{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Чат-маркетинг: как мы изобрели простой и гениальный способ наблюдать за целевой аудиторией

Если вы не знаете, где достать свою ЦА для исследования её интересов и потребностей, устраивайтесь поудобнее. Меня зовут Арсений Ашомко, я директор по развитию и стратегии в рекламном агентстве «Виноу». Сейчас расскажу, как мы придумали чат-маркетинг, который помогает слиться с ЦА, изучать её изнутри, тестировать гипотезы и улучшать свой продукт.

Мы начинали с классического SMM и бренд-сообществ, а в итоге получили не только лайки в ленте, но и суперлояльное комьюнити в чатиках, которому легко продавать, а наблюдение за которым даёт много идей и гипотез. Однако это всё сейчас, а сначала были пробы, ошибки, разочарование в мечтах и закрытие не туда ушедших экспериментов. Но давайте обо всём по порядку!

Это всё ковид

Всё началось в 2020 году. Случился локдаун: нас заперли дома, жизнь фактически перешла в онлайн и почти всем не хватало живого общения. Потребление контента резко скакнуло вверх. Особенно остро мы это почувствовали в работе с молодым и молодёжным брендом косметики Beauty Bomb.

Для Beauty Bomb мы вели соцсети, и в это время они били все рекорды по посещаемости и активности. Аудитория бренда — это молодые девчонки примерно от 12 до 22 лет, студентки, подростки и даже школьницы. Они всегда были за любой движ, участвовали в конкурсах и легко вовлекались в активности.

Когда наших подписчиц оставили на карантине без школы, встреч с друзьями во дворе и праздных прогулок по торговым центрам, они практически лезли на стены от скуки.

В комментариях под нашими постами разворачивались целые форумы, ребята писали в сообщения бренду, им хотелось взаимодействовать друг с другом и с Beauty Bomb.

Тренд вошёл в чат

Мессенджинг — это тренд, с которым никто не понимает что делать. Ни медиа, ни рекламные агентства с клиентами, ни даже сами платформы.

Нет, ну правда. Вот соцсети рапортуют о росте количества сообщений, которыми обмениваются пользователи внутри них. Здорово. И что соцсетям с этим делать? Внутренний мессенджер увеличивает лояльность и возвращаемость, но отжирает время у скролла ленты (с рекламой), а иногда и вовсе заменяет его. И как монетизировать это внимание? Вставить баннеры между чатами? (Привет, Марк!) Или делать платные рассылки? Все варианты плохие. Поэтому WhatsApp пока убыточный, а Телеграм попробовал в рекламу на каналах и пришёл к платным подпискам, так как лезть с промо в переписки — это очевидное зло.

Можно, конечно, продавать стикеры и вот это всё, но на дистанции это тоже сомнительный путь, потому что рядом такие же стикеры раздают бесплатно, да ещё и можно сделать свои собственные (да-да, уже даже в Viber).

Но что делать с мессенджерами — непонятно и бизнесам. В теории они могут заменить СМС для уведомлений и подходят для простых интерактивов (помощник-справочник-консьерж), механик конкурсов и программ лояльности («отправь фото чека — получи баллы»). Но это не про общение (которое так растёт, судя по отчётам), а про упрощение интерфейсов привычных механик: был промосайт, а стал — чат-бот.

В общем, примерно тут мы и придумали чат-маркетинг.

Чат-маркетинг: что это и зачем он нужен

Идея чат-маркетинга основана на том, что людям есть о чём поговорить вокруг ваших тем.

Это идеально подходило Beauty Bomb: активная аудитория хочет общения, а тема косметики легко переходит к лайфстайлу, массовой культуре и вообще к чему угодно.

Только не надо путать «ваши темы» и конкретные «ваши продукты». Если люди обсуждают чисто утилитарные аспекты вашего сервиса или характеристики продукции — скорее всего, это ситуативная история, им не нужен «чат отвалившегося интернета» или «чат обсуждения мощности пылесоса».

Потенциал для чатов обычно видно по комментариям: когда даже без колл-ту-экшна в комментах много пишут и завязываются диалоги — это сигнал и предпосылка.

Мы рассуждали следующим образом: если кому-то нравится просто болтать в комментариях под постами (и этих людей больше чем трое) — возможно, в более удобной для этого среде они будут общаться ещё больше. Так сказать, под сенью бренда и ощущая иногда его аккуратное присутствие.

Зачем это людям?

Проблема классических социальных сетей в том, что они зацикливают пользователей на привычном круге общения: мы добавляем в друзья одноклассников, однокурсников, коллег, родственников и других знакомых или косвенно знакомых нам людей. А потом соцсети предлагают пообщаться ещё и с друзьями друзей (и чем больше пересечений, тем лучше). В общем, эта парадигма не даёт вырваться за пределы близкого, одного и того же социума. А многим хочется.

Рекомендательные платформы (тот же TikTok) предложили пользователям принципиально новый контент — потенциально интересный им вне зависимости от авторов и подписок. И это работает! Но популярного «тиндера для общения» не существует, основа нашего соцграфа — это всё те же знакомые по реальной жизни, поэтому люди ищут интересных собеседников в комментариях и тематических сообществах.

Если можешь тут помочь — помогай: аудитории это понравится.

Наш внутренний голос

Например, условная семиклассница Алина увлечена косметикой, любит краситься и обсуждать бьюти-темы. Но её одноклассницам это неинтересно, поэтому общение с ними сводится к «Что задали по матеше?» Это толкает Алину искать новый круг общения, который её поймёт.

Через соцсети Beauty Bomb Алина попадает в чаты по интересам и находит сверстниц, с которыми она сначала обсуждает косметику, а потом и нелюбимые школьные предметы, обед в столовке, проблемы с родителями. Круг общения и даже друзей расширяется — по этой же причине люди раньше сидели в аське и стучались ко всем подряд, а также любили форумы и «ранний Вконтакт».

У нас появилась гипотеза: чтобы поддерживать активность, в чатах не нужны тысячи людей. Мы предположили, что не вся аудитория Beauty Bomb захочет бесконечно общаться. По нашим прогнозам, из на тот момент 300 тысяч подписчиков бренда в соцсетях в чаты придёт пара сотен человек — и они будут генерировать гигантское количество сообщений.

Первые чаты ВКонтакте: темы, админы, правила

Мы нацелились на самое активное ядро ЦА из комьюнити Beauty Bomb и постарались собрать этих людей в одном месте — в чатах. Мы дали подписчикам пространство для взаимодействия друг с другом и с брендом, а сами получили больше касаний с аудиторией, возможность наблюдать за ней, строить гипотезы и тестировать их.

Если быть честными, на старте не было больших ожиданий и планов. Было понимание, что это правильное направление и нужно туда попробовать пойти, — всё

Определились с площадками для чатов. ВКонтакте тогда как раз появились беседы в сообществах — прикреплённые к страничке диалоги — и мы создали две: «Бьютиголики» о косметике и «Чатик Beauty Bomb» — болталку обо всём на свете. В каждом чате образовался свой костяк звёздочек, которые много общаются и поддерживают активность. Первая гипотеза подтвердилась: мы собрали всего около 500 человек, но они давали сотни тысяч сообщений.

Правда, чтобы весь этот механизм разогнался, ему нужно периодически придавать импульс.

В каждом чате был админ. Он вкидывал инфоповоды и темы для обсуждения, когда чат затухал.

Одна из сотрудниц пожертвовала свою старую страничку ВКонтакте, и мы стали её использовать для активаций. Профиль был живой, с настоящим именем и фотками. Мы изменили только аватарку, чтобы она подходила под оформление, и написали статус: «Я подружка Beauty Bomb». Так в какой-то момент я стала Настей, а в чатах все знали, что это админ. С этой страницы сотрудники заходят и поддерживают чат.

Катя Богомолова, в 2020 году админ чатов Beauty Bomb

Вот вы говорите нейросети…

В чате про косметику админ обычно приходил несколько раз в день и спрашивал о чём-то тематическом, например: «Была в “Магнит Косметик”, видела такие тени, кто пробовал, как вам?» Постепенно ребята привыкли к админу и сами начали его тегать, что-то спрашивать, появилась самоорганизация.

В чате-болталке разгоняли любые темы: про знаки зодиака, нелюбимые предметы в школе, учителей. В какой-то момент участники продолжают разговаривать сами, можно отключиться от коммуникации. Потом тема затухает — вкидывается новая, и так по кругу.

Слово за слово

В чатах появились правила. Базовые — не оскорблять друг друга и не материться. С приходом новичков они дополнялись: например, сейчас там прописано, что нельзя отправлять откровенные фото, поднимать непристойные темы и просить скинуть денег. Правила были закреплены в беседах, но иногда админам приходилось вручную напоминать про них ребятам.

Для админов мы прописали тональность общения. Нам было важно, чтобы их стиль общения не зависел от того, кто на смене и следит за сообщениями. Мы наглядно видели, как разговаривает молодёжь, — нам было легко продумать tone of voice, чтобы быть на одной волне. Мы обращались к участникам на «ты», а если нужно было напомнить правила поведения, старались делать это легко, через юмор, стикеры, но иногда подросткам нужны доказательства того, что разжигать конфликты всё же плохо, — так и общение становилось более серьёзным. Но на чуть-чуть)

Это реально я пытаюсь общаться с командой проекта

Но в самих чатах всё очень мило

Первый чат в Телеграме, который мы убили сами

У нас не было KPI по чатам или цели собрать миллион пользователей. Мы не делали акцент на продвижении чатов — ссылки на них висели в соцсетях, и иногда мы напоминали о них в постах, но сильно никого не зазывали и рекламу не покупали. Многие приходили от амбассадоров коллекций, которые звали людей на страницы Beauty Bomb: приходили в бренд-сообщества, видели там ссылки на чаты и решали зайти. Это можно представить как воронку: просачивались те, кому больше всех надо. Самое то для активности!

Когда в чате 600–700 человек, дай бог 10% из них себя проявляют. Остальные — зрители. Кажется, нужно нагнать как можно больше людей, чтобы было больше общения. Но это неправильная логика. По нашему опыту, оптимально, чтобы людей в чате были сотни (десятки — неинтересно мало, тысяча и больше — отпугивающе много). Если в чате больше или меньше людей, он не может нормально функционировать: либо общение вялотекущее, либо диалог рискует выйти из-под контроля, того и гляди покажет отрицательный рост в результате хлопка.

Это серьёзный проект, с самого начала у него была экосистема

Но сначала провели опрос (не ВКонтакте), чтобы узнать, где наша аудитория любит переписываться

С Телеграмом у нас сразу не пошло. Мы вели туда аудиторию из тогда ещё не запрещённой сети — сейчас такой способ кажется обычным, а в 2020 году мы столкнулись с тем, что нашей аудитории в Телеграме мало, подростки там (тогда) не сидели. Чаты были маленькие, участники не могли сконнектиться, они трудно выводились на разговор, было много молчания.

В Телеграме классные чат-боты, и мы решили с их помощью оживить чат — добавили туда игру «Крокодил». С такими штуками легко заиграться, слишком упростить коммуникацию и оттолкнуть тех, кому нужно именно общение. Так и произошло: «Крокодил» съел нашу и так мизерную активность.

Несколько человек начали регулярно играть, а те, кто хотел общаться, бесились и уже не шли на контакт, а в конце концов мьютили или покидали чат. Всё развалилось: мы поняли, что поддерживать чат стало нерационально, и переделали его в болталку без опознавательных знаков бренда. Сейчас он почти мёртв, оттуда постепенно уходят люди, а у меня есть хобби — периодически чистить там спам.

Доигрались

В 2022 году чаты получили второй шанс и выстроились в систему

Когда в марте прошлого года все начали переводить аудиторию в Телеграм, мы на всякий случай тоже завели канал. Про первый чат даже не вспомнили и сначала не понимали, что будем делать, — просто хотели приземлить аудиторию. Мы не собирались делать кросспостинг, потому что не видели смысла: зачем аудитории переходить в Телегу и читать то же самое? Со временем мы продумали концепцию вещания, а затем и встроили новые чаты в экосистему Beauty Bomb.

Что у нас сейчас в Телеграме

Канал «Подслушано Beauty Bomb». Там мы устроили закулисье бренда: пускаем людей ближе к внутренним штукам, даём спойлеры к новым коллекциям. Подписано почти 16 тысяч человек.

И аж три чата:

1. «Beauty Bomb Чатик». Сюда падают комментарии с основного канала, соответственно, в чате обсуждают посты оттуда. Но иногда люди просто обсуждают косметические штучки. Помимо периодических посетителей комментариев, в группе состоит примерно тысяча человек.

2. «Beauty котики» — просто болталка, где можно найти друзей по интересам и обсудить что угодно. В чате примерно 500 человек.

3. «Beauty Bomb крокодил». В этот раз мы учли ошибки прошлого и создали для игры отдельный чат. В нём около 50 участников.

Чаты ВКонтакте так и остались с 2020 года, они постепенно росли всё это время. Там у нас два чата: основной чат-болталка Beauty Bomb на полторы тысячи человек и чат о косметике «Бьютиголики» на 1200. За три года костяк чата поменялся: подростки вырастают, теряют интерес к такому общению (но, надеюсь, не к бренду), а на их место приходят новые участники.

Ещё с первой попытки мы усвоили: модерация — продолжение активаций. Это дико важный кусок чат-маркетинга, потому что, например, после каждого конкурса бывает много претензий всем вокруг, и атмосфера в чате зависит от реакции админа.

У нас мощный отдел из семи человек, они работают посменно: есть три дневные смены. Это те самые админы, который общаются с участниками со страницы нашего персонажа Насти. Кроме админа есть отдельная команда модераторов, которая отвечает на вопросы в сообщениях группы. Они тоже видят чаты и могут прийти, если заметят нарушение правил.

Но участники сами тоже следят за порядком

Постепенно мы создали инфраструктуру для модерации. В Телеграме и ВКонтакте есть возможности для частичной автоматизации чатов. Мы стали настраивать её, чтобы по мере масштабирования направления модераторы не сошли с ума от количества работы.

В Телеграме много ботов для автоматизации. Например, когда человек вступает в чат, ему приходят правила. Также есть бот, который реагирует на мат. А ещё мы настроили бота, который периодически напоминает про чат с играми, чтобы участники не забывали про «Крокодила»…

ВКонтакте с инструментами автоматизации всё похуже. Есть стандартный бот-админ, который исключает участников за мат, если настроить его на определённые слова. Но с этим есть проблема: например, бот может удалить сообщение и заблокировать автора за слово «рубля». Хм!

Мы хотели масштабировать чаты, но отказались от этой идеи. Ещё в романтичную эпоху 2020 года мы думали поставить чаты на поток и комплектовать один за другим: набрался один — начинаем собирать другой. Хотели делать тематические навигаторы по чатам, предлагать людям переходить на значительный уровень самоорганизации и саморегуляции и растить из чатов целые «кланы Beauty Bomb». Но оказалось, что это всё-таки потребует много ручной работы, на которую у нас нет ресурсов (точнее — нерационально инвестировать в это так много).

В начале 2021 года вместо тиражирования чатов мы бросили силы на выход в TikTok. Ставка не просто сыграла — мы сорвали джекпот! И расскажем об этом в другой раз.

Существует затык в модерации. Чаты не работают так, что ты отвёл людей в комнату и они веселятся. Им нужно давать темы для обсуждения, инфоповоды. Если этим заниматься не на двух чатах, а на двадцати, это не просто в 10 раз больше работы для модераторов, это, скорее всего, в 10 раз больше самих модераторов. И все они должны держаться в одном tone of voice, быть погружены в продукт. Поэтому пока мы не масштабируем чаты, а неспешно развиваем те, что есть.

«Арсений, ну и что вам дают эти бесконечные разговоры в чатах?»

Отличный вопрос! Спасибо.

Может показаться, что выхлоп от чатов не стóит постоянных усилий по активации аудитории и модерации бесед. Но давайте я просто перечислю профит от чатов для бренда, а вы оцените в комментариях, насколько это оправданные инвестиции.

Чаты — это:

  • Куча дополнительных касаний с аудиторией. Участники не только узнают о новинках бренда, но и рассказывают друг другу, кто чем пользуется. Они советуют продукты и делятся отзывами. Да, это небольшое количество людей, но это настоящее ядро и наши самые-самые горячие и преданные поклонники. Золотой запас!
  • Источник идей. Когда ваша целевая аудитория не похожа на вас (в нашем случае — такая молодая), бывает сложно понять, что они любят, что их волнует. А в чатах они делятся друг с другом любимой музыкой, сериалами, другими увлечениями — это помогает продюсерам придумывать контент. Например, амбассадором прошлой летней коллекции стала Алена Швец. О том, что наша аудитория её любит, мы узнали из чата — до этого клиент о ней и не думал.
  • Готовая фокус-группа и полигон для экспериментов. Мы часто делимся спойлерами к новым коллекциям и смотрим на реакцию, а иногда даже предлагаем поучаствовать в создании любимой косметики. Например, недавно провели конкурс на названия оттенков в палетке теней, и бренд-команда получила сотни вариантов и десяток крутых идей для нейминга. Людям это тоже нравится — они чувствуют себя избранными.
  • Тёплые продажи. Избранные, адвокаты бренда, его преданная гвардия, самая лояльная аудитория — они ещё и голосуют рублём. Это те люди, которые первым делом бегут за новой коллекцией и участвуют во всех акциях первыми. В чаты можно закидывать анонсы продуктов раньше, чем они выйдут в других каналах, устраивать закрытые распродажи, что-то рекламировать — многие участники захотят раньше других попробовать новинку.

Так чаты можно монетизировать и отбить усилия, которые нужны для их поддержки.

Чат-маркетинг — это интересное направление. Оно не даёт охватов медийной кампании, но даёт феноменальную глубину проникновения в мысли и суждения клиентов — покупателей.

Вряд ли для больших бизнесов возможно сделать чат-маркетинг основой и основной активностью. Но точно этим инструментом не стоит пренебрегать. Особенно если вы приходите в соцсети и современный интернет, чтобы общаться, взаимодействовать с потребителями и во всех смыслах становиться с ними ближе.

Вывести чёткую метрику эффективности в продажах или узнаваемости довольно сложно. Нет общепризнанного стандарта, единой системы мер и весов. Когда вы показываете аудитории баннер — просмотр засчитывается, вы заносите это в статистику. Лайки, охваты — всё это тоже значит что-то понятное. А у чатов пока нет понятных моделей и инструментов, которые бы помогали анализировать их и оценивать.

Такие истории — это всегда прыжок с парашютом в тандеме. Клиент и агентство решают, чего хотят, важное проговаривают, разумно готовятся — и полетели! Наш налёт пошёл на четвёртый год. Так что кажется, что штука перспективная. Пробуйте с нами!

Если вы дочитали до самого конца, то, возможно, вам нравятся длинные тексты. Почитайте про философию нашего агентства в Телеграм-канале «Виноудельня».

А если хотите обсудить что-то важное — напишите мне.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Павел Молянов

У меня так образовалось несколько копирайтерских чатов суммарно на пару тысяч человек. Люди там общались, флудили, знакомились, задавали вопросы по работе, делились опытом, хвастались новыми клиентами. А я смотрел, кто из ребят выглядит перспективно, и звал их с нами поработать

Из одного чата я в итоге с 80% людей поработать успел

Так что чатики рулят

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

Когда была подростком чтоб пообщаться «с такими же как я» приходилось открывать отдельный САЙТ с ЧАТОМ. И это было прикольно, хоть и быстро надоело, потому что темы разговора и люди, которые там сидели, менялись моментально (надолго за комп никого не пускали — а с простеньких смартфонов такая движуха не работала)

А вот сейчас в чате вписаться не могу — не понимаю, когда работают и отдыхают люди, которые там сидят)) Было б время с друзьями общаться

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Хорошая идея и кейс. С аудиторией постарше наверное прокатит если создать чат "откуда такие тарифы на ЖКХ?"

Ответить
Развернуть ветку
Arseniy Ashomko
Автор

Там скорее "Да сколько можно?! Чат"

Ответить
Развернуть ветку
А. Н.

Я, например, состою в чате "Что делать-то будем?"

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Есть риск что некоторые участники чата уедут в сизо

Ответить
Развернуть ветку
Y. Gileva

аська все равно была круче))))

Ответить
Развернуть ветку
Пишущий незнакомцам

Если что аська все еще существует) ее даже пытались реанимировать

Ответить
Развернуть ветку
А. Н.

Дайте ссылку на чат с крокодилом...

Ответить
Развернуть ветку
Arseniy Ashomko
Автор

Are you sure?)

Ответить
Развернуть ветку
А. Н.

Эбсолютли

Ответить
Развернуть ветку
Arseniy Ashomko
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Юлия Гилева

Это ж и правда гениально и просто — собрать свою ЦА в «загончике» и наблюдать за ней в своих целях) Но каковы шансы, что такое сработает с аудиторией повзрослее?

Ответить
Развернуть ветку
Arseniy Ashomko
Автор

Со взрослыми сложнее найти тему. Но взрослые тематические сообщества могут жить не сильно хуже. Главное — нащупать интерес (он не у всех и не для всех очевиден).

Ответить
Развернуть ветку
CRM-агентство Positive2B

Очень интересная статья. Удивляет, что несмотря на наличие различных ботов-модераторов в телеге, не стали там чатики масштабировать. Активности же можно одинаковые во все чаты закидывать, типа тренд пошёл :)))

Ответить
Развернуть ветку
Arseniy Ashomko
Автор

Есть некоторое аналоговое сомнение, что технический подход быстро приведёт к деградации смыслов и атмосферы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда