Что поможет операторам фиксированной связи остаться в игре

О том, что позволит операторам фиксированной связи оставаться в игре даже в эпоху без проводов, рассказывает Дмитрий Кулаковский, директор по маркетингу и развитию бизнеса МГТС.

Что поможет операторам фиксированной связи остаться в игре

С каждым годом роль беспроводного интернета неуклонно растет, поэтому операторов фиксированной связи дружно «хоронят». В 2016 году бразильская телекоммуникационная компания Oi, крупнейший в стране провайдер фиксированной связи, подала иск о банкротстве, и это был настоящий удар по отрасли. Правда, оператор планирует реструктуризировать бизнес, продолжать оказывать услуги и выходить на новые рынки. Чем это закончится, пока непонятно. Другие гиганты «фиксы» объединяются и даже возвращают себе былое лидерство — после долгих лет борьбы с интенсивно развивающейся China Mobile, операторы AT&T и Verizon вновь возглавили рейтинги глобального телекома.

«Фикса» стабильнее и дешевле мобильной связи

Благодаря нашей свежеприобретенной привычке смотреть все больше видео, интернет-трафик растет невиданными темпами: по итогам 2017 года объем трафик проводного интернета в РФ по данным ТМТ-Consulting вырос примерно на 30% до 35,5 Пбайт. В нашей сети рост составил 40% (год назад 20%). Возникает проблема: как обеспечить передачу все более качественного и, соответственно, «тяжелого» контента. И вот тут у операторов фиксированной связи настает настоящий звездный час.

Дело в том, что на стабильность и качество мобильных каналов ежесекундно оказывает влияние сотня разных факторов — погодные условия, количество абонентов в соте, «вес» трафика, препятствия на пути радиоволн и др. Для фиксированного оператора таких проблем нет – у него есть собственная инфраструктура, мощные волоконно-оптические линии, которые обеспечивают 100% connectivity (возможность установления связи). Не случайно практически все крупнейшие операторы мобильной связи в свое время подстраховались и приобрели фиксированный бизнес. Кроме того, передача «тяжелого» контента через кабель обходится гораздо дешевле, чем через эфир. Поэтому когда речь заходит именно о «тяжелом» контенте, самое время опереться на надежную инфраструктуру традиционных операторов.

Синергетический эффект

Глобальный телеком переживает волну объединения фиксированных и мобильных операторов, и конвергенция услуг становится все привычнее. История подобных сделок во всем мире говорит о том, что и для мобильных операторов, и для «фиксы» это едва ли не единственный способ удержать значимую долю на рынке.

Так Vodafone, провайдер услуг сотовой и фиксированной связи в Германии с долей рынка в 19,8%, ведет переговоры о покупке немецкого телеком-провайдера фиксированной связи Unitymedia в Германии (10,5% рынка). Если сделка состоится, Vodafone станет вторым по величине игроком на рынке страны (31,3%) вслед за Deutche Telecom (40,1%). На российском рынке так уже поступили практически все основные игроки и только выиграли от этого. Эта консолидация важна не только для финансовой и технологической устойчивости, но и для удобства клиентов.

Дмитрий Кулаковский, директор по маркетингу и развитию бизнеса МГТС
Дмитрий Кулаковский, директор по маркетингу и развитию бизнеса МГТС

Никаких IoT и умных городов без «фиксы»

Без операторов фиксированной связи также невозможно обеспечить интернет вещей и цифровую инфраструктуру городской среды: беспилотный городской и междугородний транспорт, системы мониторинга ЖКХ, промышленные роботы, умные дома и многое другое. Ведь это всё тот же «тяжелый» контент, только умноженный на несколько десятков раз — всё-таки посмотреть HD-видео в интернете и управлять беспилотной электричкой — задачи совершенно разного масштаба. Обеспечить бесперебойную работу быстро движущихся крупных объектов (вроде поездов в метро), невозможно без качественного 5G, а значит, и без проводных мощностей.

Сегодня российские фиксированные операторы активно развивают эти направления. Так, например МГТС в Москве для централизованного управления дорожным движением поддерживает выделенную сеть, организовала видеонаблюдение в дошкольных учреждениях и Wi-Fi-доступ в общественных местах, создает системы подъездного видеонаблюдения.

...и промышленного интернета тоже

Промышленный интернет — огромная ниша, которая уже развивается, а по-настоящему расцветет с повсеместным распространением робототехники на производствах. В промышленном интернете объем трафика будет только расти — как только вырастет объем и сложность операций, совершаемых роботами. Рост трафика от интеллектуальных промышленных устройств постепенно выходит за границы возможностей существующих мобильных технологий. Как раз здесь решения, применяемые в фиксированной связи или беспроводные решения на базе фиксированной сети (например, высокоскоростной Wi-Fi) будут очень востребованы, вплоть до реализации в стандарте 5G всего заявленного функционала.

Операторы фиксированной связи уже осваивают эту нишу. Deutsche Telekom через свое подразделение T-Systems развивает собственные решения в области управления автопарками совместно с MAN Trucks. Американская AT&T предоставляет услуги промышленного интернета с General Electric, выступая в роли провайдера мобильной, фиксированной и спутниковой связи и хостинга.

Что поможет операторам фиксированной связи остаться в игре

Нетрадиционные пути развития

Фиксированные операторы подходят к вопросу освоения новых возможностей для роста зачастую нетрадиционно, находя свою лазейку, иногда практически меняя свой бизнес. Например, в 2016 году оператор Verizon купил AOL и Yahoo! и превратился в мощный рекламный конгломерат. В июне этого года AT&T завершила покупку Time Warner за 85 миллиардов долларов США. В результате сделки на единой платформе самого большого в стране провайдера интернета, ТВ, фиксированной и мобильной связи создался крупнейший медиахолдинг, в который также входят контент-производители HBO, Warner Bros. и CNN. В России такие примеры тоже есть – например, «Национальная медиа группа» и «Ростелеком» создают совместное предприятие для производства контента и запуска новых каналов его дистрибуции.

Как мы видим, растущее стремление к мобильности не уменьшает потребность в услугах фиксированной связи, а лишь приводит к изменениям в ее назначении, создавая новые ниши. С переходом на новые стандарты мобильной связи именно «фикса» станет главным провайдером услуг по передаче тяжелых данных для пользователей и для работы предприятий, домов и целых городов. Так что собираться на «похороны» традиционных операторов пока преждевременно.

55
Начать дискуссию