{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Кто такой Женёк из Обнинска и почему половина интернета в мемах о нём

Как сделать постфактум популярным, самого обычного человека и вызвать массовый интерес к нему через вопрос о том, почему к нему такой массовый интерес и получить сотню упоминаний в СМИ для пиар-агентства.

Именно под таким заголовком могла бы выйти статья с кейсом о том, что мы делали и сколько заработали, но пока это лишь жвачка для мозга и концепт, достойный лишь какого-нибудь канала с идеями.

Важно заметить, что мемы это все-таки юмор, некое подобие шуток, а шутки хоть и возможно представить как последовательность каких-то действий, но само по себе знание этой последовательности не сделает смешной скучную историю, но возможно сделает забавную историю смешнее.

Точно также и в этой статье, казалось бы, про мемы, не будет юмора, а будет сухая каша из притянутых за уши гипотез и разрозненных примеров, а сами мемы будут рассматриваться скорее как информация из новостей, нежели как юмор. Поэтому, не стоит ждать ничего прикольного. Так вот. Женек из Обнинска:

Мем-культура своей скоростью изменения трендов и многообразием, превышающим возможности каждого отдельного человека понимать отсылки сразу всех популярных мемов и держаться на этой волне, привело к тому, что авторитет площадок публикующих мемы и частота упоминаний еще незнакомого нам мема стала выступать в качестве социального доказательства актуальности самого мема(пользователь в который раз выдает кредит доверия своей любимой мем-площадке, настолько часто возвращавшей его внимание в виде эмоции, что кредитная история заемщика позволяет уже брать внимание даже без залога, ну, то есть скормить аудитории мем без отсылки к чему-то что могло его органично породить).

А поскольку я плачу за интернет не для того, чтобы в нем напрягаться, тем более, что когда дело касается развлечения себя самого разного рода картинками, то вникать я буду лениво и по ходу дела.

Ну вот, допустим, много лет назад я увидел картинку:

И я вообще не знаю, кто это, откуда этот кадр, что за фильм, к чему это тут, сейчас, кстати, отыскал его предысторию:

Но я все еще в том давно прошедшем году и все еще впервые встречаю этого волосатого типа и надписи о каких-то ситуациях, где что-то "нельзя просто так":

Но стоит мне увидеть 3-5-10 таких мемов, как в своей голове я уже начну именно ощущать, что общего у них всех, будто решая математическое уравнение с двумя переменными, где метод подставновки одной из них — это еще один и еще один мем с той же картинкой.

И мем, минуя стадию быть понятым, становится для меня чем-то ощущаемым и ассоциативным, ну, например, ничего же не мешает людям употреблять фразеологизмы типа "вертеться, как белка в колесе", "перемывать кости", "шарашкина конторка" и прочие речевые обороты, которыми мы можем разбрасываться исключительно по наитию, по опыту понимания, в каких моментах эти вещи уместно упомянуть, но совсем не понимая, куда каждая отдельная фраза отсылает:

Вертеться как белка в колесе

Выражение определяет человека, который постоянно чем‑то занят. Источником фразы считается басня Крылова «Белка». В ней зверёк бежит в колесе, приводя его в движение, но остаётся на месте.

Перемывать кости

Выражение обозначает злословие, сплетни. Эта фраза пошла от обряда перезахоронения умерших. Покойник, который, по мнению оракулов, был проклят, мог возвращаться в виде вурдалака и вредить живым. Чтоб избежать этого, кости умершего откапывали и промывали под проточной водой. Этот обряд сопровождали оценкой характера и прошлой жизни человека.

Шарашкина контора

Выражение обозначает несолидное, не вызывающее доверия предприятие, компанию. Фразеологизм появился в Советском Союзе для обозначения сомнительных организаций. Само слово «шарашка» произошло от диалектного «шарань», что означало «обман» или «жульё».

В какой-то момент два собеседника могут упомянуть все эти фразеологизмы и не просто отстаться понятыми друг другом, но даже и не придать значения тому, что они не знакомы с отсылками этих фраз. И правда, зачем мне знать, как работает велосипед, если он едет?

По уровню даже не столько подражания, сколько использования без понимания основ это напоминает тотемы аборигенов в виде самолетов, на которых "прилетали боги" и давали дары с "другой земли", одежду, еду и внутри культуры поклонения самолет становился символом благополучия племени, ну, вдруг иноземцы заодно вылечили от гриппа их всех или что-то типа того. И пацаны в набедренных повязках делали самолеты и для них эти самолеты значили много всего, хоть и были лишены начинки, благодаря которой самолет и был самолетом, ну, выглядел он так не по приколу же, это технически обосновано, аэродинамика и все такое. Но только не у племени с острова Вануату.

И здесь уже по уровню обеспечения отсылкой, мем становится похож на переоцененные акции или криптовалюту, покупаемую не ради ого, на чем она строится, а для вторичной спекуляции, выходит классическая тюлпанная лихорадка только в другой плоскости её приложения. Это дом без фундамента и он висит в воздухе на чистой вере жильцов, потому что ну не может же дом быть без фундамента, бред какой-то.

Именно эта лазейка и позволяет при должном единовременном охвате аудитории и площадок ввести в культуру инвестиций внимани ничем не обеспеченный актив, ну тоесть мем. И чем массовей окажется его распространение, тем больше спекулянтов начнут продавать его друг другу напрямую минуя биржу, ну, вернее, создавать свои мемы и использовать их не понимая, но что-то ощущая:

И хотя в основе этих картинок лежит ирония над использованием "старшим поколением" вычурно-пестрых открыток в одноклассниках и месседжерах, отсутствие понимания, как я полагаю, было довольно быстро заменено пониманием применения. Никто же не учил никого отправлять открытки, также и здесь. Кстати, вот они истоки этой дичи:

Причем, если в моменте удается заручиться поддержкой большинства, убедив еще вчерашних финансовых невежд в безотказном росте биткоина, лазурных тюльпанов или акций ммм, то критической массы может хватить и для убеждения тех, кто находился в стороне, хватая их не только за недостаток информации, но еще и надавливая чем-то, что "всем понятно, один ты не шаришь" по тому же сценарию, что и в эксперименте с пирамидками, где ребенок не смог пойти против большинства и сказал, что обе пирамидки белые, потому, что окружающие его дети сказали так:

Но самое интересное кроется в том, что с мемами наш "дом без фундамента" может еще и продолжать расти — мем не просто может стать общепринято понятным безосновательно, но и рефлексировать на самого себя, сквозь призму себя и брать за основу тоже себя:

Идея в том, что можно самостоятельно имитировать эти метаморфозы, искусственно вдыхая жизнь в каждое новое перевоплощение мема вширь и вглубь до тех пор, пока аудитории не покажется, что этот мем и правда существует сам по себе и занимает определенное место. Либо до тех пор, пока ваших мемов не станет настолько много, что это не сможет остаться без реакции извне.

Есть такой парень Азамат Айталиев, он снял про себя видео в тикток, где сам же поет "Вау! Кто же это? Это же Азамат Айталиев!" и ему удалось подловить бОльшую часть зрителей, они спрашивали, чем он известен, кто это и даже гуглили:

Кстати, у этого феномена тоже были упоминания в СМИ:

(Здесь должна была быть ссылка на историю о парне, который нанял фотографов и фанатов, чтобы пройти по людной улице притворяясь знаменитостью, в итоге к нему начали подходить незнакомые люди с просьбой дать автограф или сфотографироваться, причем не знание, чем известен человек их не останавливало. Но эту историю я нигде не нашел)

В дальнейшем пути своего развития мем может начать отражаться своей ключевой особенностью в других мемах, может отражать даже излишне большое количество упоминаний себя самого или обыгрывать отсутствие предыстории:

Таким образом при должном наборе критической массы на старте наш "Женёк из Обнинска" может с минимальными регалиями проскочить сразу на ступеньку упоминаемости воспользовавшись постоянной неразберихой и обилием новых лиц, прямо как Уба Батлер, который прикинулся выдуманным дизайнером одежды и прошел на парижскую неделю моды.

Причем, можно даже даже миновать и фазу посева самого Женька и сразу перейти к форсированию обсуждения того, что Женька стало слишком много. Так можно сделать Женька таким же окруженным вниманием, как шляпа в руках фокусника на сцене. И затем выпустить кролика.

Одним из примеров такой шляпы была "Галина" и ее взгляды на жизнь:

В какой-то момент, когда Галина стала достаточно упоминаемым персонажем в общей массе, внезапно случился фокус и публика увидели кролика, даже не предполагая, что он может там быть.

Этот фокус — "разоблачение" блога Галины стал, верноятно, более обсуждаемой историей, возможно даже более обсуждаемой, чем сам блог Галины, ведь выяснилось, что страничку все это время вела модель, которая фотографировала себя же, накладывая "состаривающий" фильтр:

И теперь ничем не обеспеченная картинка с подписью превратилась в своего рода шоу, зрителями которого уже были миллионы человек. Такой перфоманс становится новостью, событием, обсуждаемым в соцсетях, что уже имеет все шансы с пабликов ВКонтакте перейти в интернет-журналы под соусом, мол "Смотрите, что необычного случилось в интернете":

Помимо "Галины", можно было наблюдать похожий фокус с байкером, который публиковал свои фото, где с помощью приложения менял лицо на женское:

В мире есть и друге примеры вещей, которые удавалось обеспечить "кредитом доверия" и затем превратить в инфоповод, например, одно время, самым популярным рестораном в Британии был стол на заднем дворе какого-то частного дома, туда приезжали ребята из новостей, чтобы снять репортаж о выдуманном лучшем ресторане, были люди, которые звонили и пытались заказать столик, а все благодаря тому, что ребята искусственно подняли рейтинг "заведения" на сайте с рейтингом заведений.

Точно также и наш "Женёк", не имея за душой даже смысла своего существования может совместить в себе историю "мема без предыстории" и "историю c разоблачением", оказавшись рекламным перфомансом, нпример, от маркетингового агентства, которое решило таким образом показать, что может прорекламировать вообще все, что угодно.

Да, есть вопросы касательно того, насколько долго такой "Женек" просуществует в культуре, но это скорее задачка для отдельной заметки.

В общем виде порядок действий мог бы выглядеть следующим образом:

1/ Отправляем в сотню пабликов и каналов десяток абсолютно непонятных мемов с Женьком

2/ Отправляем в сотню пабликов и каналов десяток мемов о том, что стало много мемов с Женьком и никто не знает, кто это и почему к нему такое внимание

3/ Отправлем в СМИ сотню ссылок с упоминанием Женька в мемах в каналах и пабликах с общим посылом "В соцсетях обсуждают Женька, но никто не знает, кто это и почему его обсуждают"

4/ Отправляем в СМИ "разоблачение" о том, что это все была большая пиар-акция, то же самое отправляем в каналы и паблики, где выходил "Женёк"

5/ Заменяем глаголы в этой статье на прошедшее время:)

Канал с идеями: t.me/larkinideas

Написать мне: t.me/nikralayli

0
4 комментария
Sergey Klochko

как хорошо,что я живу в другой половине интернета.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Корнеев

Я видимо тоже, первый раз о нем слышу

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Antonoff

О чем писал человек?
Коротко, если можн

Ответить
Развернуть ветку
Антон Ложкин

Как запускать свои мемы

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда