Почему иногда нафантазировать идею продукта лучше, чем сформировать её с помощью MVP
MVP может оказаться сырым, а обратная связь — неточной. Если основатель делает продукт и для себя, то можно и нужно отталкиваться от своих фантазий.
Во время обсуждения потенциального проекта я услышал гениальную фразу, которая лишила меня дара речи:
Мы сейчас придумываем продукт, ориентируясь исключительно на свои фантазии. Нужно проверить гипотезы цифрами и обратной связью от пользователей.
Дар речи еще не успел вернуться, как включился дар размышлений: «а как, интересно, валидировать фантазии стартапа цифрами и обратной связью, если кроме фантазий и нет ничего?»
Лежащий на поверхности ответ из книги “Lean Startup” выглядит так: быстро сбацать MVP, показать пользователям, собрать обратную связь, применить её и повторить процесс.
Но проблема в том, что «быстро сбацать» == «сбацать плохо», а «показать пользователям» — это отдельное искусство коммуникации, которое русскоязычному человеку обычно даётся крайне тяжело. В итоге получается, что пользователям сумбурно показывают какую-то фигню, те ничего не понимают, а основатели делают вывод, что «ну тут явно нет рынка».
На фоне этого кажется, что такая проверка гипотез немногим лучше фантазий. Я бы даже пошел дальше и сказал, что фантазия — это основной скилл основателя продукта. В конце концов, продукт состоит из четырёх компонентов:
- Собственно, облик продукта — техническая реализация клиентов, бэкенда, прототипы, документация и так далее.
- Команда проекта — техническая экспертиза, продуктовая экспертиза, дизайн, маркетинг и так далее.
- Бизнес-модель продукта — откуда брать деньги на старт и как их зарабатывать после запуска.
- Предметная экспертиза, лежащая в основе продукта.
Если по каждому из этих направлений все хорошо, то и продукт будет нормально себя чувствовать. Если хотя бы по одному из них есть какие-то недоработки, то будут проблемы.
Так вот четвёртый пункт, предметная экспертиза, — это и есть способность фантазировать, отталкиваясь от своего понимания следующих вопросов:
- Кто целевая аудитория?
- Какая у нее проблема и/или потребность?
- Как эту проблему решать?
- Как решение проблемы воплотить в продукте?
Идеальная ситуация, это когда основатели стартапа очень хорошо разбираются в тематике своего проекта и сами являются целевой аудиторией.
Например:
- Тематика «Хаос-контроля». Планирование и самоорганизация.
- Кто целевая аудитория. Люди, работающие на себя.
- Какая проблема. Сложно все спланировать так, чтобы потом следовать плану.
- Какое решение. Проектный подход к организации целей и задач.
Вся эта концепция была сфантазирована, потому что основатель — сам себе ЦА и долго изучал тему планирования.
Или вот сервис Runtastic (или Strava из той же серии):
- Тематика. Фитнес и здоровье.
- Кто целевая аудитория. Энтузиасты бега.
- Проблема. Бег — не самое прикольное занятие, нужна дополнительная мотивация.
- Какое решение. Поощрение дофаминовыми всплесками за счет социального одобрения (лайки за тренировки).
Основателей лично не знаю, но подозреваю, что они долго-долго бегали, потом как-то запостили фотку со стадиона в фейсбук, собрали лайков и решили, что им кайфово, когда кто-то виртуально «смотрит» за их тренировками.
Вопрос: много было бы пользы от показа ранних MVP целевой аудитории этих проектов? Немного, потому что если есть понимание предметной области, много нового не узнаешь, а если понимания нет, то и обратная связь не поможет.
Так что фантазия, она же экспертиза в предметной области, — это ключевой скилл создателя продукта, который качается погружением в домен, чтением книг, развитием кругозора и постоянным анализом трендов.
Фантазия и интуиция работают тем лучше, чем глубже знания. Не нужно их стесняться.
P.S. Я завел Telegram-канал, в котором пишу про различные аспекты создания ИТ-продуктов (да и любых продуктов, в общем-то) и как организовывать созидательный процесс. Присоединяйтесь.