглядят просто как снаряд или фигурные бруски пластика с эластичными вставками. Такие аппараты невозможно купить на эмоциях или от желания сэкономить.

В общем, в 2018 г. я решил снова прорываться на российский рынок сквозь все эти трудности менталитета и развивать продажи аппаратов на родине. Лично прошёл курсы по работе с «Яндекс.Директом» и принялся делать контекстную рекламу. На работу с «Яндекс.Директом» я тратил около 30 000 руб. в месяц, получая с них в среднем 40 заказов.

С августа 2018-го по лето 2019-го экспериментировал с микроблогерами: врачами, специалистами по мануальной терапии, инструкторами йоги. Работали в основном по бартеру: я отправлял блогерам Cordus и Sacrus и просил поделиться мнением. Не давал никаких УТП-сейлспоинтов, не просил особо обратить на что-то внимание – просто отправлял аппараты и получал мнения. Таким образом, сформировал небольшой пул специалистов, среди которых был, в частности, Антон Епифанов, опытный врач-невролог из Самары.

Обзоры таких микроблогеров приносили обычно один заказ на каждую тысячу подписчиков блогера, то есть условный десятитысячник давал десять заказов.

Потихоньку я наполнял контентом свой канал на ютубе.

Вышли публикации в одиннадцати медицинских и бизнес-СМИ – в результате тонкой струйкой поступали и заказы, и запросы на партнёрство. Но единственным заметным успехом можно считать разовый всплеск продаж после выхода передачи на НТВ в программе «Чудо техники» (перезалив можно увидеть здесь). Передача принесла нам сразу 30 продаж и не стоила ни копейки – телевизионщики сами нашли меня, всё сделали бесплатно, даже командировку съёмочной группы в Челябинск оплатил канал НТВ. Тогда мне казалось, что это реально прорыв и что можно продажи масштабировать по разным каналам нашего родного российского рынка.

Первый опыт с отечественными маркетологами в 2019-2020 гг.

Первое сотрудничество с маркетинговым агентством было одноразовым: за 45 000 рублей я получил рекламу в сети «Одноклассники.ру», но покупателей это не привело. Ровно ноль продаж! Интерес к аппаратам был, но аудитория данной соцсети – в основном возрастная, а для пенсионеров устройство ценой в 4 000 рублей – удовольствие совсем недешёвое.

Затем на конференции маркетологов я познакомился с директором одного маркетингового агентства. Успехи этого человека впечатляют: тут и обучение стратегическому маркетингу в Гарварде, он и коуч, обучающий маркетингу топов крупнейших компаний, и создатель учебных программ, да ещё и разработчик маркетинговых стратегий для ведущих рекламных агентств своего города…

С тем агентством мы сразу заключили годовой договор на продвижение, но фактически проработали 3,5 месяца.

За 500 000 руб. получили несколько публикаций в федеральных СМИ и рекламу в социальных сетях. При этом мой собственный анализ показал, что около ¾ бюджета ушло на неэффективные каналы продвижения, в отчётах нам просто «подкручивали» циферки. В частности, я поймал агентство на манипулировании стоимостью запросов: весь трафик, который шёл на наш сайт, в отчётах приписывали рекламе, смешивая рекламный трафик с органическим. Число подписчиков в группе «ВКонтакте» росло, но продажи – нет, то есть нам привлекали либо ботную, либо просто некачественную аудиторию. А в текстах рекламных объявлений не было ничего, говорящего об уникальности и специфике именно наших аппаратов. «Если болит спина – покупай наши аппараты и будешь совсем здоровый!» — такое можно написать про любой массажёр вообще, это голый лозунг, ничем не обоснованный.

Фактическая цена заказа достигала почти 3 000 рублей при стоимости аппарата 4 000 рублей. Потратив около 500 000 рублей на маркетинг, мы получили продаж примерно на 280 000 тысяч. И всё это время слушали бодрые обещания агентства, что долгосрочная стратегия вот-вот начнёт работать. Вот-вот попрут продажи… Меня хватило на 3,5 месяца.

В общем, пришлось ставить все активности на стоп, тыкать исполнителей носом в их неэффективность и подкрученные цифры и даже составлять досудебную претензию, чтобы вернуть те деньги, которые агентство ещё не успело вложить в «продвижение» – 160 000 руб.

После этого я пришёл к выводу, что мне нужно агентство, которое вцепится зубами именно в смыслы, заключённые в моих аппаратах и моей методике, и сделает для рекламы аппаратов нечто более масштабное и системное, чем простые типовые рекламные объявления ВКонтакте.

Третий опыт работы с маркетологом: как у нас наконец получилось

В агентство, с которым сотрудничаю сейчас, я пришёл в начале 2021 года, но активная работа началась только в апреле. До этого креативщики и аналитики агентства изучали аппараты и методику Cordus&Sacrus, рынок и поведение потребителей, разрабатывали позиционирование. Причём команда из аналитиков и менеджеров агентства лично приехала ко мне в Челябинск, и в течение двух дней я рассказывал о методике, пути её создания, об успехах и неудачах в продвижении. Ребята сами тестировали аппараты, изучали производство, глубоко вникали в продукт. Далее в течение 1,5 месяцев разрабатывалось позиционирование, в котором было отражено всё то, что маркетологи увидели у меня на производстве и о чём мы поговорили. Аналитики агентства изучили потребности и поведение потребителей, сделали сравнительный анализ с другими способами и методиками лечения/профилактики болей в спине. В общем, сразу был виден серьёзный подход к делу – не зря потратили время, вникли реально глубоко.

Затем создали лендинг, оживили наш аккаунт в соцсети с фоточками, которую сейчас лучше не называть, начали активно делать имиджевые и рекламные публикации. В период с апреля по август 2021 года вышли 2 большие статьи о методике и 14 интеграций у федеральных топовых блогеров, через которых до аудитории раз за разом доносили одни и те же ключевые тезисы позиционирования моей методики, чётко сформулированные агентством на подготовительном этапе работы:

1. Аппараты созданы реабилитологом, нейрофизиологом после многих лет экспериментов, и местоположение каждой пупырки на аппаратах – не случайно, а обусловлено строением нашего позвоночника и выверено с точностью до миллиметра.

2. Действие методики основано на принципах мануальной терапии и кинезиотерапии (той самой, которая лежит в базе системы доктора Бубновского).

3. Анатомические вершины аппаратов погружаются в тело на глубину до 2,8 см. и воздействуют на перегруженные околопозвоночные мышцы, до которых не может добраться ни массажист, ни другие аппараты. Задача аппаратов Cordus&Sacrus – точечным воздействием с постоянной силой «перезагрузить» мышцу и снять спазм, на совести которого – около 90% всех грыж, «остеохондрозов», протрузий, невралгий, ущемлений седалищного нерва, сколиозов и т. д.

4. Аппараты подходят пациентам 12-70+ лет с ростом выше 150 см.

5. Стоимость аппарата, который останется с пациентом навсегда – аналогична цене одного-двух сеансов массажа.

6. Аппараты + специально разработанные комплексы упражнений укрепляют мышечный корсет и не только дают симптоматическое облегчение, но и воздействуют на причину возникновения болей.

7. Более 100 000 (на тот момент, сейчас больше – 150 000) аппаратов продано по всему миру, есть сотни видеоотзывов массажистов, реабилитологов, мануальных терапевтов из десятка стран. Аппараты покупают для санаториев, клиник, массажных кабинетов.

В общем и целом, на первом этапе (январь-сентябрь 2021) я вложил в продвижение более 2 400 000 руб. и получил 588 продаж в интернет-магазине Cordus&Sacrus. И если первое агентство мне предоставляло в отчётах голые цифры, непонятно как полученные (с потолка, судя по тому, что я сам увидел потом в статистике «Директа»), здесь я смог чётко связать продажи с маркетинговой активностью благодаря UTM-меткам и промокодам. «Промики» мы раздавали через всех блогеров во всех интеграциях, у каждого блогера был уникальный промокод, который покупатели использовали при заказе аппаратов. Конечно, часть пользователей (каждый четвёртый-пятый примерно) забывает о кодах на скидку, но тут, как сказано выше, на помощь приходят UTM-метки.

Дополнительно, конечно, мы продаём аппараты и на маркетплейсах, после всех рекламных активностей в 2021-22 гг. там происходят всплески продаж. Однако сколько именно продаж через маркетплейсы принёс маркетинг – с точностью до единиц невозможно подсчитать (только при продажах на сайте покупатели могут использовать промокоды, а мы можем отслеживать UTM-метки, на маркетплейсах – нет).

В августе-октябре 2021-го активностей было существенно меньше: всего 1 статья и 10 интеграций у недорогих блогеров, суммарно на 528 тыс. руб., что принесло 93 продажи. Очень высокая цена продажи – да, но это ожидаемо: мы договорились, что на первом этапе будем максимально тестировать разные заходы для разных целевых аудиторий на разных типах площадок. Ожидаемо, что какие-то сработают лучше, какие-то хуже, а какие-то активности вообще окажутся выстрелом в «молоко». Как и планировалось, после получения данных первого этапа маркетинговая стратегия корректировалась на лету: отметались менее эффективные заходы, менее отзывчивая аудитория, корректировался пул ресурсов. Потому на втором этапе рекламной кампании (цифра ниже) цена заказа упала, а на третьем этапе уже практически рухнула – более чем в три раза от цены заказа на первом этапе.

С середины октября по конец декабря я вложил в маркетинг 924 000 руб. и получил с них уже 670 продаж – больше, чем на первом этапе, при этом трафиковых публикаций вышло всего шесть, но зато у очень «жирных», дорогих блогеров с качественной аудиторией. Такие блогеры дают длинные «хвосты» – это продажи, которые площадка продолжает генерировать спустя недели и даже месяцы после размещения интеграций. Пользователи продолжают смотреть контент (видеоролики, посты…) блогера и вместе с ними видят рекламу, переходят по ссылке, покупают товар.

Например: в декабре 2021 выходит публикация у одного из топовых блогеров с очень лояльной аудиторией. И мы наблюдаем сначала разовый всплеск продаж (примерно +100 аппаратов сразу, за неделю), а потом – видим по UTM-меткам и промокодам, как от этого блогера тянется «хвостик» – ещё около четырёхсот продаж в течение трёх-четырёх месяцев. Т.е. «хвост» от публикации у топового блогера составил x4 от продаж, полученных в моменте, сразу после выхода интеграции.

В 2022 году в первом полугодии я выделил на маркетинг около 2 000 000 руб., что дало мне чуть более 1 500 заказов на 11 360 000 руб. Средние ежемесячные продажи при этом в два раза превышали продажи того же периода 2021 года. То есть рынок «распробовал» наше предложение – во-первых, сработали «хвосты». Во-вторых, когда товар действительно качественный, оправдывает ожидания ­– пользователи сами начинают его советовать друг другу (эффект «сарафана»). Так что продажи понемногу шли даже без рекламы.

Лучшим месяцем по продажам в России (за всю историю существования методики Cordus&Sacrus, а не за год) у меня был июнь-2022: более 1 400 аппаратов продано, выручка составила более 10 млн руб. Рекламные затраты на одну продажу в июне 2022 – 300 рублей.

Общий результат продвижения с агентством

Период работ: апрель 2021 – июнь 2022
Бюджет: 6 000 725 руб.
Публикации: 6 имиджевых, 45 трафиковых (интеграции у блогеров).
Наторг на маркетплейсах и в собственном интернет-магазине: более 21 000 000 руб.

При этом:
С августа 2021 по февраль 2022 продано аппаратов на 10 080 150 руб.
С февраля 2022 по конец июля 2022 продано аппаратов на 11 363 725 руб.

Число заказов в интернет-магазине:
За 2020 год (до сотрудничества с нынешним маркетологом): 482З
За 2021 год (первый год нашего сотрудничества): 2 088
За первую половину 2022 года (второй год нашего сотрудничества): 2 351

Плюс продажи на маркетплейсах (579 аппаратов за весь 2021 год и уже 450 – за первые полгода 2022) – почему их мы не можем однозначно записать «на счёт» маркетинга, я выше написал – просто не видим, откуда именно пришёл покупатель. Но, если честно, я думаю, что этим продажам больше просто неоткуда было взяться, кроме как от рекламной активности.

Ещё что интересно. В 2022 году у нас серьёзно растёт количество органических продаж – то есть продаж, которые невозможно привязать ни к каким конкретным рекламным активностям. Люди просто вбивают в поисковик «Cordus / Sacrus», переходят в магазин по ссылке, делают покупку. Или сразу приходят в наш магазин. Доля таких продаж в 2022 году выросла до 60% – с 15% в 2021-ом.

Эти органические продажи я тоже связываю с рекламными активностями – потому что, смотри выше, ну неоткуда больше было взяться этой «органике». Никаких активностей у нас больше не было, помимо нескольких постов в «Дзене», где я сам пишу про новости медицины и рассказываю, как Cordus&Sacrus нам «строить и жить помогает». Никакой другой рекламной активности не было годы до комплексного продвижения методики на российском рынке. А теперь – активность есть, и в очень значимом объёме. Делаю вывод, что в информационной среде стало так много упоминаний аппаратов Cordus&Sacrus, что люди просто запомнили их или вспоминают о них, когда заболит спина. Я выше писал, что Cordus&Sacrus невозможно купить случайно, выбирая в магазине наиболее экономный или наиболее впечатляющий визуально аппарат, с бибиками и светомузыкой. Cordus&Sacrus покупают чаще по рекомендациям врачей, друзей или самостоятельно разобравшись в теме. Не разобравшись же – народ приобретает ноунейм-массажёры по восемьсот рублей за штучку.

Ведь главное – что они дешёвые и мигают, правда? И неважно, что их собрал дядюшка Ляо во время перекура на складе своей лапшичной на задворках Гуанчжоу. Ничего не зная про устройство позвоночника, мышц и механизмы возникновения болей в спине, не проводя годами научных изысканий (как это делал я, уж простите за нескромность – подробно я писал про свои исследования в статье про эру персональной медицины здесь, на vc.ru.

А теперь скажу самое важное. Благодаря тому, что весной 2021 мы начали наконец эффективно работать с отечественным рынком, моей компании удалось не попасть в гигантскую кризисную яму. Поскольку до весны 2021-го, напомню, мы продавали менее 1 500 аппаратов в год в России и на 90% жили с экспорта аппаратов в ЕС, США, Латинскую Америку и другие страны. А что случилось с экспортом в 2022 году – можно не пояснять…

Я не стал вдаваться в детали относительно всех рекламных активностей, которые проводило агентство – в статье просто нет для этого места – но готов уточнить любые детали в комментариях. И если у вас есть опыт продвижения медицинских изделий для частного использования – буду рад, если вы им поделитесь.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Наталья Куцоконенко

Интересный кейс. Спасибо, что делитесь опытом.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корюкалов
Автор

Спасибо за интерес!

Ответить
Развернуть ветку
Взломан-спам

хорошо, когда получается)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корюкалов
Автор

Безусловно

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Соломакер

Простой способ определить у себя наличие грыж/протрузий: загляните в паспорт. Если год рождения начинается с 19…, скорее всего, что-то уже есть.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корюкалов
Автор

С нынешним образом жизни вы абсолютно правы, Сергей

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

Похожи на Нэпы Кануда, только дешевле. Наверное на основе них вы их и делали. В России у вас плохо зашел товар наверное потому что название больно сложное. Стоит придумать сокращение. Я сама не пользовалась такими девайсами, но знаю людей кому невролог рекомендовал на нэпах лежать, с первого упоминания я запомнила название, а у вас не очень понятно как правильно произносить, вы сами его по англ пишите. Такие девайсы в санатории наверное стоит отправить и обучить неврологов, там люди приезжают лечиться, им пропишут неделю их использовать, покажут как. Если людям если зайдет - они домой купят.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корюкалов
Автор

Благодарю за обратную связь и интерес к нашей методике.
Касательно происхождения - как раз наоборот)
1) Кануда похожи на наши устройства, так как наши патенты - от 2010 и 2012 годов, а у Кануда они появились на несколько лет позже!
2) Более того, наша технология прорабатывает глубокие межпозвонковые мышцы позвоночника, т.е. воздействует на ПРИЧИНУ боли, а не с поверхностными мышцами, как у Кануда. Это совершенно разный по качеству и уровню подход.
3) У нас чисто медцинское изделие ещё и с физиотерапевтическими моделями, в отличие от чисто ортопедического варианта Кануды. То есть, наша технология превосходит технологию Кануда.
4) Заход товара - это дело маркетинга и условий рынка. С 2019 года мы вернулись к продвижению в России.
На сентябрь 2022г запросов Кордус и Cordus на 30% больше, чем вариации Kanuda и Кануда.
Да и Кордус легче запоминается чем Кануда)

В санаториях наши системы уже имеются, но это мягко говоря не самый сильный канал для продвижения.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Ткалун

Юрий, спасибо большое за то что делитесь, очень интересно читать! Сам маркетолог с больной поясницей, буду заказывать ваш аппарат:) Приятно видеть такую открытость, особенно в цифрах, ваша искренность и подход подкупают.

Увидел вашу рекламу у какого-то блогера на ютубе (не связанного с медициной), даже сам не понял почему цепануло, наверное, потому что очень ищу решение проблем со спиной. Сам обладатель кучи массажерок, которые не помогают, от слова совсем, массажисты это хорошо, но затратно, и тоже есть ощущение, что это не то. Надеюсь ваше устройство поможет.

Из моих возражений было одно - дорого за кусок пластика (пишу ощущения откровенно как есть). Хотя с финансами все отлично, но цена кусачая и визуально трудно оправдать её. Покупаю только потому что потратил достаточно много времени изучая отзывы, а также потому что прочел вас здесь.

Если я правильно понял, вы поставили единую цену для всего мира в 70$, в рублях около 5000р. Есть ощущение, что нужно учитывать разные региональные наценки, особенно у нас. Москва, как говориться, не Россия. Проблемные спины есть у большинства людей (то есть потенциально клиентов много), но нужно учитывать средний доход в регионах, где она составляет 30 000 руб.

Как думаете, имеет ли смысл учитывать региональные наценки, и будете ли вы с этим работать?

И еще интересно, пробовали ли вы дистрибуцию через аптеки?

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корюкалов
Автор

Михаил, мы в том числе ведем ютуб канал для того, чтобы пользоваться аппаратом было максимально понятно и комфортно) Даже искать ничего не нужно, всё уже собрано в одном месте

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда