{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Почему бизнес отстает от цифровых технологий и стоит ли их догонять?

Команда «Маркетинговой компании ВИАТ» провела 72 интервью с нашими партнерами с целью оценки уровня внедрения современных цифровых технологий в бизнесе, индекс цифровизации составил 21% из общего объема всех предлагаемых на рынке IT-решений. Подробнее долю внедрения систем можно увидеть на графике:

На фоне информационного цифрового бума, развития нейросети, складывается впечатление, что цифровые решения остаются не востребованным. Нам озвучили несколько ключевых причин отказа от внедрения, которые я расположил по степени важности:

1. Нет данных по экономическому эффекту, сроку окупаемости.

2. В связи с частыми экономическими и геополитическими изменениями, лучшие ресурсы компании направлены на адаптацию бизнеса к новым условиям.

3. Процесс внедрение неизбежно приводит к сбою стандартных процессов работы компании, что сказывается на результате.

4. Нет специалистов, способных эффективно адаптировать решения под бизнес-процессы компании.

Наша команда регулярно участвует во внедрении цифровых решений совместно с IT-специалистами. Прежде чем принять решение о необходимости внедрения цифровых технологий, мы проводим аудит в компании, оцениваем эффективность бизнес-процессов, изучаем данные. Если информации недостаточно, проводим тестовый сбор вручную. Дальше действует простой закон Паретто – чем выше потери, тем больше ресурсов задействуется для оптимизации.

Например, при внедрении системы учета сквозных затрат для Fashion-производителя, мы разработали решения по оптимизации и развитию бизнеса, позволившие увеличить прибыль компании за 1,5 года в 8,3 раза. При внедрении автоматизированной системы ценообразования для дистрибьюторской компании по продаже строительных материалов, за 6 мес. увеличили прибыль на 37%. Оба проекта окупились в первый год реализации.

Однако я скептически отношусь к тотальной цифровизации, несмотря на то, что многие IT-решения кажутся удобными и логичными, их внедрение может не дать экономического эффекта. При проведении аудита двух разных компаний по производству и реализации колбасных изделий и мясных деликатесов, мы наблюдали совершенно разные потери. В первом примере компания страдала от ценового демпинга со стороны дистрибьюторов и неэффективной ценовой политики, во втором - имела не эффективную работу отдела продаж.

На основании нашего опыта составил карту внедрения цифровых технологий в коммерческом подразделении в зависимости от уровня зрелости компании:

Компаниям, находящимся на стадии становления (малый бизнес) достаточно иметь на вооружении управленческий и бухгалтерский учет, при этом собственнику бизнеса необходимо понимание принципов коммерческого учета, применяя расчёты по окупаемости проекта с учетом вложений в продвижение. Как только малый бизнес переходит в активную стадию роста, расширяет каналы продаж или ассортимент, ему потребуется CRM для формирования собственной клиентской базы, а также оценки эффективности привлечения трафика и потерь продаж. Дополнительно могут применяться коробочные решения по повышению эффективности использования ресурсов компании, например, складов, транспорта, каналов коммуникаций с клиентами. Объем таких решений будет зависеть от особенностей бизнеса.

На стадии борьбы за рынок, бизнесу необходимо научиться работать с большим объёма данных, выстраивая многофакторные модели для принятия решений. Их автоматизация позволит компании эффективно использовать ресурсы в процессе роста и стремиться к лидерству по издержкам в сравнении с конкурентами.

Я выделяю три самые распространённые ошибки в коммерческом подразделении, на которых теряет бизнес:

1. Отсутствие в KPI показателей уровня конверсии, среднего чека, глубины ассортимента, количество сделок с одним клиентом. Например, увеличение среднего чека всего на 10%, приводит к увеличению прибыли на 25%.

2. Отсутствие автоматизированного управления клиентской базой. Сегментация клиентов по истории покупок, каналам продвижения и уровню доходности позволяет сформировать наиболее релевантные рекламные предложения к покупке, что повышает конверсию в 3-6 раз.

3. Отсутствие инструментов управления затратами на единицу продукции. Позволяет провести сегментацию по уровню доходности ассортимента, поставщиков и покупателей. Разработать решения по оптимизации работы в несколько раз.

На этом всё. Осталось узнать, какие цифровые технологии работают в Вашем бизнесе и насколько эффективно?

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Semyon Peshkin

Спасибо за статью! Особенно понравилась наглядная инфографика

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Корпунов

Поддержу, материал не большой, но хорошо проработан.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо за отзыв Семён

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Раткин

я бы сказал что не стоит, но... так все закручено что не получится нужно быть на уровне

Ответить
Развернуть ветку
Elena

Также всегда было. Невозможно сразу все технологии применить.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Потапов

Да, но если бы у нас бизнес был бы более рентабельным, он бы быстрее стремился к применению цифровых инструментов

Ответить
Развернуть ветку
Jon Rembo

Любой инструмент - это инвестиция, которая требует расходов. Если постоянно перестраивать процессы на новые технологии бизнес будет убыточный. Тут главное уметь держать баланс

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Потапов

Я согласен, но сейчас мы стремимся держать баланс решая вопросы с геополитическими передрягами. Например после начала спец. операции все понимали, что импортный товар скоро закончиться, пришлось закупаться в тридорого. Зато кто имел остаток, потом имел бабки ешё 3-4 месяца. Затем я судорожно искал варианты параллельного импорта, с которым никогда не работал - не так просто было наладить поставки. Еще и игра с ценой, каждый раз как на игле, так как курс не стабильный. Высунуть голову и подумать, как корабли бороздят просторы вселенной просто нет времени.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Корыстылев

Мне кажется вы излишне паникуете. Улучшать нужно все одновременно. Если на все рук не хватает, то ставить приоритеты.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Потапов

Я не паникую, я птыюсь донести то, что в экономической жопе не возможно идти в перед и думать о далеком будущем

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Здесь заложена идея очень слабых продаж со стороны IT компаний. Обратите внимание на причины отказа... Получается, что разработчики просто не научились эффективно продавать свои продукты.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Торгаши это только часть бизнеса.
Надеюсь, понимаете что основная часть?
СПРАВКА: мы - производители, продавать вот не умеем(((

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Борис, если Вы что-то производите, Вам нужно научиться это продавать, чтобы Ваше производство приносило как можно больше прибыли. Мы работаем преимущественно с производителями, а не с компаниями, занимающимися перепродажами. Производителю Важно эффективно работать во всех направлениях бизнеса. Мы занимаемся организацией работы коммерческого подразделения, и ценны для тех, кто лучше специализируется именно на производстве.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Это правда.
Я лично вам писал в ноябре, ответа не было, но я не в претензии.
Учимся.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Борис, у нас действительно была совместная переписка по E-mail, но дальше почему то не пошло. Если потребность сохранилась, я могу Вам позвонить в понедельник, и обсудить всё заново. Со своей стороны приношу извинение, возможно коммуникации были потеряны по нашим причинам.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Спасибо, ответил на почту, для преемственности.

Ответить
Развернуть ветку
Dark Soul

А что торгаши будут продавать если никто производить не станет?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Стандартный вопрос.
Ответ ищите в интернете.
СПРАВКА для облегчения поиска: ассортимент средненькой сети супермаркетов около 10,000 позиций.
То есть: одна сеть и примерно 400-1000 производителей.
Они не могут по вашему хотению прекратить производство.

Нас вот сети не берут.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Синицина

Я встречала людей которые за ними гоняться, прямо технологии ради технологий, и не важно какой результат, главное почувствовать себя в тренде

Ответить
Развернуть ветку
Константин Ганиев

У нас с этим все плохо. Мы внедряли несколько решений для управления производством и планирования, обещали золотые горы, до сих пор всё работает криво. Получилось, что работы прибавилось, так как часть операций осталось в старой системе, часть в новой. Руководитель проекта отчитался, что он Молодец. В итоге мы все живем с кактусом, а собственник думает, что вырастил тюльпаны.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Константин, спасибо за опыт. Формальный подход к внедрению полезных технологий к сожалению не редкость.

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Лис

На самом деле, это бесконечный паровоз. Внедрив например WMS , его постоянно приходиться дорабатывать, все время что то не устраивает, так как бизнес идет вперед, рынок меняеться. Для этого приходиться держать штатных специалистов, потому что отдавать на аутсорс слишком дорого. В итоге получеться, что это в целом недешовое удовольствие, которое не каждый себе может позволить.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо за Ваш опыт

Ответить
Развернуть ветку
Dark Soul

Вы статью не про бизнес написали, а про торгашей. Торгаши это только часть бизнеса. И если в продажах у вас все автоматизировано но другие сферы тормозят, вам это поможет только красивые циферки нарисовать.
Мы недавно, в течении прошлого года внедряли программу объединяющую офис и полевых сотрудников, создавали систему документации и учета времени. Раньше сотрудник по завершении заявки ехал в офис, чтобы взять другую или звонил по телефону и записывал номер заявки, документацию заполнял потом на бумаге. Теперь все в одном приложении. Сотрудник может вообще не общаться с офисом. Пришел, открыл приложение, поставил отметку о прибытии(которая отображается на экране в офисе), взял машину(заполнил осмотр в приложении же), взял заявку, поставил отметку о начале исполнения. Приехал, открыл наряд, заполнил протокол безопасности работы, описал проблему, сделал фото. Решил проблему, сделал фото, добавил описание и материалы. Добавил сотрудников кто с ним был. Вся информация по объекту отображается в паспорте объекта. Эта программа связана с бухгалтерией, менеджментом. Можно в режиме реального времени отслеживать процессы и затраты материалов, вести рассчет зарплаты. Экономию посчитать можно косвенно и по итогам за год. Заявки на отпуска, производственные травмы, оповещения и многое другое. В общем все довольны.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Dark Soul, спасибо Вам за Ваш опыт.

Интервью мы проводили, оценивая все сферы бизнеса. Свой опыт по внедрению IT решений я описал только по коммерческому подразделению, так как не специализируюсь в вопросах производства. Оптимизация в сферах логистики, производства, исполнения работы безусловно не менее важны, чем автоматизация в коммерции. Вообще в бизнесе должен быть баланс.

А работаем мы преимущественно с производителями, а не с перепродавцами.

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Пока существует монополия Яндекса в России, строить технологический бизнес крайне рисково. Отбиться от ненасытного поисковика удаётся единицам, а качество от сервиса падает для нас с вами.
https://vc.ru/claim/653787-kak-yandeks-otzhimal-rynok-uslug

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Это недостатки свободного рынка

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда