{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Играем с пользой: как компьютерные игры помогают обучению

У многих родителей компьютерные игры ассоциируются с негативным влиянием на ребенка и пустой тратой времени. Такое представление не всегда верно: сама по себе игра — в первую очередь один из инструментов обучения, и при правильном применении способна принести немалую пользу.

Например, помочь школьнику развить soft skills, пробудить или усилить интерес к предмету, отточить навыки и углубить знания.

Фото: Unsplash

Что дают школьникам игры

В России внедрение компьютерных игр в школьное и дошкольное образование изучается и обсуждается уже более 20 лет. Хорошие игры увлекательны, интересны, нравятся детям — зачастую это резко контрастирует с тем, как ребенок воспринимает традиционные уроки с учебниками, рабочими тетрадями и домашними заданиями. Использование таких нестандартных инструментов и методик расширяет возможности педагога и позволяет детям учиться с удовольствием.

Пользу приносят игры самых разных жанров — от шутеров до стратегий. Все еще жив стереотип, что «стрелялки» делают детей (и взрослых) более агрессивными, но исследования говорят, что это не так. Другая проблема, связанная с играми, — ребенок не всегда способен вовремя остановиться. Иногда дети готовы часами находиться в виртуальном мире, отложив остальные дела. Из-за этого начинают страдать успехи в иных сферах, включая обучение в школе. Такой недостаток у игр действительно существует, но с ним можно справиться — например, предложив школьнику интересные альтернативы.

“Уже сегодня можно с уверенностью сказать,что шутеры способны улучшать реакцию и учат быстро принимать решения, а стратегии — прогнозировать результаты того или иного шага, тактически мыслить. Кроме того, интеллектуальные квесты развивают логику и внимательность, а командные игры оттачивают навыки работы в коллективе — распределение ролей и задач, разрешение конфликтов, лидерство. Они социализируют, а иногда позволяют найти знакомых по всему миру”, – Наталья Царевская-Дякина, руководитель Edtech-кластера Фонда “Сколково".

Игры влияют на когнитивные функции, эмоциональную сферу, тренируют пространственное мышление, умение сосредоточиться и рассчитывать время. Некоторые дают обратную связь и информацию для анализа своих действий. Неудача в игре часто мотивирует попробовать снова, применив другую стратегию, тогда как неудача в выполнении традиционного школьного задания становится своеобразным «приговором», изменить который ребенок уже не может или не хочет.

Также виртуальные миры помогают «пожить» в другое время, познакомиться с историческими личностями, физическими, химическими и иными явлениями, «попользоваться» различными предметами, недоступными в реальной жизни.

Игры приходят в школы

Еще в 2011 году Министерство образования и науки заказало создание и разработку онлайн-игр, которые помогали бы школьникам и студентам от 12 до 18 лет изучать ОБЖ. Проект подразумевал, что дети будут виртуально изучать различные ЧС и отрабатывать правила безопасности. ОБЖ также стало «полигоном» для широкого применения в школах технологий виртуальной реальности — так уже делают в Нижегородской области.

Но через игры можно изучать не только этот предмет. В середине 2019 года Минпросвещения разработало проект, по которому в 2019-2024 годах в школах в порядке эксперимента будут использоваться игры и мобильные приложения для изучения математики, информатики и технологии. Инициатива стала частью нацпроекта «Цифровая экономика РФ».

“Стоит отметить, что создание игровой среды для обучения возможно не только внутри компьютерной игры – существуют технологии, позволяющие вовлекать учеников, например, через виртуальную реальность. Так, в 2019 году Министерство Просвещения провело отдельный эксперимент по подготовке к ОГЭ в VR для девятиклассников. Были разработаны специальные тренажеры по химии, физике, алгебре и английскому языку. Дети, которые помимо стандартной подготовки к экзаменам занимались на VR-тренажерах показали в среднем на 15% более высокие результаты”, – подтверждает Наталья Царевская-Дякина.

Двумя месяцами позже Институт развития интернета (ИРА) предложил Министерству просвещения добавить в образовательную программу факультативы по популярным среди детей и подростков играм — Dota 2, FIFA 19, World of Tanks, Hearthstone и ряду других. Авторы инициативы обосновали ее тем, что такие уроки позволяют школьникам улучшить креативное и абстрактное мышление, развивать навыки командной работы и погрузиться в киберспорт как перспективное направление. Министерство отклонило предложение, сказав, что дети будут излишне утомляться, но отметило, что школы могут устраивать подобные факультативы на свое усмотрение.

“Сегодня в России многие EdTech-компании работают над созданием игр, способных более эффективно вовлекать детей в учебный процесс. Например, резидент Фонда “Сколково”, компания УМНАЗИЯ разработали игровую образовательную платформу для развития навыков у детей в возрасте 6-13 лет с индивидуальной траекторией развития и адаптацией под интересы ребенка. Педагоги могут автоматически формировать план обучения на платформе, адаптировать контент под интересы учеников, а также использовать AR и VR-элементы” – Наталья Царевская-Дякина, руководитель Edtech-кластера Фонда “Сколково”.

Иногда учителя-энтузиасты проводят эксперименты, используя игры на уроках, чтобы вовлечь учеников в предмет, подать материал более вовлекающим и наглядным образом. Например, с помощью качественных игр на историческую тематику можно показать другие эпохи, сражения и их участников. А в одной из Кемеровских школ ученики договорились с учительницей о проведении уроков в игре Minecraft, пока все сидели на удаленке. В рамках эксперимента выяснилось, что в ней можно показывать и то, как работают отдельные законы физики и химии.

Мировое внедрение

Один из самых известных примеров — Minecraft: Education Edition, образовательная версия очень популярного среди детей по всему миру Minecraft. Подписка доступна квалифицированным учебным учреждениям, ученики могут попасть в игру по приглашениям преподавателей. Minecraft: Education Edition используется учителями многих стран, в игре есть библиотека заданий и уроков, также педагоги могут создавать свои задания в соответствии с предметом и программой. Особенность и удобство игры — в универсальности. Здесь можно тренировать знания по самым разным дисциплинам. Также для учителей предусмотрена площадка для обмена идеями и разработками.

Самой первой образовательной компьютерной игрой стала Oregon Trail, рассказывающая об Орегонской тропе и американских первопроходцах. Она появилась в 1970-х, но с тех пор неоднократно обновлялась и используется по сей день. Oregon Trail позволяет перенестись в ту эпоху, узнать о жизни пионеров и истории того периода.

Исследование 2022 года, проведенное VK Play и ResearchMe, говорит, что 64% родителей не против внедрения компьютерных игр в школьную программу. В основном это касается обучению киберспорту и тому, как их создавать, поскольку треть респондентов хотели бы, чтобы в будущем их дети работали в гейм-индустрии. Безусловно, игры не способны заменить традиционное обучение — однако перед ними и не стоит такая задача. Они должны разнообразить подачу предмета, сделать ее более вовлекающей, наглядной и интересной.

0
2 комментария
Владимир Zosim

так ограничивать игры или нет? в майнкрафт можно и в танки можно.. а сколько часов в день можно? а в 6 лет сколько, а в 12?.. очень интересно но непонятно..

Ответить
Развернуть ветку
Jack Konstantin

можно столько, сколько кажется адекватным)
Если заменить игры книгами, то вопросы будут такие же:
Сколько можно читать книги? И сказки можно и детективы? а в 6 лет сколько? А в 12?)

Так что стоит давно признать, что игры такой же элемент обучения и познания, как и игры)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда