[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u043e\u0442\u044b","telegram"], "comments": 11, "likes": 15, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "10695" }
Philipp Kontsarenko
6 334

Кому принадлежат права на ботов в Telegram — мнение юриста

Партнер адвокатского бюро Buzko Kokorin Роман Бузько по просьбе vc.ru разобрал юридические аспекты создания и использования ботов для Telegram.

Несколько месяцев назад Telegram объявил о запуске платформы, на которой сторонние разработчики могут создавать боты — специальные аккаунты в мессенджере, которые будут общаться с пользователем. Однако кому принадлежат права на них?

С точки зрения российского права, боты для Telegram являются ничем иным, как программами для ЭВМ. По общему правилу, программы для ЭВМ приравниваются к произведениям литературы, являющимся объектами авторского права. Поэтому, как и в случае с произведениями литературы, авторские права на боты для Telegram:

  • распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме;
  • принадлежат лицу, творческим трудом которого они созданы;
  • и не требуют регистрации для их возникновения.

Таким образом, авторские права на бота для Telegram будут принадлежать разработчику, творческим трудом которого такой бот был непосредственно создан. Это важно помнить студиям, которые имеют в своем штате разработчиков.

Если отношения с такими разработчиками не оформлены надлежащим образом (прописаны должностные обязанности, оформлены технические задания, имеются должностные инструкции), то все права на созданную программу будут принадлежать разработчику, писавшему код, а не самой студии. Самым большим риском для студии в таком случае будут ситуация, когда разработчик покинет студию и решит взыскать все причитающееся ему от использования написанного им бота.

Если бот писался командой разработчиков, то бот считается созданным в соавторстве, и каждый из разработчиков имеет определенную совокупность прав в отношении созданного бота. Важно, что по общему правилу распоряжение и использование произведением, созданным в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, при этом доходы от совместного использования распределяются между всеми правообладателями в равных долях.

При этом под «совместным» режимом понимается необходимость выражения согласия всеми соавторами на совершение любых действий в отношении созданного бота. Однако совместный режим распоряжения и использования, а также распределение доходов в равных долях может быть изменено соглашением между правообладателями.

Можно ли распространять рекламу с помощью ботов

Разработчики стремятся монетизировать созданные боты, и реклама в ботах является одним из самых очевидных способов это достигнуть. Тут важно понимать, что к такой рекламе будут применяться общие требования, закрепленные в Федеральном законе «О рекламе».

В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — орган, надзирающий за соблюдением законодательства о рекламе — имеет наработанную практику (особенно в части рассылки SMS). Поэтому, когда реклама в мессенджерах попадет под радар ФАС, – вопрос ближайшей перспективы.

С точки зрения законодателя, владельцы ботов для Telegram будут являться «рекламораспространителями». К последним, наравне с рекламодателями и рекламопроизводителями, закон предъявляет ряд требований (и, соответственно, возлагает ответственность за нарушение этих требований.

Пока что разработчикам нужно помнить о самых важных требованиях, за нарушение которых к нему могут быть применены меры ответственности:

  • распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы;
  • не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки);
  • не допускается реклама ряда товаров и услуг (наркотики, табак, услуги по прерыванию беременности и так далее);
  • информационная продукция для детей должна сопровождаться специальным знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением;

    14 сентября 2015 года Управление ФАС по Москве оштрафовало социальную сеть «ВКонтакте» за распространение на сайте vk.com рекламы информационной продукции без указания ее возрастной категории. Решение было вынесено на основании обращения гражданина, в котором сообщалось, что реклама известного мюзикла, приложений для игры в покер и для работы с интерфейсом размещены в упомянутой социальной сети без указания возрастной категории (6+; 12+; 16+; 18+).
  • реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов разрешается только в стационарных торговых объектах;
  • применяется ряд специальных требований к рекламе лекарственных средств, БАДов, продукции военного назначения, финансовых услуг и ценных бумаг.

Из перечисленных выше требований самым важным, пожалуй, является требование № 1 — получение согласия адресата. Существует множество примеров, когда ФАС штрафовала мобильных операторов за SMS-рассылки без получения предварительного согласия абонентов. Также, вероятно, к ботам будет применяться требование № 2, которое изначально было призвано запретить рекламу с помощью автодозвона, ведь как и в случае автодозвона, рассылка с помощью бота не требует участия человека.

Кто-то может возразить и сказать, что рассылка с помощью ботов вообще не является рекламой, ведь, как следует из легального определения «рекламы», таковой является информация, адресованная только неопределенному кругу лиц, в то время как с помощью бота информация направляется только его пользователям.

Такой аргумент довольно часто и успешно использовался мобильными операторами, которые утверждали, что направляют информацию своим абонентам, которых заранее знают. В случае с ботами такой аргумент вряд ли устоит, ведь заказчик рекламы при обращении к владельцам ботов для запуска маркетинговой кампании, как правило, заранее не знает адресатов.

Персональные данные пользователей

Наконец последнее, что должен помнить разработчик ботов, касается персональных данных (ПД) своих пользователей. В том случае, если владелец бота в результате взаимодействия со своими пользователями получает доступ к каким-либо персональным данным, он автоматически подпадает под действие Федерального закона «О персональных данных».

Среди всех требований указанного закона самыми важными для разработчика будут следующие:

Согласие. Обработка ПД, в том числе сбор, должны осуществляться исключительно с согласия пользователя (субъекта ПД). Согласие на обработку ПД должно быть конкретным, информированным и сознательным. Для обработки отдельных видов ПД необходимо получение письменного согласия.

В 2013 году сервис мгновенных сообщений WhatsApp был обвинен регуляторами Голландии и Канады в нарушении законодательства о ПД, поскольку вынуждал пользователей предоставлять доступ к их контактам в телефоне, среди которых были те, кто не использует приложение. Раскрытие, распространение и передача. Операторы и иные лица, получившие доступ к ПД, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять ПД без согласия субъекта ПД.

Целевое использование. Обработка ПД должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Содержание и объем обрабатываемых ПД должны соответствовать заявленным целям обработки. Такие цели нужно закрепить в политике компании.

Публикация политики. Оператор ПД обязан опубликовать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки ПД.

Таким образом, получается, что если разработчики ботов получают доступ к ПД пользователей (номер телефона, например), они обязаны, как минимум, получать согласие на сбор таких данных и публиковать свои правила (политику) в отношении обработки таких данных. Однако требование о получении согласия на сбор ПД может не применяться, если согласие на передачу ПД пользователей третьим лицам предусмотрено в пользовательском соглашении между Telegram и самими пользователями.

Безусловно, боты для Telegram и их разработчики на данный момент не являются приоритетом для надзирающих органов. Однако, в случае успеха этой технологии и всей индустрии мгновенных сообщений, регуляторы наверняка станут более внимательны, а в таком случае лучше «быть на правом берегу».

#боты #Telegram

Статьи по теме
Томские разработчики создали платформу для монетизации ботов Telegram
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления