{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как доставлять продуктовый контент до ЦА и быть ап-ту-дейт на конкурентном рынке доставок

Привет, vc.ru! На связи руководитель команды контента и монетизации экспресс-доставки «Перекрёстка» Анастасия Чайка. В этом тексте блога поделюсь опытом в создании контента для сервиса. Расскажу, почему коммуникация с пользователями важна в приложении, как эффективно использовать рекламные инструменты и почему стоит налаживать взаимодействие не только с пользователями и поставщиками, но и с рынком ритейла в целом.

В потоке, ресурсе и в системе

Все визуальные коммуникации в приложении и на сайте экспресс-доставки «Перекрёстка» создаёт небольшая команда из четырёх человек: я (руководитель отдела), дизайнер и два специалиста по контенту. Каждого из нас можно назвать «многопрофильным всемогучкой».

Наша команда пишет тексты, создаёт креативы, ставит ТЗ дизайнерам, проводит тесты, делает экстразапуски и совместно с продуктом разрабатывает новые инструменты. Помимо креативов мы также занимаемся аналитикой, системным подходом, тактическим и стратегическим планированием, согласованием размещений и активаций с партнёрами и поставщиками.

Однако всё начинается с постановки задач, которые формируются на основе общекорпоративных целей сети «Перекрёсток». И даже такой небольшой командой, как наша, нужно системно управлять.

Сервисность даже в контенте

То, каким должен быть контент — зависит от продукта и цели. Например, поработать над знанием или получить конверсию. Мы стараемся упаковать любую маркетинговую задачу в сторителлинг, штормим идеи и ищем референсы как у зарубежных сервисов, так и у флагманских продуктов на нашем рынке.

Конечно, мы иногда заходим в тупик или ищем дополнительное вдохновение — так придумали универсальный пополняемый источник идей. Это Telegram-канал, в который присылаем всё, что может помочь при шторминге: от необычно поданной рекламной кампании до классной инфографики. Такой инструмент не только объединяет команду, но и развивает общую насмотренность, которая позволяет нам быстро находить креативные решения. Канал регулярно обновляется: мы делимся идеями в любое время дня и ночи, в будни и в выходные.

Цикл работы над каждой задачей в контент-команде можно описать так:


1. Начинаем выстраивать сторителлинг, как ту самую коммуникационную упаковку в продвижении, с получения вводных от поставщика или внутреннего заказчика.

2. Проводим дополнительный брифинг, чтобы выделить уникальные преимущества товара (УПТ) и донести ключевые смыслы до ЦА.

3. Накладываем вводные на общекорпоративные акценты (продвижение категории, сервисность или новый поставщик), продумываем визуальную часть, прописываем копилайны.

4. Подбираем каналы для продвижения. Реализуем в рамках коммуникационной воронки с пользователями.

5. Упаковываем всё в виде технического задания и реализуем.

На практике всё происходит следующим образом: например, мы получаем задачу — провести «ягодную» кампанию. Идея заключается в том, что каждый месяц выбирается «фокусная» (сезонная) ягода, в апреле — это голубика. И нам необходимо провести комплексную подсветку этого товара в приложении и на сайте, чтобы максимально привлечь внимание ЦА и повысить продажи.

Для этого мы:

  • Запускаем подборку и цикл историй, в которых рассказываем о пользе голубики и способах её употребления: сырой в качестве полезного перекуса, для дополнения к завтраку, как начинку в выпечке или для приготовления смузи. Если объяснять технически — мы определяем пул инструментов по итогам обработки вводных по миссиям и задачам инструментов. Это нужно, чтобы нативно встроить информацию о фокусном товаре или группе ассортимента в пользовательский путь.
  • Создаём баннеры, увеличенные карточки товара и шторку «Мы точно знаем, чего вы хотите».
  • Даём пользователям промокоды, делаем скидки и подсвечиваем товар в агрегаторах.

Кроме того, даже когда мы не говорим в коммуникации конкретно о голубике, мы интегрируем её с точки зрения визуала. Например, когда рассказываем про кэшбек на любимую категорию, на баннере креатива изображаем голубику.

Запускайте рекламу!

В приложении существуют базовые промо-инструменты, которые можно разделить на баннерные и категорийные. К первым относятся сториз, подборки и баннеры, ко вторым — сезонные категории и увеличенные карточки товара.

У каждого инструмента есть своя миссия и частота ротации контента — это про сменяемость и обновление тематик, технические возможности. У каждого из них разный уровень конверсии и цели в работе с аудиторией.

Перед тем, как подобрать тот или иной способ дистрибуции, мы анализируем каждый инструмент. Например, оцениваем конверсию на просмотр, количество добавлений в корзину и завершённых покупок. Оцениваем статистику по кликам и переходам, затем выводим оптимальное количество слотов (мест в контент-плане), которые распределяем в соответствии с текущими акцентами компании.

Так, чтобы спрогнозировать ожидания от результата и подобрать инструмент для креатива, команда:

1. Обозначает задачу.

2. Определяет, как можно усилить подсветку. Например, это может быть добавление оффера, кросс-размещение на сайте, в приложении и социальных сетях, геймификации.

3. Соотносит с маркетинговым планом. Важно также учитывать высокий сезон (несколько месяцев в году: сентябрь, ноябрь-декабрь, февраль-март, май).

Выбор инструментов определяется целью — это может быть не только максимально высокая конверсия, но и охват узкого сегмента, продвижение среди определённой целевой группы.

Инструменты могут применяться как по отдельности, так и вместе. Если нужно рассказать про УПТ товара или объяснить, почему именно эта категория идеальна для конкретного повода, — подойдут сториз, которые ведут в листинг товаров, не прерывая пользовательский путь. Если цель — драйвить продажи в моменте, то мы задействуем максимум инструментов для комплексного подхода.

Например, к 14 февраля мы провели активацию, где конверсия на промокод была повышена с помощью сториз, лендинга и открыток. Запустили розыгрыш гарантированных призов: это были промокоды на 5 бесплатных доставок всем участникам и 100 главных призов с промокодами на 4000 рублей. Чтобы стать участником розыгрыша, нужно было сделать заказ с применением мгновенной скидки по промокоду из приложения.

Конверсию на промокод усилили за счёт введения промокодов, сторис и мегабаннеров. Кроме того, мы запустили романтичную кампанию с открытками-признаниями на отдельном лендинге, в приложении и социальных сетях. Использовали ассоциации с самыми любимыми среди пользователей товарами в сервисах «Перекрёстка», чтобы визуализировать чувства. Акция транслировалась на промо-лендинге, который мы продвигали. Результат — более 1,5 тысяч скачиваний открыток, а также многочисленные реакции и репосты пользователей. За две недели в кампании приняли участие более 25 тысяч раз.

Креативные подборки мы усилили за счёт гиф-анимации. Кстати говоря, экспресс-доставка «Перекрёстка» первая из ритейлеров использовала такой формат для статичных коммуникаций в нашем приложении и на сайте.

Для продолжительного продвижения конкретного бренда или поставщика эффективнее всего работает брендирование категорий. Когда опция была впервые запущена, мы фиксировали рост более 50% по всему ассортименту бренда из блока «рекомендуем». Кроме того, это дало всплеск активности категории в целом — за счёт переходов и сравнения выборки товаров пользователями. В результате все в выигрыше, это win-win подход, к которому мы стремимся в коммуникациях.

Как проходят испытания контентом

Один из важнейших фокусов на 2023 год — продвижение готовой еды. Прежде всего, команда отталкивается от барьеров, которые есть у пользователей. Например, существуют сомнения насчёт качества готовой еды. Пользователь не видит, из каких продуктов она сделана, сколько стояла на полке и приедет ли в том же виде, как указано на сайте. До сих пор бытует мнение, что готовая еда в супермаркетах – это майонезные салаты или курица-гриль. Это и есть тот самый «крючок», за который мы должны зацепиться при продвижении.

Так, для того чтобы проработать стереотипное восприятие аудитории, прокачивается образ экспресс-доставки «Перекрёстка» как надёжного эксперта в кулинарии. Транслируются те смысловые сообщения, которые помогут это закрепить. Например, подтверждается соблюдение санитарных норм, показывается качественная техника и просто картинки со свежими ингредиентами на кухне и производстве.

Проработать стереотипы, в том числе, помогли проведённые тесты, усиленные промо-кампаниями. Например, в одной кампании был микс онлайн-ресурсов для продвижения и оффлайна в самих супермаркетах Москвы и Питера. Выбирали те, у которых самое широкое наполнение и внедряли следующий инструментарий:

  • В сториз развенчивали барьеры, останавливающие от покупки готовой еды. Рассказывали про производство, сырьё, ассортимент и людей, которые её готовят.
  • В подборках делали акцент на основные блоки ассортимента категории «готовая еда» и повышали конверсию за счёт промокодов.
  • На сайте стали чаще выводить флагманскую категорию в поле зрения пользователей: добавили маркировки на продукцию, текстовые и промо-баннеры о возможности приобрести готовую еду с помощью быстрой доставки.
  • В приложении и на сайте стали чаще внедрять больше живого фото-контента. Это усиливало медиа-присутствие у весовой и упакованной кулинарии и свежей выпечки, на которой впервые протестировали динамический креатив — хлеб на фото в руках пекаря был с «живым» паром. Охваты выросли в том числе и потому, что было больше естественных фотографий для коммуникаций.

В результате мы добились высокого вовлечения аудитории, которая реагировала переходами на товары и последующими заказами.

Быть, а не казаться

Основная задача команды — с помощью контента предвосхищать потребности пользователей и наглядно показывать ситуации, в которых экспресс-доставка «Перекрёстка» может быть им полезной. Вечеринки с друзьями, поездка на дачу, встреча гостей или сэндвич с собой по пути на работу — на любой из подобных случаев мы даём «готовые» решения, например, в виде подборок или привлекательной визуализации, чтобы даже косвенно сформировать у клиентов ассоциативный ряд.

Мы хотим предугадывать ожидания и делать жизнь пользователя приложения экспресс-доставки «Перекрёстка» проще и удобнее, поэтому в своей работе ориентируемся на потребности клиентов. Наша команда постоянно ищет новые подходы в создании контента, чтобы предлагать наиболее оптимальные решения для любых ситуаций, связанных с доставкой товаров.

Остаёмся в фокусе, тонусе и на связи! На все вопросы о работе команды с удовольствием ответим в комментариях к материалу.

Ждём всех в приложении «Перекрёсток»! ☺

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Konstantin T.

Фотки для контента в сторис тупо надерганы с яндекс.поиска и потому выбиваются из стилистики. Халтура, в общем

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анна Прокопьева

Коллеги, спасибо за замечательную статью! Как контенщик, кайфанула. Емко, увлекательно, но что важнее - чувствуется, что вы любите свою работу и не жалеете времени на креативный подход. Вдохновляюще!

Ответить
Развернуть ветку
X5 Group
Автор

Анна, а мы и рады стараться, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Nosov

Спасибо! Отличная команда ;)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Харунженко

Отличный пост, спасибо, хорошая попытка вырваться из товароцентричной системы продаж. Но всегда можно стать лучше. Комментарий длинноват, но про JTBD-систему коротко не получится.
Экспресс-доставка – самая интересная и сложная тема, концентрат, вершина продаж.
Всего несколько секунд, блиц-сражение, победитель получает право выбрать путь – либо побеждает покупатель, а продавец следует за ним по ПОКУПАТЕЛЬСКОМУ пути, по ходу навязывая ему свои «сезонные» предложения, либо побеждает продавец – и тогда покупатель покорно и с удовольствием бежит по маршруту продавца, выбирая и покупая то, что прикажут.
Победу определяет КАЧЕСТВО ПУТИ.
Продавцу повезло – качество пути покупателя несовершенно, а в условиях роста ассортимента и развития пищевой промышленности качество пути потребителя продуктов питания стремится к нулю. И мееееееееедленно качество пути «повышается» (извращенно формируется), когда потребитель блуждает в манипулятивных техниках ангажированных блогеров, или безуспешно пытаясь систематизировать УТП бесконечных сторителлинговых материалов.
Но качество пути продавца находится тоже в зачаточном состоянии. Продавец побеждает сегодня исключительно потому, что качество пути потребителя практически отсутствует.
Важно! Качество пути – это не умение ВОВЛЕЧЬ в свой путь. Сторителлинг – это способ именно вовлечь, раскрыть многоразрезную модель потребления в коротких историях, стремящихся к сокращению, невозможно.
Качество пути определяется качеством Технологической модели потребления товаров, оптимальностью маршрутов по матрице разрезов по этой модели и когнитивной моделью, позволяющей потребителю комфортно пользоваться этой картой с маршрутами.
Так вот даже продавцы с крупнейшими бюджетами не строят такие модели потребления с оптимизированной навигацией по технологическим и когнитивным разрезам. Чтобы «быть, а не казаться», нужно не штормить, а системно строить научную технологическую модель потребления и когнитивную модель входа в эту модель для потребителей.
Отсутствие моделей потребления товаров – хорошая новость для тех, кто построит такие модели первым. Кто это будет – специализированная розница (построение небольших элементов модели), крупные информационные агрегаторы, или финтех, которому «есть, что терять» - узнаем в самое ближайшее время.
Подробнее о JTBD-центричном продуктовом подходе – в «Кратком обзоре для товарного ритейла Product4.0» https://dzen.ru/video/watch/643a3b06982588361428b907.
Про развернутую карточку товара на JTBD-центричном подходе – тот же обзор, тайминг 16:12.
Про элементы пути здесь https://dzen.ru/media/id/643a39f76f99ba706b75ba72/potrebitelskii-put-v-fmcg-produkty-pitaniia-tehnologicheskaia-model-644788cb1c0d6a3285f3f88b.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Д.б. я нетехнологичный потребитель, надо в университет.:)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Харунженко

Вы просто не пользовались когнитивно адаптированной Технологической моделью потребления (все слова ключевые). Самые благодарные потребители качественных когнитивных систем и технологически выверенных моделей – это пенсионеры, больше других подверженные промо-манипуляциям и вязнущие в потоках сторителлинга.

Ответить
Развернуть ветку
Masha Martynenko

Потянуло посмотреть сторисы с рецептами — своего рода медитация)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анастасия Самойлова

Класс!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ALEX JOHNGOLD

Только я не у видел цифр? И так и не понял кто ваша ЦА? Клиенты которые покупают чернику для легкого завтрака или клиенты у который «стереотипное» мнение о майонезом салате и курице гриль в супер маркете.
Фокус 23 года «готовая еда», это после года лок-дауна по ковиду…
Читатели прошу, со страстью, поставить моему коменту палец в низ 👎, если за последний год вы не разу не покупали готовую еду. И если вам не знакомо качество магазинных салатов.

П. С. Перекрёсток всегда был магазином определенной ценовой категории и соответственно аудитории. Ваши посетители это люди определённого уровня жизни. И понимания, что такое салатик из магазина и готовая еда.
Ходят ли в ваш магазин пенсионеры, да. Но они точно не покупают клубнику или чернику на завтрак. Или салатик в офис.

А вот анализ данных с клиентских карт ( лояльности). Анализ корзины покупателя. В разрезе месячной цикличности, сезонной или праздничной. Вот это интересный контент и подход к работе.

Ответить
Развернуть ветку
X5 Group
Автор

Alex, добрый день! Порассуждали над вашими вопросами:

В этой статье сфокусировались на процессах. Но привели примеры нескольких кейсов с цифрами — например, про акцию на день всех влюбленных :) Запрос на разбор нашей аналитики подробнее поймали, подумаем!

Что касается ЦА, у нас несколько сегментов в разбивке по возрасту. Когда готовим промо-кампании, то можем идти не только от портретов, но от барьеров — что и описали в тексте.

Спасибо за комментарий 🙏

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Пётр Агеев

оформляешь доставку и вам продукты доставляют, странный вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

«стараемся упаковать любую маркетинговую задачу в сторителлинг»
Зачем? Какая конверсия у тех, кто прочитал «историю» про голубику? Сколько пользователей прочитали «историю» про голубику?

Ответить
Развернуть ветку
X5 Group
Автор

Илья, добрый день! Тактика сторителлинга помогает превращать типичные продуктовые инфоповоды в вовлекающие истории. Наша цель — рассказать об акциях так, чтобы о них хотелось прочесть до конца. Вот и действуем из такой логики ;)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анастасия Самойлова

Класс!

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда