Как Яндекс.Маркет развивает свою собственную сеть постаматов

Постаматы — один из новых способов получить свой интернет-заказ, и с каждым годом их популярность только растёт. По данным исследования Яндекс.Маркета и GfK Rus, каждый четвёртый онлайн-покупатель уже получал заказ в постамате. Их популярность вполне логична — это удобно и надёжно, а в условиях пандемии ещё и безопасно.

Развитие сети постаматов и создание удобной доставки — одна из целей Яндекс.Маркета. О том, как идеально рассчитывать заполняемость постаматов и что делать, когда на всю Москву остался один работающий постамат, — в колонке Валерия Шарандо, руководителя группы Постаматы и Пункты выдачи заказов Яндекс.Маркета.

Валерий Шарандо
руководитель группы Постаматы и Пункты выдачи заказов Яндекс.Маркета
Как Яндекс.Маркет развивает свою собственную сеть постаматов

Мощное начало

Наши ярко-жёлтые брендированные постаматы сейчас можно найти в трёх городах — Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Установка одного аппарата занимает около 2,5 часа: сначала его ставят в нужном месте, затем инженеры запускают локер в системе. После этого он уже готов к приёму посылок. Всего в одном постамате 30 ячеек. Такое количество неслучайно — мы учитывали наиболее популярные размеры коробок, чтобы на минимальной площади вместить максимум ячеек. Не влезет в постамат только что-то крупногабаритное. Например, холодильник или диван.

Как Яндекс.Маркет развивает свою собственную сеть постаматов

Сейчас у нас около 1200 постаматов, и с каждым месяцем их будет всё больше. Ведь чем больше постаматов мы ставим, тем большую территорию они покрывают и тем большему количеству россиян будет удобно покупать именно на Маркете. Таким образом, скоро жители крупных городов всегда смогут найти наш яркий и привлекающий внимание постамат, который будет по пути — на работу, учёбу или домой.

Получение заказа из постамата в среднем занимает не больше 30 секунд — нужно запустить приложение Маркета, через него открыть ячейку, забрать заказ и закрыть дверцу локера. Всё — товар у вас.

Как Яндекс.Маркет развивает свою собственную сеть постаматов

Главное отличие постаматов Маркета

У нас два типа постаматов: с экранами и без. Основной способ взаимодействия с ними — через мобильное приложение. Мы изначально отталкивались от того, что жизнь уже давно перенеслась в смартфон, который всегда у нас в руке. Наши безэкранные локеры работают через Bluetooth, поэтому они будут грамотно функционировать даже на -1 этаже или там, где не ловит сеть. На некоторые наши экранные постаматы мы устанавливаем ещё и карт-ридер для оплаты товаров, но ячейку с предоплаченным заказом также можно открыть через приложение. Если телефона с приложением нет, то можно открыть ячейку в экранном локере с помощью кода, который приходит в смс-сообщении и на электронную почту.

Кстати, все посылки надёжно защищены — постаматы находятся под камерами, а без приложения или кода открыть ячейку не получится. Со службой безопасности мы провели огромное количество тестов, чтобы оградить локеры от попыток взлома. Сертификатов защиты так много, что даже нам тяжелее стало работать, но безопасность заказов клиентов для нас гораздо важнее.

Защита бывает не только компьютерная. В условиях пандемии мы рекомендуем бесконтактно получать свои заказы: открывать ячейку через приложение, а захлопывать её, например, локтем. Тут не надо общаться с курьером, трогать экран — удобно и безопасно.

Как Яндекс.Маркет развивает свою собственную сеть постаматов

Вместимость постаматов

В день в одном локере освобождается примерно 10 ячеек — это треть от мощностей постамата. Однако бывает так, что все ячейки с доставкой «завтра» заполнены — тогда Маркет культурно предложит доставку на послезавтра. Для нас это пессимистичный вариант, потому что клиенты, например в Москве, «избалованы» — им нужна доставка на следующий день. В таких случае мы предлагаем ближайший партнёрский постамат. Наши основные задачи — обеспечить минимальное время простоя ячейки, привозить как можно скорее и транслировать пользователям только правдивую дату доставки.

Как Яндекс.Маркет развивает свою собственную сеть постаматов

Хочется отметить, что почти все заказы забираются в этот же день, а с постоплатой — в районе двух дней. Под выходные срок немножко увеличивается. Как мы видим, часто клиенты заказывают товары в постаматы рядом с работой, соответственно, забирают их в будни до 10—11 утра или после пяти вечера.

История про 300 предновогодних отправлений в один локер

Накануне прошлого Нового года, 29 декабря, мы отключили всю сетку наших постаматов, так как из-за ажиотажного спроса места в них уже не осталось, но про один забыли — в нашем прежнем офисе на Парке Культуры. Клиенты со всей Москвы с доставкой «завтра» сделали туда более 300 заказов. Курьер сложил их в горку и до 11 вечера выдавал — освобождалась ячейка, он её сразу же пополнял. Всё успел! Вот такое новогоднее чудо.

Как Яндекс.Маркет развивает свою собственную сеть постаматов

Взаимодействие с курьерской платформой

Заказы по постаматам развозят курьеры нашей платформы для доставки. Пару слов о ней. Собственная платформа для доставки — это сервис Яндекс.Маркета. На основе технологий Яндекс.Маршрутизации она распределяет заказы между курьерами партнёрских служб, строит и корректирует их маршруты. Все курьеры используют специальное приложение, поэтому клиент видит на карте, где его заказ и через сколько его доставят. Качество сервиса, то есть попадание в интервал, у платформы 97%.

Локеры сейчас полностью обслуживает курьерская платформа. То есть и среднюю, и последнюю милю доставки мы осуществляем самостоятельно. В какой город идёт наша курьерская платформа — туда и мы. Мы хорошо дополняем друг друга: им больше заказов, нам доставка — это все сливается в хорошее CPO.

Как Яндекс.Маркет развивает свою собственную сеть постаматов

О будущем

Мы планируем развиваться как партнёр и для магазинов, и для покупателей. Что мы будем делать для бизнеса:

  • услуга «Последняя миля». Курьеры логистических компаний будут самостоятельно закладывать в наши постаматы заказы из других интернет-магазинов.
  • услуга полного цикла, когда мы самостоятельно забираем заказ у интернет-магазина, привозим в сортцентр, всё распределяем и отправляем на маршруты. Тут будут задействованы и курьерская платформа, и постаматы.

Также мы идём в регионы, чтобы наш сервис стал доступнее для покупателей за пределами столицы. С начала года поставим в Краснодаре от 70 до 100 локеров. Ещё одну партию постаматов привезём в Ростов-на-Дону, а потом в Казань.

Сейчас установки идут 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Мы задали нереальный темп. Хотим, чтобы Маркет тоже стал близким для многих клиентов и наши постаматы были рядом с каждым офисом и домом.

Как Яндекс.Маркет развивает свою собственную сеть постаматов
1717
11 комментариев

партнерская программа будет или сами будете развивать сеть?

2

Круто, ребят, развивайтесь такими же темпами :)
Единственное - смотрю так на рынок постаматов и понимаю, насколько много их стало. Как будете отрабатывать конкурентов?

Я не знаю, что вы и как там тестили, но в спб я воспользовался одним. Впечатления отрицательные пока. Мне сразу попался без экрана и с блутус.

1. В интерфейсе заказа меня никто не предупредил, какого типа постомат. С экраном или без и что должен поддерживать мой смартфон и что он обязателен. 
2. Ввиду вышесказанного, неясно, что делать моим родителям или тому, кто забирает заказ (ребенок, жена)
3. Почему-то то для получения я должен ставить приложение яндекс Маркет и никак иначе. Смс послать на номер для открытия ячейки можно было сделать
4. Согласно инструкции включил gps и блютус и полчаса ходил вокруг постомата. Приложение дальше шага включите gps не шло. На кой вообще gps если я включил блутюс. Оказалось, ему даже в помещении где не ловит gps права нужны к геолокации.  Итого аж 4 требования, инет, gps, блютус, приложение
 А не много ли для получения посылки?
5. Люди 50+ врядли смогут справиться

Самые большие вопросы к сырому типу получения и отсутствия информирования клиента о том, что ему предстоит.

Связка BLE + Геолокация - это требования Android. Геолокация подобным приложениям абсолютно не нужна

Если вдруг это читает руководитель этого подразделения, а лучше его руководитель, поделюсь мнением о попытке сотрудничества по открытию брендированного ПВЗ Яндекс.Маркета.

Если коротко - это свинство. Вы выкладываете карту с некими свободными сотами, и обновляете ее раз в неделю. Поданные помещения рассматриваются долго, отказ по причине охранной зоны другого ПВЗ. Зачем эти соты тогда? Ну напишите - кидайте на удачу помещения, вдруг мы соизволим одобрить. Особенно, учитывая то, что отказ мне приходит из-за охранной зоны, а сота с новым обновлением продолжает висеть на картах.

Бог с ними, конечно, с залогами за помещения, риск дело добровольное. Но послевкусие от такого убогого, закрытого и непрозрачного подхода останется надолго.

Какой город? Пытались ещё или оставили попытки?