Как мы делаем «Свой подкаст» и что из этого получается

Всем привет! «Свой подкаст» на месте. Я Юрий Сидорец, и мой друг и коллега Алексей Поддячий уже полгода записываем и развиваем подкаст «Свой подкаст». В этом посте хотим поделиться своим опытом и рассказать как мы начинали и развивали наше шоу.

Как появилась идея

Спустя две недели изоляции мы завыли от скуки и надо было хоть как-то начать общаться с людьми. Я давно хотел создать подкаст, и Леша, которому карантин сказал: «два увольнения этому господину» — удачно запушил эту идею, потому даже не было сомнений, что это лучшее время для своего подкаста.

Решили, что сделаем пробный эпизод, поговорим об интересующих нас технических новостях, а дальше подумаем, стоит ли браться за это дело серьезно.

Пробный эпизод записывался на тапок, с кастомной шумоизоляцией в виде «домика», прям как в детстве. Ну и по классике все, что могло пойти не так — шло не так.

Мы хотим быть со слушателями на равных, ведь мы такие же простые люди, как и все. Мы хотим создать комфорт и уют, чтобы люди думали, что мы сидим у них прямо на кухне, пьем чай и говорим за жизнь. И мы уж точно не хотим быть «диванными экспертами» по всем вопросам. Наша аудитория — молодые IT-специалисты, люди, которые увлекаются технологиями, наукой, космосом, программированием, робототехникой и искусственным интеллектом.

Что мотивирует при создании подкаста

Хочется научиться работать в жанре подкастинга, поработать над своей речью, выработать новые навыки и умения, подкастинг относительно новый и интересный формат, в котором можно занять свою нишу.

Возможность постоянно изучать что-то новое, каждый выпуск требует тщательной подготовки, изучения как устроены различные технологии и подходы. Это позволяет значительно расширить кругозор.

И если хоть кто-то вынесет для себя что-то новое, если хоть кто-то вдохновится на что-либо — значит не зря мы потеем над этим.

Какие страхи одолевали на старте

Запуск с нуля без поддержки и рекламы «очевидно» оказался сложным. Первое время подкаст слушали только друзья и знакомые, и мы очень переживали, что это вообще не «взлетит» и, откровенно говоря, до сих пор хрен знает насколько это летит… «как фанера над Парижем». Именно это делает наших слушателей и подписчиков по настоящему «своими».

Ну и куда же без синдрома самозванца, ведь что такого мы можем рассказать и чем поделиться с людьми.

Какие форматы выпусков записываем

Изначально мы планировали 2 основных формата: ток шоу и интервью с гостем. Со временем мы добавили еще один — «трэш-новости», где обсуждаем, мягко говоря, необычные новости о технологиях, а если грубо говоря, то всякую дичь вроде робота для орального секса в Тесле. Что тут сказать, спрос рождает предложение.

Также у нас есть несколько рубрик в эпизодах, где мы обсуждаем свои пет-проекты и книги, которые нам показались интересными.

С помощью каких сервисов организовали работу

Сперва мы попытались организовать работу в телеграме, потому что на изоляции мы там проводим большую часть жизни. Создали отдельный чат, несколько хэштегов для тем каждого выпуска, идей и замечаний, но с ростом количества записанных эпизодов вести там организационную работу стало трудно. Поэтому мы переехали в Notion, где смогли удобно организовать все детали подкаста.

В качестве хостинга подкаста выбрали anchor.fm, который позволяет из коробки очень удобно размещать подкаст на самых известных платформах и собирает статистику о прослушиваниях.

Завели также канал в телеграме, твиттер, ютуб-канал, инстаграм, тамблер, тикток, снэпчат, фейсбук, одноклассники и порнхаб. В телеграме и в твиттере, кроме выпусков, еще постим новости, которые не вошли в эпизод.

Оборудование

Леша после записи нескольких первых эпизодов устал сидеть в «домике» и купил микрофон Rode Podcaster, чтоб не нужно было делать шумоизоляцию. Podcaster хороший микрофон с низким уровнем фонового шума и достойным частотным диапазоном.

А я использую аудиоинтерфейс Behringer UMC 22, достойная железяка для домашней записи, но пока что записываюсь на самый простой динамический микрофон. В планах купить себе Rode PodMic для более качественного звучания.

Софт

Первые эпизоды мы записывали в Audacity, но у меня упало зрение из-за несколько устаревшего интерфейса, а ошибки с подключением оборудования заставили третьего ведущего уйти еще до того, как мы его пригласили. Короче, теперь мы используем Adobe Audition. Там же и монтируем эпизоды.

Созваниваемся мы в Discord, в котором отличный звук по сравнению с другими доступными инструментами (ICQ, спутниковый телефон, лучший файлообменник, рация, банки со шнурком). И там так же «легко» настроить микрофон для записи бэкапов.

Как создается выпуск

  • Сбор материалов для эпизода

Каждый из нас в течении недели ищет новости, статьи и другие материалы, которые соответствуют теме подкаста.

Чаще всего в один эпизод попадают темы о новых открытиях, data science, безопасности пользовательских данных, проблемах интернетов, разоблачении техногигантов, скандалы, интриги, расследования.

  • Обсуждение собранных тем

На этом этапе мы кратко обсуждаем и выбираем несколько, обычно 5-6, лучших тем для эпизода. Для любого подкаста важен правильный подбор тем, потому мы стараемся выбрать то, что будет больше всего интересно слушателю.

  • Подготовка плана эпизода

Перед записью мы готовим короткий план, мы не пишем полноценный сценарий, какой может быть сценарий у душевного разговора на кухне.

Каждый из нас готовит личные заметки по темам, вопросы, интересные факты.

  • Запись

Перед записью важно проверить работу и подключение оборудования, хорошо ли вы слышите себя и собеседника, нет ли постороннего шума, не будут ли вас отвлекать во время записи.

Если вы начинающий и нет возможности приобрести хороший микрофон, стоит продумать способы шумоизоляции, например, записываться в шкафу, залезть под кровать, в мешок, в подвал, а кроме шуток, в домашних условиях можно поставить подушки вокруг микрофона, повесить полотенце или простыню, чтобы оградить пространство от шума — это правда помогает.

Каждый из нас отдельно пишет свою дорожку, чтоб не зависеть от качества связи, возможных подвисаний, отключений. Дорожки потом очищаются от шумов и сводятся в единый выпуск.

Мы стремимся к чистой и правильной речи, не перебивать друг друга, но закрываем глаза, на оговорки и мелкие нюансы, неумение держаться перед микрофоном. Наши первые эпизоды все еще вызывают у нас кринж и заставляют съёживаться при прослушивании.

  • Обработка и публикация

Мы чистим дорожки, монтируем и сводим по таймингам. Сначала это было действительно сложной задачей, но со временем это стало отнимать все меньше сил, хотя мы все еще далеко не профессионалы и ошибки неизбежны, иногда приходится даже переделывать смонтированный эпизод.

Готовим шоуноты и публикуем выпуски на anchor.fm каждый понедельник, и еще ни разу не выбились из графика. Постим всё в соцсетях и недавно запустили рекламу.

Что дает подкаст

Стали лучше говорить, как бы там ни было, подкаст заставляет быть внимательным к своей речи, следить за каждым предложением, дикцией. Подкаст мотивирует заниматься и улучшать свою речь. Пропадает боязнь микрофона, первое время может быть не ловко, но со временем появляется все больше уверенности и хочется продолжать.

И наконец-то привыкаешь к своему проклятому голосу. Знаете же это чувство, когда слышишь себя на записи и кажется, что это говорит смесь алкоголика и орущего кота? Так вот, это излечимо.

К тому же я научился работать со звуком. Не везде применимый, но хороший навык, теперь знаю, какие фильтры применяют для обработки звука, как сводить дорожки, выравнивать громкость и делать склейки.

Что дальше

«Свой подкаст» он как Пелевин, очень нишевый, но если один раз послушал, ты с ним навсегда.

©Паоло Коэльо

Мы продолжаем выпускать эпизоды, расширять аудиторию, искать новые темы, интересные и не очень новости. Мы верим, что наши усилия не пройдут зря и наш подкаст найдет Своих слушателей. Фидбэк всегда приветствуется, а если кто-то хочет поддержать нас, вот ссылка на наш патреон.

Мы также открыты к сотрудничеству со спонсорами и рекламодателями.

Это был «Свой подкаст», контент сгенерирован нейронной сетью.

22
5 комментариев

Статье больше суток,а ни одного коммента,аж обидно за вас. Возможно,потому что совсем недавно была подробная статья о подкастах. А может и нет. Буду первым)

1
Ответить

Буду вторым :)
Спасибо за информацию. И какие результаты за пол года? Сколько слушателей?
Есть ли монетизация и т.д.?

Ответить

И тишина 🤷🏻‍♂️

Ответить

Аудитория постоянно растет, перевалила за сотню постоянных слушателей. На наш взгляд качество заметно выросло. Над монетизацией пока работаем. Стараемся расширять аудиторию. 

Ответить