{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u043d\u0438\u043a\u0438\u0442\u0430_\u0448\u0438\u0440\u043e\u0431\u043e\u043a\u043e\u0432"], "comments": 46, "likes": 22, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "10516", "is_wide": "1" }
Konstantin Panphilov
13 514

«Мы бы сожгли кучу чужих денег»

Почему основатель сервиса для путешественников обрадовался сорвавшимся инвестициям

Поделиться

В избранное

В избранном

Директор по маркетингу платформы для запуска стартапов #tceh Никита Широбоков написал колонку о том, как его проект для путешественников KickYourCompass нашёл бизнес-ангела, но в последний момент не получил финансирование — и почему основатель оказался в итоге доволен таким исходом событий.

«Для стартапа нет ничего лучше инвестора с большим чеком», — именно так думают начинающие стартаперы. Я не был исключением, но на своём опыте убедился в обратном. Мы договорились о посевном раунде, но в последний момент нам отказали — и это лучшее, что со мной случилось.

Все началось во время работы над моим стартапом — приложением, которое позволяет купить случайный маршрут для путешествия. Тогда у него даже не было названия. После опросов целевой аудитории мы начали делать первую версию.

Результат первых манипуляций (посадочная, тестирование каналов и ценностного предложения) привёл к неутешительному выводу — нужен большой кредит доверия и истории успеха. Ещё помогла бы поддержка от известной компании. Если первые ещё можно получить, то связываться с таким проектом из туристической отрасли никто не хотел. Их можно понять — если бы мы облажались, то это ударило бы по их репутации.

Вера в первоначальную идею со временем потускнела, но нам в голову пришло решение: «Парни, а давайте сделаем маленькое бесплатное приложение для путешественников! Пусть оно решает какую-нибудь проблему и через него мы сделаем бренд известным и завоюем репутацию!»

После этого я решил поднять результаты исследования среди целевой аудитории и смог заметить интересную, как нам казалось, особенность: во время поездки путешественник делает в среднем 50 фотографий, и только 4 уходят в социальные сети. Причина — если загрузить фото в Facebook одновременно, то их будет элементарно неинтересно смотреть без какого-либо дополнения со стороны автора. Если же их сортировать и выкладывать в блог, то на это уходит слишком много времени.

Мы оперативно разработали набросок приложения, с помощью которого люди могли бы быстро делиться своими впечатлениями о путешествии. Пользователь загружал фотографии, система брала из них геоданные и строила пройденный маршрут. Вот как оно должно было выглядеть:

На этом маршруте выкладывались фотографии. В популярных социальных сетях путешественник делился одной ссылкой, по которой друзья видели его похождения. Главная сложность заключалась в поиске инвестиции — оплатить возросшие OPEX из своего кармана я не мог, ведь альфа-версия жрала много, очень много.

Брать деньги под этот проект от случайных людей мы не хотели. Нужен был пристрастный к невероятным приключениям инвестор, и чтобы найти такого человека, я решил сделать ход — разместить в Facebook-сообществе, где сидят профессионалы из travel-бизнеса, предложение купить проект за $10 000. Конечно, сразу нас затроллили, но именно так мы познакомились с Яном Балаяном — одним из бизнес-ангелов, который заинтересовался предложением. Когда мы встретились, то сразу же понравились друг другу — Ян оказался заядлым путешественником с большим опытом работы в туристической индустрии. Ему нравился концепт, нравились идея и нравилась команда.

Уже тогда понимали, что проект нужно делать для западноевропейского рынка, и стоит сразу найти место для офиса и регистрации. Мне вспомнилась история про Сергея Климова — известного предпринимателя из России, который открыл в Литве студию по продюсированию и разработке компьютерных игр и горячо рекомендовал Вильнюс, как хорошую среду для предпринимателя.

Чтобы удостовериться в правильности выбора, наш аналитик изучил отчёты аудиторских компаний и сделал таблицу, где были указаны налоги, бизнес-климат, средние расходы и ещё много факторов. По этой таблице получилось, что Литва хоть и не является чемпионом по налоговым ставкам, но обладает лучшей конъюнктурой рынка.

И вот, самое интересное, мы у порога — осталось только купить билеты в Вильнюс и начать оформление. Увы, одним воскресным днём Ян написал нам письмо, суть которого была такая: проект раскритиковали практически все его коллеги, и от инвестиций он отказывается.

Причина — даже виртуально этот проект экономически неэффективен, MVP будет жрать гораздо больше ресурсов, чем может сгенерировать выручки.

Мы были подавлены. Потом было ещё много переговоров, изменений в составе команды и тестовых версий. В итоге, всё хорошо, но речь не об этом. Суть — если бы тогда мы получили инвестиции, то сожгли бы кучу чужих денег. Вот какой нас ждал burnrate:

А вот последовательность происходящего:

  1. У нас есть юрлицо, офис и возможность сфокусированно работать 24/7!
  2. Наконец-то инструменты! Сейчас мы закупим крутой CDN, ведь у нас будет много пользователей и высокая нагрузка.
  3. А вот и релиз, пусть на 3 месяца позже, чем мы ожидали.
  4. Где пользователи? Нужно больше маркетинга!
  5. Где выручка? Нужно больше пользователей!
  6. Кончаются деньги, нужен новый раунд.
  7. Раунд не дают, нет роста.
  8. Закрываем лавочку.

Сегодня я работаю со стартапами в #tceh. Многие хотят посевной раунд без прелюдий. Почти в каждом я вижу себя в недалёком прошлом, но их отличают от меня отсутствие такого количества неподготовленных инвесторов. Самое забавное, что во время недавнего курса для бизнес-ангелов «Школы инвестиций» в #tceh мы подробно разбирали как раз несколько таких случаев и смогли спасти пару инвесторов.

Почему нельзя было давать нам деньги:

  1. Вместо поступательных движений, каст-дева и моделирования экономики мы сразу рванули кодить. Трекшен — это не про нас.
  2. Гипотеза, упавшая в основу продукта, не была подтверждена прототипом.
  3. Мы не получили ни цента от пользователей, но были уверены, что они будут готовы платить.

Это напоминает прыжок из самолёта без парашюта. Точнее, парашют тоже выкидывают из самолёта, и тебе его надо поймать в полёте. С завязанными глазами.

Мы были подавлены в момент отказа, но я благодарен тем, кто отговорил нашего инвестора. От себя могу дать совет: если вы хотите вкладывать деньги в стартапы, потратьте немного времени и изучите матчасть: сходите на курсы, почитайте книжки, походите по фондам, поучитесь у профессионалов. И не давайте денег таким, как мы.

#Колонка #Никита_Широбоков

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]