{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

ОБЩЕПИТ БЕЗ НДС. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Летом 2021 года по указанию Президента России в Налоговый кодекс РФ внесли изменения, которые должны поддержать экономику предприятий общепита (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Краткая суть: можно не платить НДС при оказании услуг общественного питания.

Конечно, есть определенные требования и ограничения для освобождения от уплаты налога: размер выручки, количество сотрудников, уровень их заработных плат, удельная доля выручки от реализации услуг общепита в общем объеме выручки предприятия.

Но основная идея проста: поскольку входного НДС у предприятий общественного питания в структуре расходов крайне мало, уплата НДС по полной ставке 20% делает бизнес практически убыточным. Поэтому, чтобы общепит жил, развивался и работал открыто (без сокрытия выручек, неофициальных зарплат, использования схем дробления бизнеса для применения УСН) приняты изменения в законодательство. Которые, в том числе, должны поддержать пострадавшую в пандемию отрасль.

Работать по новым правилам можно уже с 1 января 2022 г.

Вроде бы отличная новость. Но если читать закон внимательно, то вопросов больше, чем ответов.

По порядку.

ПРОБЛЕМА 1. ДОСТАВКА

При том, что доставка еды из ресторанов и кафе сегодня - норма жизни, а для самих предприятий общепита может формировать выручку до 40% общей выручки предприятия, вопрос с доставкой однозначно не урегулирован.

Согласно букве закона «не облагается НДС оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание)».

Про доставку закон ничего не говорит, делает оговорку только в отношении выездного обслуживания (кейтеринга).

Поэтому вопрос: «Является ли доставка «оказанием услуг общественного питания через объекты общественного питания» - открытый.

При буквальном толковании получается, что нет, доставка к услугам общественного питания, освобожденным от НДС, не относится. Эту точку зрения, например, поддерживает Umbrella Group: https://vc.ru/u/761018-umbrella-group/298633-osvobozhdenie-obshchepita-ot-nds-vse-li-tak-gladko-kak-hotelos-by.

И в их рассуждении здравое зерно: освобождение общепита от НДС могло быть мерой поддержки бизнеса, пострадавшего в пандемию. В пандемию пострадали именно заведения, которые обслуживают посетителей в помещении. Доставка же в пандемию не пострадала, а наоборот — только укрепила свои позиции.

Попробуем подойти к вопросу системно.

Поскольку в самом законе ничего не говорится о доставке, возьмем Государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения"], которым установлены термины и определения основных понятий в области общественного питания. В нем доставка не упоминается вообще.

А вот понятие «услуга общественного питания» есть. Но определенности это никак не добавляет: «услуга общественного питания (индустрии питания): Результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах».

Обратимся еще к одному источнику – Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Вроде есть повод для радости: группировка по коду 56.10 так и называется: «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». И, согласно расшифровке, включает «услуги по предоставлению питания потребителям, независимо от того, подаются ли они в специальных местах общепита или в ресторанах самообслуживания, едят их в помещении, забирают с собой или заказывают для доставки на дом».

Получаем ответ: доставка – одна из форм оказания услуг общественного питания.
Правда, есть одно уточнение: если ОКВЭД - надлежащий нормативный акт для толкования норм налогового законодательства ( ст.11 НК РФ). Что не факт.

Доставка собственная и доставка силами операторов

Но возникает еще один вопрос: к услугам общепита в смысле статьи 149 НК РФ относится доставка готовой еды собственными силами предприятия или также силами специальных служб?

Про собственную доставку (доставку силами именно самого ресторана) ответ вроде есть в том же ОКВЭД. В последнем абзаце описания группировки 56.10 написано: «Группировка также включает деятельность ресторанов и баров, связанную с доставкой продуктов питания потребителям отдельными подразделениями предприятия».

А вот про внешнюю – опять не ясно.

При нынешнем развитии крупных операторов доставки вроде Яндекс. Еда, Delivery Club, Broniboy и др. многие рестораны не доставляют еду сами, а привлекают операторов. Для крупных сетей и холдингов действует иная схема: часто создаётся собственная служба доставки как отдельное юридическое лицо, берущая на себя непрофильные для общепита функции.

В итоге классическая схема доставки сегодня предусматривает, что клиент взаимодействует с колл-центром и курьерами отдельной службы доставки (не являющейся структурным подразделением предприятия общепита), а полученная от покупателя выручка перечисляется в службу доставки и затем, за минусом вознаграждения агента, поступает на расчетный счёт самого ресторана (пиццерии, кафе и т п.).

Будет ли такая выручка - выручкой предприятия общепита от оказания услуг общественного питания? И будет ли она освобождена от НДС?

ПРОБЛЕМА 2. ЕДА НАВЫНОС

Это то, что вы заказали и хотите забрать сами. Выручка, полученная по такой операции, – выручка от оказания услуги общественного питания или нет?

Если взять ОКВЭД, то такая операция – услуга общепита. Про еду навынос в классификаторе прямо указано как на вид (формат) услуги общепита.

А вот если читать ГОСТ – то нет, потому что никакой организации потребления в этом случае не происходит. А это - один из ключевых моментов определения услуги общественного питания.

На основе этого, например, в 2018 году арбитражные суды 3-х инстанций признали, что реализация блюда для потребления в зале — это услуга общепита, а вот продажа того же блюда через окошко MacAvto - продажа продукции [дело Макдональдс против Роспотребнадзора, №А40-14572/2018, https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/36916326-88fe-452d-a44d-9316502607f9/259f00fe-4d5f-4221-b8a0-656ae35e3d0e/A40-14572-2018_20181003_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True].

Или вот ещё вопрос.

Кофейня. На месте готовит кофе, салаты, горячее. А вот десерты закупает готовые, например, в рамках франчайзинга у самого франчайзера или у назначенного поставщика. Продажа таких десертов - услуга общественного питания или это продажа кондитерских изделий?

Предположим, что все исключения для применения НДС четко указаны в подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ. И раз там про реализацию покупных блюд навынос ничего не сказано – это услуга общественного питания.

Усложним ситуацию. В одном случае кусок торта заказан гостем, который есть его в зале вместе с заказанным кофе. А в другом - с собой, навынос вместе с тем же стаканчиком кофе. Где услуги, где продажа?

ПРОБЛЕМА 3. ПРОЧИЕ УСЛУГИ

Общепит занимается не только тем, что готовит и кормит своих гостей.

Есть еще и дополнительные услуги, которые различаются в зависимости от специфики и формата заведения. Кто-то в целях продвижения и рекламы ведет кулинарные мастер-классы для взрослых и детей. Кто-то организует и проводит детские праздники с анимационными программами. Все - за дополнительные деньги.

Будут ли налоговики рассматривать это как услуги общественного питания, не подлежащие обложению? Формально согласно ГОСТу 31985-2013 – вроде да, потому что к общественному питанию также отнесены дополнительные услуги и услуги по проведении досуга. А на практике?

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

До принятия решения, переходить ли на общую систему налогообложения или нет, у предприятий общественного питания (90% которых сегодня применяют УСН) меньше 1,5 месяцев. А вопросов - больше чем ответов. Не только у меня, но и у моих коллег, занимающихся сопровождением общепита и налогами.

При этом цена неверной трактовки закона огромная: это и доначисление НДС по операциям, которые не будут признаны услугами общественного питания, и необходимость ведения раздельного учета, и существенное увеличение налоговой нагрузки для тех, кто до этого работал на УСН. А для предприятий, у которых доля выручки доставки больше 30%, - вероятность лишиться освобождения от НДС по всей сумме выручки.

Никаких разъяснений ни ФНС, ни Минфин пока нет.

Обычно я делюсь готовыми решениями. Сегодня вынуждена делиться вопросами. Для того, чтобы вместе найти ответы. И для того, чтобы у тех, кого касается данная тема, возникли эти вопросы, которые пока еще можно обдумать, чтобы входить в 2022 с осознанными и просчитанными решениями.

Поэтому буду рада любым профессиональным комментариям по вопросам, затронутым в статье. А также тем вопросам, которые я, возможно, не увидела.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Елена Шильникова
Автор

Конец 2021 года принес больше определенности в вопросах, поднятых в статье.

По запросам налогоплательщиков ФНС (в лице УФНС по Самарской области и по Новосибирской области) дали разъяснения о том, какие именно услуги не подлежат обложению НДС в рамках оказания услуг общественного питания.

К ним прямо отнесены:
1. Любые услуги по реализации услуг общепита как в зале обслуживания, так и на вынос.
2. Услуги доставки продукции, в том числе через специализированные службы доставки.
3. Реализация покупных товаров через витрину, расположенную в предприятии общественного питания.

Единственное, что исключили налоговики из перечня необлагаемых НДС операций, - услуги общественного питания, связанные с организацией досуга, такие, как мастер-классы, детские праздники с участием аниматоров и т.п.

Для тех, кто любит почитать документы и не верит на слово, - по запросу вышлю тексты ответов УФНС.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

Добрый день. Вышлите пожалуйста тексты ответов УФМС. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Шильникова
Автор

Здравствуйте.

Написала Вам в личные сообщения

Ответить
Развернуть ветку
Лариса

Здравствуйте. Вышлите пожалуйста ответы УФНС на эл.адрес [email protected]. Не нашла в интернете таких писем. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Елена Шильникова
Автор

Лариса, ловите на почте.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия

Добрый день. вышлите пожалуйста тоже ответ УФМС. Заранее большое спасибо. [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Елена Шильникова
Автор

Министерство финансов Российской Федерации:
Письмо № 03-07-07/95283 от 25.11.2021

Вопрос: О применении с 01.01.2022 освобождения от НДС организацией, приобретающей продукцию общественного питания у третьих лиц и реализующей ее физлицам через объекты общественного питания.

Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 6 октября 2021 г., а также зарегистрированным в Минфине России 20 октября 2021 г., о применении с 1 января 2022 года налога на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость будет применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:

— сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;

— удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;

— среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).

Кроме того, положениями абзацев третьего — пятого пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ установлено, что в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услугами общественного питания не признается реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли, а также реализация продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, либо занимающимся розничной торговлей.

Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст, услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Таким образом, организация, приобретающая у третьих лиц продукцию общественного питания и осуществляющая реализацию данной продукции физическим лицам через вышепоименованные объекты общественного питания, вправе с 1 января 2022 года применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания в случае соблюдения вышеуказанных условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Мельникова

Коллеги, подскажите, кто то реально попробовал сменить режим с УСН на ОСНО в связи с этой поправкой?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Шильникова
Автор

Юлия, могу сказать, что мы очень серьезно просчитывали этот шаг.
По размеру налоговой нагрузки работа при льготе НДС не сильно тяжелее УСН.

И все же в этом году решили остаться на УСН.

Что остановило:

1. Необходимость брать сильных бухгалтеров, которые умеют работать на ОСН.

2. Изменение учетной политики. Возможная настройка раздельного учета по определенным операциям.

3. Увеличение документооборота и отчетности, необходимость ежеквартального подтверждения льготы при проверках деклараций.

4. И, конечно, возможные изменения со стороны государства правил игры на налоговом поле.

Консультировалась с коллегами, сопровождающими разные регионы. Малые предприятия в основном остались на УСН.

Партнеры, у которых крупный бизнес, действительно перешли на ОСН. Посчитали это более надежным, чем работать с возможными обвинениями в незаконном дроблении бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда