Снимали в офисе и сами писали сценарий: как мы создали наш первый онлайн-курс с нуля
Представьте: вы были менеджером, сидели в офисе и занимались своими обычными делами. А потом вас вдруг поставили перед камерой и заставили рассказывать умные вещи, а перед этим попросили настроить свет и микрофон. Что-то подобное и произошло со мной и моей командой — так мы запускали наши первые в жизни онлайн-курсы.
Меня зовут Рита Ковзан, я старший AdOps-менеджер в Centra — это маркетплейс рекламных платформ. Мы работаем более чем с 250 площадками и блогерами, а также индивидуально обучаем наших клиентов-рекламодателей. Решили, что пора и с миром этими знаниями поделиться, но не знали как. В итоге выбор пал на видеокурс, до этого мы такого никогда не делали. Рассказываю, как организовали съемки с нуля и сколько денег потратили.
Выбрали темы для курса и спикеров
Мы решили начать с популярных у наших клиентов продуктов, о которых на российском рынке меньше всего информации. Выбрали площадку Telegram Ads, рекламную платформу Ozon и Adriver — сервис для анализа диджитал-рекламы.
У нас есть большой опыт работы с разными площадками, и мы хотели помочь с ними разобраться и показать, что это не так сложно, как кажется на первый взгляд. В Centra работают крутые профессионалы, поэтому претендентов на роль спикеров было много: Никита, я и Леша :)
Собрали материал и написали сценарии уроков
Подготовкой материала занимались спикеры: каждый собирал информацию по своей площадке. До записи курсов мы провели десятки индивидуальных обучений и накопили базу знаний: статьи, презентации, инструкции. Поэтому на сбор информации потратили всего пару дней. Думаю, если бы искали ее с нуля, на это ушла бы неделя-полторы.
Собранные материалы оставалось только структурировать и распределить по урокам. Мы подготовили сценарии в виде таблиц, так как они оказались удобнее обычных документов: все пункты видно по строкам и столбцам, информация воспринимается легче. Использовали гугл-таблицы, потому что их удобно редактировать онлайн всей командой.
В сценарии мы прописали название блока, примерный хронометраж и формат, то есть что будет в кадре: видео с камеры, презентация, интерфейс рекламной площадки. Следили, чтобы каждый урок длился до 10 минут. По нашему опыту, на более долгих занятиях студентам сложно сохранять концентрацию. Также мы позаботились об удобстве слушателей: многие из них — занятые люди, у которых нет времени на лекции по 30–40 минут.
Подготовили съемочную площадку
По части съемок мы хотели полностью обойтись силами нашей команды и сэкономить, поэтому не обращались в продакшен-агентства. Ведь это были наши первые курсы — вдруг они не «залетят» и не оправдают вложения. Но при этом и накосячить не хотелось, поэтому расходы распределили так ↓
Нашли оператора за 50 тысяч рублей на курс. Всего на три курса мы потратили 150 тысяч рублей. В стоимость входила съемка и монтаж 10 роликов с итоговой длительностью 30–45 минут.
Услуги оператора стали единственной крупной статьей расходов. Экономить на них мы не рискнули: хотели гарантированно получить качественные видео. Было бы некруто потратить время на подготовку и съемки, а в финале увидеть замыленную перекошенную картинку.
Мы нашли специалиста через пост в соцсетях: просто написали в нашем профиле, что ищем оператора для съемки курсов. Откликнулось 5–6 человек, и наш руководитель провел собеседование с каждым.
При выборе оператора обращали внимание на три критерия:
- Регулярная практика продакшена — искали человека с опытом создания видео на Ютубе.
- Свое оборудование — камера, освещение, штативы. Так не придется покупать технику или брать ее в аренду.
- Легкость в общении — чтобы умел найти общий язык со спикерами и подбодрить их на съемках, ведь перед камерой многие люди нервничают.
Обустроили помещение. Съемочной площадкой стал кабинет нашего CEO, поскольку там оказалось достаточно места для оборудования. Мы закрыли окна затворами, чтобы на видео не было видно смены дня и ночи, иначе кадры различались бы по освещению. Также создали уютную атмосферу: позади спикера повесили картину, на полку поставили проигрыватель пластинок.
Подготовили оборудование и программы. Здесь положились на оператора и мотали на ус. Он установил камеру на штатив и подключил к ней монитор, чтобы выводить видео на экран в реальном времени. Также расставил лампы для освещения. А еще подготовил микрофон-петличку для записи звука.
На стол спикера поставили ноутбук с OBS Studio — бесплатной программой для захвата экрана. Она нужна, чтобы в уроках показывать интерфейс площадки: объяснять, куда нажимать, чтобы запустить рекламную кампанию и посмотреть ее результаты.
Провели съемки
Когда команда и оборудование были готовы, пришло время записывать курсы. Сложности начались при попытке составить график съемок: пришлось состыковывать расписания трех человек — оператора, спикера и директора, чтобы его кабинет был свободен. Поэтому в наших интересах было справиться как можно быстрее и отснять каждый курс целиком за день.
Первый день — Adriver. Атмосфера на съемочной площадке была веселой, но немного волнующей. Это был новый опыт не только для нашей команды, но и для всей компании. Спикеру Алексею оказалось непросто привыкнуть к камере, и первые уроки пришлось перезаписывать десятки раз. Но с каждым дублем наш эксперт справлялся всё лучше, и вскоре дело пошло быстрее.
Коллегам было интересно посмотреть, как проходит запись курса, поэтому они иногда заходили в кабинет. Но скоро стало понятно, что это не лучшая идея. Когда открывалась дверь, были слышны звуки из офиса — они попадали на запись, и некоторые блоки приходилось переснимать. А спикер отвлекался на входящего и забывал текст.
Также в кабинете коллеги ставили телефоны на беззвучный режим, чтобы шум от уведомлений не испортил дубль. Поэтому был риск упустить вопрос клиента или срочную задачу. В общем, мы поняли, что заходить и выходить лучше только в перерывах.
Съемки заняли аж 12 часов. В конце Алексей был очень уставшим, поэтому мы решили давать спикерам дополнительный выходной на следующий день после записи.
Второй день — Telegram Ads. Спикер Никита впервые проводил обучение, то есть до этого даже не работал индивидуально с клиентами — у меня и у другого эксперта был хотя бы такой опыт. Но Никита знал всё о своей площадке и во время репетиций уверенно рассказывал материал.
Сложности начались, когда включилась камера. Никита тут же стал запинаться, поэтому вводную часть пришлось перезаписывать много раз. Мы сидели в кабинете и посылали нашему коллеге лучи поддержки, но он лишь больше нервничал. Только когда мы оставили его наедине с оператором, дело сдвинулось с мертвой точки: Никита успокоился и с каждым уроком всё увереннее подавал материал.
Третий день — Ozon. Экспертом была я. Мне было легче, чем другим спикерам, поскольку я знала, чего ожидать: какие этапы будут самыми трудными, с какого момента я начну привыкать к камере и сколько примерно дублей потребуется на один урок.
Вводную часть записали с четвертого раза — это был самый быстрый результат за все три курса. Я уже обрадовалась, что всё пройдет как по маслу. Но потом стала нервничать и говорить слишком быстро, проглатывать слова и окончания.
Что учесть при записи онлайн-курса — наши выводы
Выделите пару часов, чтобы привыкнуть к камере. Если получится порепетировать перед коллегами или дома перед зеркалом — будет супер.
Заложите на съемки минимум два дня. Один — для записи, второй — для отдыха.
Не переедайте. Из-за тяжелой пищи есть риск потерять концентрацию.
Поставьте телефон на беззвучный режим. Если придет сообщение или кто-то позвонит, придется всё записывать заново. Не только потеряете свое время, но и переплатите за простой оборудования/офиса, если их арендовали.
Мы планируем записать еще несколько курсов — например, по рекламной платформе Petal Ads: у нее много крутых инструментов, но мало кто знает о ней. В следующий раз постараемся учесть весь прошлый опыт и ошибки — тогда съемки наверняка пройдут проще и быстрее.
После съемки курсов я уже ничего не боюсь, даже комментов на vc.ru :) Так что делитесь лайфхаками, как не волноваться перед камерой и уложиться в минимум дублей ↓
«Не переедайте»
Так и думал, что снимать онлайн курсы не мое…)
Главное, что все получилось.
У кого?))
Очень полезный материал, виден каждый этап создания курса. Для начинающих спикеров самое то. Кстати, вы могли обратить внимание, что ребята снимали свои курсы за обычным деревянным столом. Если кому то нужен подобный стол, пишите в лс. Сделаем для вас в индивидуальном дизайне и превосходном качестве ;)
Был опыт работы на камеру , это действительно тяжко без должной подготовки. Стакан с водой смочить горло , пудра - чтоб не блестеть, как блин на Масленицу это мастхев. Ребята молодцы
Круто, что и сценарии писали, и снимались реальные эксперты, а не какие-то приглашенные спикеры, которые в теме не шарят👍
В кадре всегда видно, когда человек "плывет" из-за отсутствия знаний по теме. Ребятам лайк! Не часто разрабы/адопсы готовы обучать, да еще и на камеру)
Все так! Мы за чистую экспертизу и пользу
И, конечно, нам очень повезло с командой AdOps)
Статья на самом деле классная. Все по делу, структурированно, понятно. Можно как гайд использовать и самому запускать
Единственное, согласна с одним из комментаторов, что ссылка "Посмотреть, что получилось" должна вести на пример с видео, а не лендинг с курсом
А ссылку на лендинг можно добавить в описание ролика: кто заинтересуется, обязательно перейдет
Молодцы ребята !
Продолжайте в том же духе !
Крутой кейс, спасибо! Все по полочкам, прочитал с удовольствием
150 за оператора на мой взгляд дороговато. Но с другой стороны главное решить задачу, вы справились и это отлично. Хорошая статья)
Классная статья, как раз в тему
Какая хорошая статья)
Уже для себя осознал, что не нужно бояться комментов на vc, в последнее время все меньше именно токсичного формата.
По записи курсов, да, из-за отсутствия опыта очень сложно первые уроки даются, в итоге мы их всегда потом перезаписываем, поскольку говорить на камеру - дело исключительно привычки (особенно когда нужно читать, думать что говоришь, как говоришь и куда смотришь... ухх)
В итоге съемки нашего курса по Telegram Ads растянулись на 3 месяца, но и уроков у нас больше 70 ( https://vc.ru/u/2185-sergey-didenko/689155-sdelali-kurs-obuchenie-po-reklame-v-telegram-ads-platform-distancionno-i-onlayn )
В любом случае, желаем успехов в реализации ;)
Звучит круто, больше экспертов по tg этому рынку!
Переснимать курсы и актуализировать информацию — реально важная вещь. Формат "сделал и забыл" точно не для образовательных продуктов
И, как говорится, не телеграмом единым: приходите к нам за экспертизой на площадках Adriver и Ozon (https://centra.ai/store/product?type=education) 😎
мне кажется, курсы очень сложно записывать) на вебинарах ты хотя бы с живой аудиторией общаешься, пусть и по ту сторону экрана. а с курсом ты прям одинокий бродяга, разговаривающий сам с собой на камеру
Да, полностью с вами согласна)
Иногда даже казалось, что это так неловко и странно говорить с техникой. На вебинарах, хоть и маленький, но можно получить фидбек от живых людей)
А вы для продажи делали курс или по фану?
Почему не рассказали о том, какие результаты продаж, спроса???
Инструменты для продвижения курса?
Изначально мы планировали просто сделать записи видеоуроков по этим площадкам — это помогло бы разгрузить техподдержку от большого потока базовых вопросов от наших клиентов.
Со временем мы поняли, что, помимо разгрузки поддержки, можем решить вопрос высокого спроса на площадки не только у наших клиентов, но и у всего рынка.
Решили попробовать, даже, я бы сказала, рискнуть, и записать онлайн-курс для всех, кто хотел бы попробовать запускать свою рекламу на этих площадках.
Одна из задач на Q2 — следить за результатами и наблюдать, что из этой идеи выйдет)
После завершения Q2 опубликуем статью с результатами)
Ссылка "Посмотреть, что получилось" ведёт на лендинг, а не на пример с видео.
Комментарий недоступен
Идея очень крутая)
Единственное боюсь, что уйдет очень много сил и времени на тренировку и обучение по съемке качественного материала, но попробовать вполне можно)
Комментарий недоступен
Коня купи
Не переедайте. Из-за тяжелой пищи есть риск потерять концентрацию.
А еще будет сильно клонить в сон))
Большая работа проделана за короткий срок ,при этом если опыта записи вебинара не было ,достаточно сложно привыкнуть говорить на камеру и при этом не иметь взаимодействия с аудиторией ,для которой транслируешь информацию
Может быть реально тоже онлайн курс организовать
Магический кристалл предсказал мне: в офисе — тайна, в сценарии — магия
Заходи, у меня интересные статьи про удаленку)
Де последние статьи про крипту и про биржу, где-то вы нас разводите
все статьи там, где и были. Никакого развода, а только полезная инфа для людей, кто хочет зарабатывать онлайн
Нам очень приятно, спасибо большое)
Комментарий удален модератором
Я конечно не понимаю почему во мне проснулся великий критик, но очень много в статье посвящено страху съёмок, хотя:
1. В начале можно было потренироваться и поснимать видео на YouTube, а не делать целый курс
2. Заодно можно было получить отклик от ЦА ещё до курса
3. Нельзя посмотреть видео, которые получились. Как итог опять невозможно оценить результат ваших действий
Но сделать курс за день, я такого точно не умею. На составление сценария сколько ушло?
И как в итоге созданный курс, зашёл?