[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439_\u044f\u0437\u044b\u043a","\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c"], "comments": 66, "likes": 21, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "10359" }
Konstantin Panphilov
12 457

Простите мне русский

Основатель курсов Capable People о грамотности и её влиянии на образ человека

Поделиться

В избранное

В избранном

Основатель образовательных курсов Capable People Юлия Андреева написала для VC колонку, посвящённую грамотности — как она влияет на восприятие человека потенциальным клиентом, партнёром или работодателем, какие типичные ошибки совершают люди в общении и переписке и как с ними можно бороться.

Однажды ко мне на встречу приехал статный директор преуспевающей компании с предложением о партнерстве. В красноречии ему не откажешь, в умении подать себя тоже. Можно было хоть сейчас подписывать договор и просить счета, упиваясь сладкими речами, миллионными цифрами на салфетке и конфетти из имен известных персон, после которых обычно тут же теряют рассудок.

И вдруг одно маленькое «но» перевернуло все с ног на голову. «А что, вот так берут и садят на яхту», — в контексте рассказа выдал мой собеседник.

«Садят?», — говорю. «Да, садят».

Я переспросила, чтобы удостовериться, что это была не шутка и не оговорка. Можно тут же обвинить меня в грамматическом нацизме, но это будет перебор.

У меня не идеальная грамотность, именно поэтому я часто комплексую, перестраиваю фразы, ищу сервисы проверки.

Скорее я из той породы людей, которым не все равно, с кем иметь дело. Никто не спорит: может, и человек хороший, но разбираться времени нет. А грамотность — самый явный и простой маркер, который экономит не только деньги.

Кажется, все прозаично — качество нашей речи влияет на разные сферы жизни: от поиска работы до личных отношений. Давайте разберемся, где именно безграмотность может стать ощутимым барьером.

Без работы

Знакомая HR сетовала на тотальную безграмотность. На эту тему был даже достойный материал в нишевом медиа. И правда: когда потенциальный соискатель невнимателен, не вникает в суть написанного, считает тратой времени проверку информации, есть ли смысл задумываться о его специфических профессиональных качествах.

При этом люди в поисках работы часто удивляются не столько факту отказа, сколько отсутствию какого-либо ответа. Возможно, проблема кроется в неграмотно составленном письме.

Карьерный консультант Галима Ахмадуллина пишет: «Функциональная неграмотность является причиной техногенных катастроф, а для кого-то может стоить возможности попасть на желаемую работу. Так, письма, которые начинаются со слов "Добрый день, Галина!", я оставляю без внимания по понятной причине».

Живое обсуждение и других раздражающих ошибок в достатке есть в сети, и обращают внимание не только на запятые.

Печально, но сейчас считается большим достижением, если в тексте хотя бы есть смысл и нет грандиозных орфографических ляпов. Впору проводить собеседование в Telegram, используя только emoji.

Как быть?

Не спешить

Если не хотите нажить врага, выделите время на проверку текста, особенно имени и фамилии адресата. Самое худшее, что можно сделать — ошибиться в личном обращении. Реальный случай — менеджер вместо «Здравствуйте, коллеги!» отправил приветствие «Здравствуйте, калеки!».

Представляться

Не заставляйте адресата напрягаться и вспоминать вас. Хотите получить ответ — помогите. Подпись увидят только в конце письма, и тогда текст придется осмысливать заново.

Спрашивайте, не требуйте

Будьте аккуратны в выражениях и следите за тоном общения, особенно, если не знакомы с адресатом. За сдержанность и лаконичность по-прежнему ценят: лучше мягко зайти, чем твердо вылететь.

Коммуникабельный государь

Superjob пишет, что только четверть работодателей готова простить соискателю грамматические ошибки и пригласить его на собеседование.

Особенное раздражение при этом вызывают шаблоны в описании: «коммуникабельный», «стрессоустойчивый», «презентабельная внешность», «легкая обучаемость». Иными словами, чтобы быстро найти хорошую работу, надо сесть и тщательно подумать, затем написать так, как бы вы говорили на встрече, то есть без клише и корпоративных штампов. И, конечно, перепроверить текст.

Отговорки о том, что грузчику, водителю или любому другому представителю «непишущей» профессии хорошо владеть русским языком не нужно, не работают. Давайте признаем: грамотность — это прежде всего вежливость.

Конечно, всем хочется выделиться: я не такой как они. Однако и перебарщивать с оригинальностью тоже не стоит. Наталья Рубина, пресс-секретарь кластера «Артплей», рассказывает, что ей недавно пришло письмо следующего содержания: «Добрый день. Мне не сообщили Вашего имени, поэтому не сочтите тот факт, что я не обратился к Вам по имени, за амикошонство».

«Не знаю, что и делать, — рассказывает Наталья. — С одной стороны, хочется кинуться сочинять ответное письмо, начав его словами "Милостивый государь...". С другой — граммар-фюрер во мне проснулся и требует в том же самом письме дать человеку по башке, пояснив, что амикошонством было бы, если бы он, не будучи моим близким другом, вдруг обратился ко мне: "Здорово, Натаха!". Потому что амикошонство, то бишь панибратство, предполагает развязный тон. Но тон автора письма предельно деликатен, так что его при всем желании в амикошонстве не упрекнешь. Упрекнуть тут можно лишь в желании повыпендриваться, вворачивая в деловую переписку устаревшие слова, которые, строго говоря, вышли из употребления этак в середине прошлого века».

Смущает, мягко говоря, и неуместное использование терминов или специфических слов, в попытке казаться умнее, чем есть. Скажем, «дефиниция» в контексте переписки в соцсетях вместо «определение».

Занятный случай мне рассказал приятель, о котором писали в СМИ. «Одиозная фигура российского шоу-бизнеса» — написал журналист, полагая, что фактически поет адресату оды. Он действительно так думал. На деле же, одиозный — неприятный, значение этого слова часто путают со «знаменитый». Вовремя исправили.

Незнание значения слов может сыграть дурную шутку. История на века: менеджер по продажам на встрече с клиентом рассказывал об «инсинуационном» подходе своей компании, видимо перепутав с «инновацией».

Как быть?

Быть собой

Чтобы выглядеть глупо — надо доказывать свою уникальность. Неуместный стиль и вворачивание в речь редко используемых слов не сделают чести.

Вы — польза

Никого не волнуют ваш глубокий внутренний мир и хобби по выходным. «Чем вы можете мне помочь?» — вот какой вопрос задает ваш адресат. Остальное — иллюзии.

Пишите, как говорите

Вас быстрее поймут, если стиль текста максимально близок к живому общению. Литературные изыски можно оставить для домашнего эссе.

Экономьте время

Ваша задача — быстро и точно передать сообщение так, чтобы вас поняли. Первое предложение должно раскрывать суть письма. Детали потом.

А всем ли нужно?

Когда мы начинали отрабатывать гипотезы на тему «Для кого критична прикладная грамотность?», изучили сектор домашнего персонала, включая нянь.

Представьте: вы нанимаете человека, который проводит весь день с вашим ребенком. Ребенок слушает, впитывает, копирует. Разве не важно знать, что и как говорит няня? Хотя бы на уровне базы.

Мне бы не понравились новые слова няни, которые ребенок уже начал использовать: «прибаливать», «наругать», «позвóнишь». А переучивать, как все мы знаем, гораздо сложнее. Это тот самый пример «непишущей» профессии, для которой грамотность является по-настоящему важным критерием.

Как итог, ни одно из агентств (даже очень крупных и известных) не тестирует персонал на знание русского языка, совсем. Прямым текстом говорят: их это не волнует. Предположим, домработница или водитель может помолчать, но няня, которую слушает ребенок — вряд ли. Все нам отвечали примерно так:

Даже нанимая бебиситтера, стоит просить человека пройти тест на знание ключевых правил и беседовать с кандидатом внимательнее. Пожалуй, единственным заинтересованным в этом вопросе лицом могут быть только родители.

Безграмотность настигает и в местах отдыха. На заметку владельцам кафе и ресторанов. Мой личный бич — лáтте. В каждой второй кофейне обязательно снисходительно переспросят: «Вы имеете в виду латтé?» Кто прав? «Бариста, наверное, лучше знает, как правильно называть напиток», — думает посетитель. Правда, мнение может поменяться, когда в кофейной карте находишь «каппучино».

Про ляпы в аннотациях, в календарях, на витринах и вывесках можно говорить бесконечно. Но речь не о том, чтобы создать подборку «юмористических ошибок», скорее определить сегменты, в которых действительно есть потребность повышать уровень грамотности. Журналист-филолог Ксения Туркова поделилась показательным примером: сотрудники туристической компании отказались использовать правильные ударения в словах «Гóа» и «Бáли», сославшись на перспективу потери клиентов, которые уверены только в «Гоá» и в «Бали'».

Справедливости ради, не только редакторов и журналистов мучает безграмотность. Все стадии болезни:

Сожаление

Раздражение

Мольба

Страницы компаний в сетях тоже читают.

Как быть?

Больше читать

Когда слов мало, надо пополнять запас. Чтение помогает запомнить правильное написание слов и опосредованно расширяет «багаж». Старайтесь читать максимально часто: в транспорте, в перерыве на обед, в очереди в магазине. Да, речь о книгах, а не о ленте соцсети.

Вести заметки

Собирайте удачные обороты и поразившие вас фразы в блокнот или приложение. Так вы быстрее запомните особо выдающуюся лексику, сможете «перенять» авторский стиль. Полезно тем, кто хочет создавать интересные тексты.

Писать

Чтобы научиться писать, надо писать. Дневник наблюдений за погодой, памятка по уходу за садовыми розами, заметки об архитектуре района Котельники. Что угодно. Сможете оценить себя со стороны и стать лучше, оттачивая навык. Кто знает: может, вас ждет будущее атомного копирайтера Лиги золотого пера.

Новое слово

Возьмите за привычку узнавать новое слово в день. Есть одноименное приложение с такой функцией. Увлекательное занятие не требует усилий, зато станет хорошим подспорьем в развитии эрудиции. Никогда не задумывалась, почему прибор для высушивания волос называется «фен». Истоком названия стал сильный, порывистый, теплый и сухой местный ветер, дующий с гор в долины — «фён».

Баталия с уважением

Споры на тему маленькой и большой буквы в обращении не утихают. Кто-то склонен радикально высказываться и тихо ненавидит «Вы» с большой буквы. При этом, правило как было, так и осталось простым. «Вы» — при личном обращении к конкретному лицу, «вы» — при обращении к группе лиц. Разве это не облегчает жизнь?

У нас дружеский проект

Страдает не только грамотность в ее классическом понимании. Этика давно под ударом, особенно у молодых специалистов. Меня, например, коробит, когда незнакомый человек пишет в Facebook «Привет! Когда пришлешь ответ?». Совсем не против перейти на «ты», но не начать. Никто не ударит за вопрос: «Удобно на "ты?"». Некоторые не задают, а потом обижаются, оправдывая манеру «У нас дружеский проект. Мы к друзьям-коллегам обращаемся на "ты"».

Формальная дружба в сетях явно снимает рамки многим. Вот прекрасное решение для «друзей».

Как быть?

Думать и только

Представьте, что вам жизненно важно получить положительный ответ именно от этого человека. Станете ли вы рисковать или тщательно продумаете обращение, чтобы не выглядеть идиотом или невеждой.

Не «хеппи» с русским

На днях в разговоре с клиентом не сразу поняла о чем речь после его ответа «Отправила заявку, когда он "проОкает", не знаю». ПроОКает от «Ок», если вы вдруг не поняли сразу.

Возможно, это стало модным. У Агнии Львовны Барто есть сатирический стих, отлично подходящий к контексту «Но, следуя за модой, себя не изуродуй». «Пропушить», «заапррувить», «юзать гаджеты», «ворк-ауты» и другие современные прелести, как правило, не добавляют веса вашей речи, а меню ресторанов не становится от этого «нетривиальным».

А ведь далеко не каждый сразу сообразит, что имеется в виду под «эйджед-творогом». Я бы, скажем, не рисковала.

Как быть?

Ограничьте круг

Пусть «имплиментейшн» останется для коллег и сотрудников вашего офиса. За пределами кабинетов эффективней говорить на русском — быстрей поймут. Ваших клиентов это тоже касается. Не рискуйте спрашивать: «А что у вас с сабскрайбингом?»

Увлекайтесь русским

Не учебником единым жив язык. Для любопытного старта:

Нора Галь, «Слово живое и мёртвое», Корней Чуковский, «Живой как жизнь», Дитмар Э. Розенталь, «Говорите и пишите по-русски правильно».

В рамках реализации

Канцелярит, с которым мы особенно любим работать, проникает как сорняк и в личную переписку. Где-то явно работает неуёмный генератор казенных речей.

Чем проще и короче будет текст, тем лучше. Другой вопрос, что написать короткое письмо всегда труднее объемного, лишенного смысла и сути.

Коротко и понятно

Ловите момент, когда видите у себя предложение на две строки. Приучайтесь заменять обороты. «В настоящий момент» — сейчас; «Данный предмет» — этот; «Инициировать» — начать; «Окончательно утвердить» — закончить.

Проверяйте текст

Даже если уверены в своей грамматической безупречности, проверьте. Не стоит держать на столе десяток словарей, пользуйтесь сервисами. Местами удобна Gramota.ru.

Если доступа в интернет нет, а вопрос срочный — позвоните в «Справочную русского языка». Вас бесплатно проконсультируют +7 (495) 695-26-48 (с 11:00 до 17:00).

Ищите простые решения

Сложно писать без ошибок, запоминать правила и вспоминать части речи. Поэтому мы придумали «рифмоправила» на каждый день. Поделитесь с бухгалтером или коллегой-юристом:

«Мы не жулики, не вóры, Подписали договóры»

Что в итоге

Как видим грамотность мы.

Пишете небрежно — проявляете неуважение.

Многословны — бардак в голове.

Ошибки — невежество.

Когда эта формула работает, грамотность становится удобным маркером. Прав был Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры».

Не исключено, что безграмотность обойдется дороже отсутствия манер, особенно в наше время. Это хорошо видно по возмущенным крикам в том же Facebook на тему безграмотности и тому, какой живой отклик они находят.

Наталья Рубина «Артплей», разделяет убеждения: «Соискательница должности в области маркетинга, рекламы и пиара в резюме подчеркивает: "фанатично люблю русский язык и постоянно повышаю уровень своей грамотности". К резюме прикреплены два авторских произведения в стиле "женская лирика", где "фанат грамотности" употребляет слова "неюной" и "наврядли" слитно, а также пару раз встречается слово "поверхостный" (поскольку оно дважды написано именно так, скорее всего, это не опечатка)». В этом случае можно сразу уличить человека и в неграмотности, и во вранье (насколько же низким должен быть изначальный уровень грамотности, чтобы при его повышении выжило слово «поверхостный»).

И главное — фанатично любить русский язык вовсе не обязательно. Достаточно усвоить для себя простую формулу «грамотность = вежливость» и не лениться проверять себя, перечитывать и редактировать текст.

Не ленятся ведь эффектно одеваться и искать костюм, собираясь на собеседование. Грамотность — это ваш стиль, которого можно добиться и без стилиста. Почему бы этим не пользоваться?

Подробно поговорим об инструментах в следующих статьях.

#Колонка #русский_язык #грамотность

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления