Как стать хорошим копирайтером: самое подробное руководство для начинающих
Окей, вы решили стать копирайтером. Поздравляю. Вы уже знаете, с чего начать? Я вот не знал. Мне бы чертовски пригодился такой гайд в начале пути. В этой статье я дам советы начинающим копирайтерам: куда идти, что учить, с кем дружить, где брать заказы. Поехали.
Кто этот господин, который учит меня жизни?
Кто этот господин, который учит меня жизни?
Если вы в моем блоге впервые, давайте знакомиться. Меня зовут Павел, я копирайтер и редактор. Пару лет назад начинал работать на биржах контента, писал унылые статейки по 50 рублей за штуку.
Сейчас мои тексты стоят больше 15000 рублей. Я делаю рекламу, пишу для популярных блогов, редактирую статьи других авторов и рулю агентством контент-маркетинга. Думаю, мой опыт будет вам полезен.
Я ничего не знаю. С чего начать?
Это раздел для тех, кто решил стать копирайтером с нуля и вообще не понимает, что надо делать. Итак, вы ни разу не писали на заказ. Сочинения в школе не в счет. Давайте я проведу краткий ликбез.
Копирайтер пишет текст. Без опыта вам не доверят делать рекламу или писать для интернет-изданий. Первое время вы будете заниматься SEO-копирайтингом. Суть такая:
- Вы пишете текст
- В нем обязательно используете определенные слова и фразы — они называются ключами
- Текст выкладывают на сайт
- Благодаря вписанным словам, люди могут найти сайт в Гугле или Яндексе
Непонятно? Смотрите на примере.
Клиент владеет интернет-магазином смартфонов. Он просит вас сделать описание седьмого айфона и обязательно использовать слова: «купить», «заказать» и «айфон 7». Текст размещают на странице товара. Когда кто-нибудь введет в Гугле «купить айфон 7» — в результатах выдачи будет ваш текст.
Ура, вы принесли пользу и привели потенциального клиента в магазин.
SEO-тексты вы будете писать по техническому заданию. Сокращенно — ТЗ. Это требования заказчика к статье: какие слова нужно использовать, какого объема нужен текст, о чем в нем стоит упомянуть и так далее.
Окей, я займусь этим SEO-копирайтингом. Где мне взять заказы?
На самом деле — везде. Копирайтеры нужны любому сайту. Их ищут в соцсетях, на форумах и досках объявлений. Но без опыта и портфолио вам ничего не дадут. Поэтому советую пойти на специальный сайт — биржу.
Это что-то вроде доски объявлений. Владелец сайта или менеджер рассказывает о задаче, а копирайтеры оставляют заявки. Если вы понравитесь заказчику — он выберет вас и отдаст проект в работу.
На биржах очень много заказов, поэтому даже копирайтер без опыта может завалить себя работой. Увы, новичкам там платят чуть лучше, чем никак. Я начинал с 30-50 рублей за текст. Многие мои коллеги брали еще меньше — 10-15 рублей.
Сейчас ваша главная задача — набраться немного опыта и сделать портфолио. Воспринимайте работу по низким ценам как стажировку. Доход обязательно будет, но чуть позже.
Хорошо, пойду на биржу. Какую выбрать?
Я начинал на Etxt. Там вырвиглазный интерфейс, но больше всего людей. Если верить статистике биржи — 400 тысяч заказчиков.
Я советую поработать месяц на Etxt. Если будет получаться — регистрируйтесь на бирже фриланса и ищите заказы там.
Обходите стороной заказы за 5-10 рублей. Это издевательство над мозгом. Даже копирайтер с нулевым рейтингом может получать 20-40 рублей за 1000 символов.
Кстати, о символах. Так в копирайтинге принято считать стоимость услуг. Не целыми текстами, а количеством букв в них. Большая статья будет стоить дороже короткого описания — и это справедливо.
И сколько я буду зарабатывать, если начну с нуля?
На старте — почти ничего. 100 рублей в день или около того. Но как только вы чуть-чуть освоитесь, сможете поднять цены и получать что-то вразумительное.
Многие биржевые копирайтеры получают 15-30 тысяч в месяц. Я через месяц работы зарабатывал 500-800 рублей за день. Выше — это уже не новички.
Крутые дядьки получают сотни тысяч в месяц. Самый большой доход, о котором я слышал, — 300 000 рублей. Уверен, это не предел.
А нормальные деньги когда начнут платить?
Это зависит только от вас. Если быстро освоитесь и будете интересно писать — то через месяц можно выйти на 70-100 рублей за 1000 символов. Это 700-1000 рублей в день. Больше на биржах получать сложно. У меня не получалось.
В среднем, вы можете рассчитывать на 40-60 тысяч уже через пару лет практики. Если будете стараться и учиться.
Не сидите на биржах копирайтинга долго. Они — стажировка. Ваша задача — научиться искать клиентов вне бирж. Например, в соцсетях и на Авито. Сайты фриланса тоже подойдут. Топовые копирайтеры на них зарабатывают много.
И чему мне нужно учиться, чтобы стать профессиональным копирайтером?
Вам нужны четыре вещи:
- Грамотность. Ну тут понятно: если вы делаете три ошибки в слове из пяти букв — копирайтинг не для вас.
- Умение интересно и понятно писать. Чтобы люди дочитывали текст до конца и понимали, что вы хотите им сказать.
- Маркетинг и реклама. Как продавать, как рекламировать, что важно для покупателей, как выявить преимущества компании перед конкурентами. Даже если вы хотите писать статьи, а не рекламный текст — их заказывают компании. Цель компании — получение прибыли. Вы должны знать, как это работает.
- Умение вести переговоры и продавать свои услуги. Вам ведь нужны клиенты, правда? На биржах вы оставляете заявку и все — переговоры закончились. Потом все будет интереснее и сложнее.
Вот эти навыки вам и нужно прокачивать. Желательно все сразу. Одно без другого работать не будет.
Какие ошибки допускают начинающие копирайтеры, и как мне их избежать?
Долго топчутся на месте. Через месяц после начала работы, я писал статьи по 40 рублей за 1000 символов и получал примерно 600-800 рублей в день. Через полгода — все те же 600-800 рублей.
Почему так? Потому что я не развивался. Работа-работа-работа и все. Одинаковые задания, которые делаешь на автомате, не дают расти. Чтобы получать больше, надо уметь больше. А для этого надо выйти из зоны комфорта и сделать что-нибудь новое и сложное.
Не учатся. Практика — это круто. Увы, у вас не хватит жизни, чтобы перепробовать все. Поэтому нужно перенимать опыт старших коллег.
Читайте книги, смотрите видеоуроки, подписывайтесь на блоги, посещайте конференции, общайтесь в профильных сообществах.
Переписывают чужое. Есть такое понятие — рерайт. Это когда вы берете текст и переписываете его своими словами. Очень быстро и удобно.
Это путь в ад. Когда вы делаете рерайт, вы не думаете над структурой, не учитесь объяснять, не проверяете факты. Вы не учитесь вообще ничему.
Боятся высоких цен. Ой, я пишу по 50 рублей, а тут задание за 300. Наверно, там кошмарные требования, я не потяну. Боль, печаль, тоска.
Вот такой реакции у вас быть не должно. Увидели дорогое задание — пойдите и пообщайтесь с заказчиком. Может, это вполне ваш уровень.
А что дальше? Какие у меня перспективы?
Рад, что вы думаете о будущем. Перспектив много, и все они клевые. Вряд ли вы захотите всю жизнь писать SEO-тексты. Да и платят за них не то, чтобы очень. Вы можете стать:
- Копирайтером-рекламщиком. Писать рекламу, слоганы, помогать бизнесу продавать товары и услуги.
- Копирайтером-текстовиком. Делать рассылки, писать в блоги, составлять руководства.
- Редактором. Рулить всем процессом — давать задания копирайтерам, дизайнерам, иллюстраторам — или делать это все самому.
- Контент-маркетологом. Это новое и очень крутое направление интернет-маркетинга, завязанное на качественном контенте: тексте, видео, иллюстрациях.
- Руководителем. Взять в свою команду других специалистов и открыть студию.
- Инфобизнесменом. Учить начинающих копирайтеров и редакторов, писать книги, проводить тренинги, стать коучем.