Цифровая трансформация - зачем оно нам надо?
В современных реалиях в выигрышном положении оказываются именно те компании, которые способны адаптировать свою бизнес-модель и стратегию под меняющиеся условия. Словосочетание “цифровая трансформация” встречали многие, но его смысл часто путают с другими digital-процессами.
Что такое цифровая трансформация?
Цифровая трансформация – это интеграция digital-технологий во все бизнес-процессы компании. Их внедрение заключается не только в использовании современного оборудования, но и в модернизации подходов к управлению корпоративной культурой, внешними и внутренними коммуникациями.
Максимальный эффект достигается путём отказа от консервативных моделей работы, а также за счёт преобразования продуктов и услуг организации. На практике цифровая трансформация осуществляется по-разному для каждой сферы бизнеса и компании. Сегодня уже недостаточно просто обзавестись сайтом, приложением, чат-ботом и страницами в социальных сетях, чтобы назвать себя цифровой компанией.
Цифровая трансформация VS цифровизация
С цифровой трансформацией разобрались. Что же такое цифровизация, и почему эти понятия не стоит путать?
Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни, в том числе и в бизнес. Глубина и масштаб внедрения могут варьироваться. Цифровизация позволяет компании стать более современной, но коммуникация, продукция и каналы её сбыта остаются традиционными.
В бизнес-процессы можно внедрить цифровые технологии по:
- Планированию производственной деятельности;
- Управлению финансами;
- Управлению персоналом;
- Продажам и коммуникациям с клиентами и т.д.
Один из самых популярных примеров успешной цифровой трансформации – Netflix. Изначально компания занималась продажей и прокатом DVD-дисков, но уже спустя год сосредоточилась только на прокате, отправляя диски по почте. С 2007 года основная стратегия Netflix стала заключаться в распространении потоковых видео - была разработана собственная платформа, которая составляла пользовательские рекомендации.
С 2013 года начался выпуск фильмов и сериалов собственного производства. В конце 2020 года число подписчиков сервиса превысило отметку 200 млн. человек. Это наглядный пример того, как компании пришлось буквально разрушить существующую бизнес-модель при помощи комплексного подхода, чтобы создать новые ценности и выгоды для своих клиентов.
Управление цифровой трансформацией бизнеса
19 апреля 2021 года Минцифры РФ сообщило об утверждении Правительством директив по цифровой трансформации государственных компаний. Стратегии цифровой трансформации государственных компаний должны быть разработаны или приведены в актуальное состояние до 1 сентября 2021 года. Становится очевидно, что преимущества цифровой трансформации бизнеса признают даже в государственных структурах. Компании на конкурентном рынке нуждаются в ней ещё сильнее.
Согласно исследованию, в России за 2019-2020 года число компаний, которые системно занимаются цифровой трансформацией, выросло вдвое.
Успех цифровой трансформации предприятия базируется на чёткой стратегии и грамотном управлении преобразованиями всех сфер деятельности компании. Ошибка многих предпринимателей заключается в том, что они путают цифровую трансформацию с оптимизацией. Им кажется, что для успеха достаточно нанять IT-специалиста. Однако, это невозможно без взаимодействия специалистов из различных сфер.
Не существует универсального подхода и инструкции “Цифровая трансформация для чайников”. Но вот шаги, которые актуальны для любой сферы:
- Формирование команды. Как мы уже говорили, недостаточно одного IT-специалиста, за трансформацию отвечает в первую очередь сам руководитель. Не обойтись и без HR-менеджера, который поможет подобрать профессиональные кадры.
- Разработка стратегии. Зачем вашей компании трансформация? Конечно, все хотят повысить эффективность и в результате увеличить прибыль, но нужно определить пути, по которым следует двигаться. Какие сферы деятельности компании требуют модернизации? Какова новая миссия компании? Какую бизнес-модель стоит выбрать? – все эти вопросы требуют проведения исследований.
- Реализация. Чего не хватает компании? К трансформации должны быть готовы все сотрудники, а не только руководитель и IT-отдел. Хватит ли сотрудникам профессиональных компетенций для работы в рамках новой бизнес-модели? Чтобы реализовать стратегию цифровой трансформации, следует устранить все “пробелы”, адаптировать имеющихся сотрудников к нововведениям. Стоит задуматься об оптимизации кадрового состава, использования аутсорсинга.
Цифровая трансформация обучения
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 каждый из нас столкнулся с цифровым обучением. Даже те школы, вузы и предприятия, которые до этого отказывались от внедрения цифровых технологий, были вынуждены проявить гибкость.
Одна из ключевых функций цифровой трансформации обучения – это персонализация. Такой подход позволяет организовать более гибкий образовательный процесс для каждого студента.
Не секрет, что разным людям нужно разное количество часов для освоения учебного материала, разный формат подачи информации и т.п. При персонифицированном подходе обучающиеся имеют возможность самостоятельно формировать свой учебный день, график изучения отдельных дисциплин, выбирать наиболее оптимальное для себя время для выполнения заданий.
В России многие всё ещё скептически относятся к применению информационных технологий в обучении, в то время как в США, согласно статистике, 76% студентов проходили онлайн-курсы, причём большинство опрошенных считают, что дистанционный формат не снижает эффективность занятий.
Цифровая трансформация обучения подразумевает под собой не только онлайн-уроки, но также электронную библиотеку, электронные журналы и дневники, онлайн-тесты, дистанционную аттестацию, возможность отправить домашнее задание при помощи электронной почты или специальных платформ, возможность консультации с преподавателем не только в рамках занятия и т.д.
Трансформация дистанционного обучения
За время пандемии многие успели оценить преимущества дистанционного обучения. Не нужно тратить время на дорогу, можно присутствовать “в классе”, находясь при этом в любой точке мира.
Для многих учебных заведений в этот период дистанционный формат стал основным, а не дополнительным, что внесло свои коррективы. К новой реальности пришлось адаптироваться как ученикам, так и преподавателям, потребовались новые решения:
- Внеклассные мероприятия. В дистанционном формате стали проводиться не только уроки, но также и классные часы, флешмобы, праздники, кружки, творческие занятия, спортивные соревнования - дистанционный формат не отдаляет учеников друг от друга;
- Новые форматы. Преподаватели старались разнообразить учебный процесс, искать новые способы подачи материала, чтобы сделать занятия интереснее. Многие форматы невозможно реализовать в рамках учебного кабинета.
- Цифровая этика. Так как границы учебного кабинета и квартиры были стерты, потребовалось разработать новые правила допустимого дресс-кода, рамки рабочего дня, правила коммуникации между учащимися и преподавателями.
- Контроль выполнения заданий. Если дистанционный формат – это единственный способ провести аттестацию, то нужны надежные механизмы проверки. Учебными платформами были разработаны новейшие ПО, которые исключают возможность списывания.
Тенденции говорят о том, что дистанционное образование в России и мире продолжит развиваться. За последние пару лет многие мифы о нём были опровергнуты, а опасения развеяны. Всё больше школ и университетов осознают преимущества внедрения онлайн-курсов, которые позволяют студентам из любого уголка планеты получить доступ к лучшим образовательным программам.
Если вы задумались о цифровизации бизнес-процессов компании, связанных с управлением систем знаний - переходите на наш сайт и оставляйте заявку на бесплатную консультацию.
Благодарим за внимание и желаем, чтобы эффективность обучения всегда радовала вас и ваших студентов!