{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как крупные бренды используют WhatsApp: 16 классных примеров для вдохновения

Мы разберем, как с помощью WhatsApp повышают прибыль и вовлеченность известные бренды: Maggi, Adidas, Unilever, Netflix, Ecco, Dior и другие. А заодно покажем, какие приемы можно позаимствовать и какие ошибки лучше не повторять.

Почему именно WhatsApp?

Потому что СМС стоит дорого и не дает возможности пообщаться с клиентом, у email-рассылок низкая открываемость (в WhatsApp она выше 90%), а у Telegram, мессенджеров ВКонтакте и Одноклассников меньше аудитория. Вот информация о среднесуточных охватах от Mediascope, сравните сами:

Люди покупают в WhatsApp чаще, чем в Telegram. Это подтверждает исследование Calltouch. Сотрудники сервиса аналитики хотели узнать, сколько пользователей оформили заказы в мессенджерах в ноябре 2022 года. Из 10000 опрошенных 2840 человек покупали через WhatsApp и всего 1090 — через Telegram.

В WhatsApp можно отслеживать статистику: сколько человек прочли сообщение, нажали на кнопку, отписались и пр. А значит, вы сможете проводить А/В-тестирования, замерять результаты, улучшать рассылки. Telegram, например, такой статистики не дает.

Крупные бренды давно разобрались, как повышать продажи и вовлеченность с помощью WhatsApp-рассылок. Предлагаем поучиться на их примере.

Netflix рассылает стикеры и рекомендует сериалы

У Netflix есть два интересных WhatsApp-бота.

Первый отправляет пользователю стикеры в тематике конкретного сериала. Исключительно развлекательный бот — зато зрители рассказывают о нем друзьям.

Второй подсказывает, что посмотреть, опираясь на предпочтения пользователя. Больше не нужно ходить к друзьям и рассказывать, что вам понравился сериал «Тьма» и хотелось бы найти что-то похожее, — Netflix поможет.

Чему поучиться? Найдите способ развлечь клиента так, чтобы он делился ссылкой на ваш бот с друзьями.

Ecco разгружает команду

Компания ведет пользователей в WhatsApp прямо с сайта, а заодно предлагает другие мессенджеры. Это удобно. Во-первых, можно нажать на кнопку и автоматически откроется чат — не нужно набирать номер. Во-вторых, есть возможность выбрать именно тот мессенджер, который больше нравится пользователю.

В чате с вами будет общаться бот. Он сразу напоминает о политике конфиденциальности, и это правильно. Если клиент не согласен на обработку данных, разговор закончится здесь же. И компания не будет писать пользователю, если только он сам не даст на это разрешение.

Для комментаторов vc, которые боятся спама в WhatsApp: здесь его точно нет :)

Через бота можно получить информацию о времени работы, доставке, бонусных баллах и пр. Многие вопросы можно решить, не привлекая оператора. И клиенту удобно, и команда не перегружена обращениями.

Но есть и большой минус: пользователь вынужден сам набирать цифры. По нашему опыту, добавление кнопок повышает конверсию в ответ в 1,5–2 раза. Так что лучше не заставлять пользователей набирать цифры или текст — самой компании это невыгодно.

Чему можно поучиться: классно, если вы напомните о политике конфиденциальности в первом же сообщении и не будете включать в базу тех, кто отказался от обработки персональных данных. А еще — не заставляйте человека писать ответ, лучше добавьте кнопки.

Maggi обучает и развлекает покупателей

Чат-бота Maggi зовут KiM (Kitchen Intelligence MAGGI). Он учит людей готовить: объясняет, как хранить и обрабатывать продукты, подсказывает рецепты, дает ссылки на курсы, делится кулинарными лайфхаками, отправляет короткие обучающие видеоролики и даже объясняет, что делать, если продукт не первой свежести (например, как приготовить картофель, у которого уже появились проростки). Все инструкции предельно простые, пошаговые.

Здесь собраны максимально полезные рекомендации для новичков в готовке. В боте даже викторина есть — для тех, кто хочет учиться в игровой форме.

Пройдя все пять модулей, можно научиться готовить самые популярные блюда. Конечно, с использованием продукции бренда.

И это не простая линейная рассылка — KiM учитывает ответы пользователя, чтобы предложить актуальные именно для него рецепты и рекомендации. Это отличное решение для такой ниши: разным людям нравятся разные продукты, у некоторых покупателей есть пищевая аллергия или ограничения в питании. Важно предложить клиенту именно то, что его порадует.

Результат: благодаря KiM за 2 месяца сотрудники Maggi получили более 200 тыс. ответов от пользователей, средняя эффективность рекламной кампании повысилась на 4,2%, а узнаваемость — на 3%.

Магнит проводит акции

Сеть магазинов Магнит через WhatsApp рассылает рекламные сообщения, у которых есть сразу три плюса.

Во-первых, короткие тексты, которые умещаются на экране. Не все пользователи любят читать длинные рекламные сообщения от брендов. По статистике TextBack, у сообщений длиной до 100 символов самый высокий Response Rate — 83%.

Во-вторых, кнопки. Пользователю не нужно набирать текст.

В-третьих, у аккаунта есть зеленая галочка. Это значит, что:

  • Аккаунт официальный. Компания пишет от имени бренда, а не с номера менеджера.
  • Доверие выше. Покупатель точно знает, что рассылка от Магнита.
  • В окне диалога нет кнопок «пожаловаться» и «заблокировать». Ниже риск, что пользователь заблокирует вас или отправит жалобу. А значит, WhatsApp с большей вероятностью посчитает ваши сообщения качественными и не снизит лимиты на число переписок. Подробнее об этом здесь.

Но рассылку можно улучшить, если:

  • выбросить хотя бы половину эмодзи — они раздражают и отвлекают от текста;
  • структурировать сообщение, дать полезную информацию об акции.

Чему поучиться у Магнита: кнопки, зеленая галочка и короткие тексты — это классно. А вот обилие смайликов — не очень.

Unilever дает советы, а еще скидку и бесплатную доставку

В Бразилии Unilever удалось в 14 раз повысить продажи смягчителей ткани с помощью WhatsApp-бота.

Компания заказала 10 тыс. рекламных щитов с тизерами и номером WhatsApp. По этому номеру можно было связаться с чат-ботом MadameBot: он давал советы по уходу за одеждой, отправлял голосовые сообщения и мемы, рассказывал о продуктах компании, а в конце диалога предлагал бесплатную доставку и скидку 50% на товары.

Что стоит взять из этого примера: сочетайте рекламный контент с полезным, обучайте клиентов и предлагайте им выгодные условия. Так можно повысить продажи даже в несложном боте — не таком навороченном, как в следующем примере.

Lenskart заменяет продавцов чат-ботом

Lenskart — крупная индийская сеть, которая специализируется на продаже очков. Ее сотрудники сделали бота в WhatsApp, который помогает покупателям выбрать подходящий товар и сразу его заказать. Как он работает, можно посмотреть на видео, но мы опишем механизм кратко:

  • Покупатель пишет запрос — подберите мне очки.
  • Бот представляется и уточняет детали: форму лица, размер оправы и пр. Если покупатель не знает ответа, бот предлагает вернуться в приложение Lenskart и сделать фото с помощью специального инструмента. Покупатель делает фотографию. Приложение автоматически рассчитывает нужный размер: например, «Extra narrow 127 mm». Эту информацию клиент скидывает в чат.
  • Бот подбирает несколько моделей и отправляет ссылки. Нажав на ссылку, покупатель «примеряет» понравившиеся очки: включается фронтальная камера, и очки «надеваются» сами.
  • Клиент выбирает модель и пишет в чат: понравилась вот эта, беру.
  • Бот уточняет, какие линзы нужно установить в оправу и получает ответ от клиента.
  • Бот скидывает ссылку на оплату товара. Остается только заплатить.

Вот и все! Так можно заказать очки всего за несколько минут, не посещая оптику.

Кроме того, для повышения узнаваемости бренда Lenskart проводит акции в WhatsApp. Например, в 2022 году с 6 по 16 февраля компания проводила акцию в честь дня святого Валентина: при покупке очков еще одну пару можно было получить бесплатно, а еще действовали кэшбэк и скидка 14%. Компания утверждает, что удалось значительно повысить узнаваемость бренда и открываемость сообщений (но цифры не называет), а также увеличить выручку на 5%.

Чему можно поучиться у Lenskart: классному сервису. Если вы можете организовать в WhatsApp весь процесс от запроса до оплаты, сделайте это. И не забывайте, что тот же мессенджер можно использовать для рекламных рассылок.

ALL WE NEED правильно использует дожим

ALL WE NEED — российский бренд женской одежды. О том, как компания работает с WhatsApp, мы писали в кейсе. Если коротко, сотрудники бренда:

  • Аудиторию сегментируют с учетом того, когда человек в последний раз оформлял заказ, как часто покупал и пр. Каждой группе отправляют сообщение, написанное специально для нее. Результат — конверсия в оплату от 1,5 до 8,4%.
  • Используют дожим. На следующий день после первого сообщения об акции приходит второе — напоминание для тех, кто отвлекся. За счет дожима конверсия в ответ повышается: ALL WE NEED получали в разных рассылках прирост от 3 до 14%. При этом за дожим платить не надо — по правилам WhatsApp, вы платите за первое сообщение, а потом в течение 24 часов можете отправить сколько угодно бесплатных.
  • Добавляют кнопку «В другой раз». Если получатель нажмет ее, он отпишется от конкретной рассылки (например, сообщение с дожимом ему не придет), но останется в базе компании. Кнопка «В другой раз» помогла удержать 70% людей, которых не заинтересовала акция. Конечно, они получили предложение отписаться окончательно, но не воспользовались им.

Чему можно поучиться? Используйте дожим в течение 24 часов после первого сообщения — это бесплатно и повышает конверсию. Сегментируйте аудиторию и разрабатывайте акции для каждой группы — «персональные» предложения работают гораздо лучше универсальных. Используйте двухступенчатую отписку — так вы сохраните больше клиентов в базе.

Dior радует чужих поклонников

Перед выпуском новой губной помады Dior Addict компания запустила масштабную рекламную акцию в WhatsApp. 4 дня чат-бот рассылал эксклюзивный контент с участием Jisoo — звезды K-pop. Девушка в своих соцсетях приглашала поклонников в «эксклюзивную группу WhatsApp». Те, кто заинтересовался предложением, переходили на лендинг, а оттуда — в чат-бот. Притом участникам давали возможность самим выбрать формат контента, — в списке были даже эксклюзивные материалы о жизни Jisoo.

Компания держит число участников и объем продаж в секрете. Но зато мы знаем, что 20% посетителей бота перешли туда по рекомендации друзей. И это логично, ведь вся кампания завязана на популярной певице, а ее поклонники наверняка входят в группы по интересам и активно делятся информацией о звезде.

Что можно почерпнуть из этого кейса? Если можете привлечь популярную личность для вашей рекламной кампании и создать ощущение, что она лично делится эксклюзивным контентом в WhatsApp с поклонниками, — сделайте это.

СДЭК предлагает варианты

На сайте СДЭК есть несколько мессенджеров на выбор, и это хорошо: пользователь может связаться с компанией удобным для него способом.

Если зайдете на сайт с десктопа и захотите воспользоваться WhatsApp, вам снова предложат варианты: можно быстро зайти в мессенджер с телефона, планшета, ноутбука или компьютера.

Переходя в WhatsApp, клиент видит предзаполненное сообщение. Остается только отправить его, и к разговору подключится бот.

Но есть и большой минус, о котором мы говорили, рассказывая об Ecco. Лучше использовать кнопки, чем заставлять клиента набирать ответ.

Что взять на заметку: позаботьтесь о клиентах, которые заходят на сайт с компьютера, — дайте им возможность быстро зайти в чат WhatsApp с телефона. И еще раз — используйте кнопки :)

FIT SERVICE напоминает о записи

Подробный кейс здесь.

Если коротко: компания столкнулась с тем, что клиенты не приезжают к назначенному времени, потому что забывают о записи. Чтобы решить проблему, настроили систему напоминаний в WhatsApp. Клиенты получают три сообщения: сразу после записи, за 21 час и за 2 часа до визита.

Это помогло снизить число тех, кто «забыл, потому и не приехал» на 7,5%. Кроме того, теперь можно отменить визит или перенести запись прямо в мессенджере. Удобный вариант на случай форс-мажоров.

Также компания подключила акцию «Пригласи друга на бесплатную диагностику авто» (за год на ней заработали больше 2 млн рублей) и бонусную программу (она принесла больше 2,5 млн рублей за год).

Чему поучиться: если у вас работает предварительная запись, отправляйте напоминания через WhatsApp и дайте клиентам возможность отказаться от визита или перенести его на другую дату прямо там же, в чате.

amoCRM приглашает на конференцию через WhatsApp

Подробно о том, как именно приглашает, мы писали в кейсе.

Отметим только главное, на что стоит обратить внимание:

  • Компания получила зеленую галочку — это повышает доверие к рассылке. Рекомендуем всем крупным бизнесам делать так.

Если вам нужно отправить за короткое время большое количество сообщений (например, за день до конференции или окончания акции), заранее позаботьтесь о повышении Tier, от этого зависит лимит на число переписок. Вот информация, как это работает и что делать.

Пятерочка рассказывает о чат-боте

Притом в деталях — даже подготовили лендинг с рассказом, как пользоваться ботом и что он умеет.

Но есть и минусы: кнопки Пятерочка не использует, покупателям приходится самим набирать ответ. И это уже даже не цифры, как в случае с Магнитом, а целые запросы. Например, если что-то не так с приложением, бот предлагает напечатать фразу «Проблема с мобильным приложением». Это очень неудобно, особенно для тех, кто печатает медленно или торопится.

А если нужно оформить доставку, бот предлагает совсем странное решение — писать на почту или звонить.

Чему поучиться у Пятерочки: если у вас сложный бот или у него много возможностей, об этом можно рассказать на отдельной странице. Особенно если ваша аудитория пользоваться ботами не привыкла. Не заставляйте клиентов набирать ответы — это будет бесить, особенно если человек допустит опечатку из-за спешки. Наконец, постарайтесь упростить взаимодействие с сервисом, а не заставляйте покупателя писать письма и звонить, чтобы решить простейший вопрос.

KLM заботится не только о пассажирах

KLM — голландская авиакомпания. У нее есть бот в WhatsApp, который отправляет информацию о перелете, посадочные талоны и пр. Притом отправляет не только человеку, который зарегистрировался на рейс, но и его близким.

Вся новая информация о рейсах приходит в режиме реального времени. А близкие пассажира получают еще и сведения во время полета: например, если самолет задерживается.

Чему поучиться: если для вашего бизнеса это актуально, позвольте клиенту решить, кто еще должен получать информационную рассылку от вас.

Hellmann's организует индивидуальное обучение

Компания нашла интересное решение для продажи майонеза. Схема такая: клиент оставляет запрос, и через WhatsApp с ним связывается повар. Покупатель отправляет фото продуктов, которые есть в холодильнике, а повар говорит, что из них можно приготовить с использованием майонеза Hellmann's. И не просто говорит, а присылает инструкции, используя текстовые, голосовые сообщения, фото и видео. Индивидуальное обучение — бесплатно!

Компания утверждает, что 99% клиентов остались довольны сервисом. Около 13 тыс. человек зарегистрировались и приняли участие в программе. Они научились готовить с использованием майонеза, и это повысило продажи продукта.

Чему поучиться у Hellmann's: находить классные решения, которые лежат на поверхности, а не ограничиваться стандартными рассылками.

Adidas поддерживает футболистов-любителей

Adidas использует WhatsApp для общения с клиентами с 2015 года. Одна из самых интересных маркетинговых кампаний бренда в мессенджере — поддержка любительских футбольных команд Лондона.

У этих команд часто срываются матчи из-за ненадежных игроков: один заболел, другой передумал, третий опоздает минимум на час. В итоге игра срывается.

Adidas предлагает свое решение проблемы. Если команда узнает, что кто-то из игроков не сможет прийти, достаточно написать об этом в чат WhatsApp, и Adidas пришлет другого человека на замену.

Такой подход помог компании выстроить отношения с футбольными командами и заручиться их поддержкой.

Чему поучиться у Adidas: умению укреплять связи с сообществом — и да, для этого можно использовать WhatsApp.

Подведем итоги

Мы собрали много примеров — есть чем вдохновиться. Но прочитать о них мало — записывайте решения, которые подходят вам, улучшайте свои рассылки, пробуйте новые варианты и достигайте классных результатов!

0
23 комментария
Написать комментарий...
Vice

Крутая статья! Пишите больше подобных материалов

Ответить
Развернуть ветку
TextBack
Автор

Рады, что вам понравилось:) Постараемся писать подобные статьи чаще.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

WhatsApp самое днище. Только совсем ...утые могут им пользоваться.

Ответить
Развернуть ветку
TextBack
Автор

Александр, подскажите, по каким параметрам вы делаете такой вывод о мессенджере и его пользователях?

В данной статье мы привели примеры брендов, которые активно используют мессенджер для увеличения вовлеченности пользователей и продаж. Если крупные российские и международные компании используют WhatsApp для своих маркетинговых кампаний. Возможно он и не настолько плох? :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Куричев

Очень жду такую же статью, только про Телеграм :)

Ответить
Развернуть ветку
TextBack
Автор

Уже готовим похожую подборку в Telegram. Скоро выпустим статью!

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Так а зелёная галочка же это очень дорого, насколько я помню? Ваши коллеги из ТП так поясняли. Но это было приличное время назад, года два, наверное.

Ответить
Развернуть ветку
TextBack
Автор

Nickolai, зеленую галочку мы помогаем получать на корпоративных тарифах. Со стоимостью тарифов можно ознакомиться на сайте: https://textback.ru/pricing

По поводу дорого или нет не можем ответить вам точно, для всех компаний по разному. На всякий случай напомним что дает получение зеленой галочки:
- подтверждает, что аккаунт бренда официальный
- компания отправляет сообщения пользователям от своего имени, а не от номера телефона.
- повышает доверие и лояльность пользователей к компании :)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Маврицкая

Спасибо за интересные механики, особенно поразил сервис по подбору очков ) Хотелось бы такое реализовать в боте :)

Ответить
Развернуть ветку
TextBack
Автор

Рады, что статья вам понравилась! Надеемся у вас получится реализовать похожую механику как у сервиса по подбору очков :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Валентин Потапов

Я не бренд, но использую свой простой скрипт с неофициальным апи ватцапа вместо смс для авторизации на сайте. Еще использую его вместо пушей. Механики брэндов более затейливые, но скрипт их наверно все отработает при некотором развитии. Могу им поделится.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

Типа веб версия?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Скрипт на моем хосте живет, а использовать его может и сайт и нативное приложение.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

Я про механику неофициального api
Скрипт прикидывается web версией ватцапа?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Да

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

.

Ответить
Развернуть ветку
Все Для Окон Москитные системы

У нас был негативный опыт. Сделали рассылку по своей базе клиентов (около тысячи номеров), с которыми так или иначе ранее велась переписка. В рассылке был купон на хорошую скидку. Через несколько часов нам заблокировали аккаунт из-за жалоб на спам. Больше не пробуем

Ответить
Развернуть ветку
TextBack
Автор

Подскажите, вы делали рассылку в WhatsApp Business API (WABA) — официальное подключение к мессенджеру? Если нет, то блокировка номера это частая практика, так как WhatsApp следит за качеством отправляемых сообщений. Через WABA номера не блокируют. В чем разница между легальными и нелегальными рассылками можете почитать тут → https://vc.ru/social/186139
Также подробный гайд по WABA → https://vc.ru/marketing/220596

Ответить
Развернуть ветку
Artem

Кажется, у ВА есть один минус по сравнению с телегой и вк: 24-часовое окно, после последнего действия клиента в боте, после которого fb запрещает начинать sale коммуникацию с пользователем по инициативе компании. Такое было раньше. Как сейчас с этим?
Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
TextBack
Автор

Artem, в WhatsApp Business API(WABA) 24-часовое окно осталось. Открывается окно, когда компания отправляет сообщение пользователю, в течение 24 часов можно общаться бесплатно, окно не продляется и после его закрытия нужно будет оплатить новую переписку. Первой компания может начать переписку с пользователем только с помощью шаблонного сообщения, для ответа на входящее сообщение - шаблон не требуется.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Волченкова

Опять отсылка к исследованию Колтача, которое не понятно как проводилось и вызвало очень много вопросов после публикации((

Как был сформулирован опрос? Если клиент перешел из Авито в вацап и там купил велосипед - он тоже может считать, что купил в вацапе.

Ответить
Развернуть ветку
Ариф Сулейманов

Классная статья!

Ответить
Развернуть ветку
TextBack
Автор

Спасибо:)

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда