[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 14, "likes": 22, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "10827" }
Дмитрий Кошельник
13 556

История «китайского YouTube»: Как Youku за 9 лет стал крупнейшим видеохостингом Китая

Обозреватель vc.ru разобрался в феномене китайского аналога YouTube — видеохостинга Youku. Сервис, созданный в 2006 году, уже по некоторым показателям обогнал YouTube, а в будущем стремится стать одной из самых масштабных компаний в Китае.

В китайском интернете существует огромное количество сайтов, которые являются аналогами более популярных всемирных сервисов. Во многом это связано с особенностями КНР, как страны с высоким уровнем цензуры, ограничивающей появление иностранного контента. Именно поэтому местные предприниматели пытаются заполнить пробелы за счет собственных продуктов.

Youku призван заменить заблокированный китайским правительством YouTube. При этом выполняет свою задачу этот видеохостинг настолько хорошо, что уже по некоторым показателям превзошел своего именитого конкурента. К примеру, ежедневно в Youku «стримят» более 13 млрд минут, что намного больше по сравнению с YouTube, у которого всего 3 млрд.

Китайский видеопортал переместил огромное количество сериалов в сеть, при этом фактически заменив национальное телевидение. И наконец, он смог собрать аудиторию более чем 400 млн человек. Всё это стало результатом безграничной веры в проект одного человека, которого на его родине называют самым странным бизнесменом.

На первый взгляд, основатель Youku, Виктор Ку, прошел достаточно стандартный для китайского предпринимателя путь. Выходец из небогатой пекинской семьи, он достиг успехов в образовании и получил возможность закончить обучение в Калифорнийском университете, а также изучал бизнес в Стэнфорде.

Познакомившись в США с особенностями создания собственного дела, Виктор вернулся в Пекин и занял руководящую должность в крупной мировой консалтинговой фирме Bain & Company. Оценив перспективы, которые открылись в китайском интернете после блокировки популярных мировых сервисов Ку, к удивлению близких, бросил консалтинг и приступил к работе в сервисе Sohu.

Молодой человек, имеющий управленческий опыт и отлично разобравшийся в ИТ-сфере в период учебы в США, стал настоящей находкой и достаточно быстро продвигался по карьерной лестнице. Именно в это время появился YouTube, и огромное количество китайских компаний сделали попытку создать собственный видеохостинг, но ничего революционного придумать не удалось.

В этот момент у Виктора Ку, по его собственным заверениям, возникло ощущение, что он теряет время. Он принимает решение уйти из Sohu, уводя с собой несколько сотрудников. Затем начинается создание Youku. Кстати, название сервиса в переводе значит «блестящий». Изначальная версия ресурса была функционально похожа на YouTube. Но со временем сервис прошел много изменений и улучшений, превратившись в самостоятельный продукт.

Официально видеохостинг начал работать в конце 2006 года. Первым контентом сервиса стали различные ролики, клипы и вирусные видео. Но со временем Виктор Ку решил разнообразить наполнение сервиса. Сделать это было сложно, учитывая цензуру правительства, которая выставляла жесткие рамки любым ИТ-проектам.

Тут у гендиректора Youku появилась идея провести между пользователями конкурс оригинальных видеороликов. Авторов лучших работ ждали призы, в том числе и денежные. Аудитория сервиса вскоре удвоилась. Забегая наперед, стоит отметить, что составление рейтинга лучших видео настолько понравилось китайским пользователям, что победителей конкурса стали награждать во время специального фестиваля — «Всенародного интернет-Оскара».

Рост пользователей не остался незамеченным инвесторами и вскоре компания получила свою первую инвестицию (до того деньги вкладывал сам Ку) в размере $25 млн. Деньги позволили Youku усовершенствовать некоторые функции, а также улучшить эффективность хранения данных.

Следующим шагом стало наполнение видеопортала сериалами. Естественно, ни о каком лицензионном контенте речи не шло. Первыми сериалами, появившимися на сайте, были пиратские копии. При этом пользователи Youku имели возможность первыми увидеть новую серию на китайском языке, ведь проект Виктора Ку имел целую сеть собственных переводчиков, который обеспечивали качественную озвучку за несколько часов. Несмотря на противозаконность этих действий, они возымели эффект, увеличив аудиторию видеопортала до 100 млн пользователей.

Тем не менее, долго так продолжаться не могло. В 2008 году на территории КНР был заблокирован YouTube и руководству Youku стало понятно, что их ждет такая же участь, если видео на сайте продолжит оставаться пиратским. В январе 2009 года на видеопортале появилась служба, отвечающая за определение авторских прав, которая стала удалять нелицензионный контент. Аудитория негативно восприняла изменения на сайте, и поток новых пользователей существенно сократился. Часть аудитории, предпочитающая пиратские видео вместо китайских кинопродуктов, перешла на ресурс Tudou, который являлся серьезным конкурентом проекта Виктора Ку.

Модель работы Tudou оставалась прежней: огромные потоки пользовательского видео разной тематики, а также нелицензионный контент. Не сложно догадаться, что итогом этой стычки двух разных культур стала настоящая война, в которой оба сервиса не выбирали средства. Например, достаточно эффективным методом борьбы между конкурентами стало направление официальных жалоб на контент друг друга.

Нежелание ввязываться в затяжную схватку заставило руководство Youku искать новую нишу на рынке. С целью разобраться, каким образом можно работать на законных основаниях и при этом увеличить число зрителей, Виктор Ку обратил внимание на модель американского Netflix, который уже показал огромный рост аудитории за счет сериалов. Заимствовав ключевые решения, гендиректор Youku тем не менее учел особенности собственной страны, чтобы застраховаться от возможных блокировок со стороны правительства.

На первых порах на сайте появлялись лицензионные версии сериалов, которые ни коим образом не нарушали цензуру. В первую очередь это относилось к эротическим сценам, а также к упоминаниям КНР в негативных формулировках. Значительная часть нового контента была произведена в Китае.

Огромная аудитория и правильная реклама позволила производителям сериалов практически полностью перенести все свои премьеры на Youku и лишь после этого начать показы на каналах. Такой подход обеспечил перманентный рост аудитории видеопортала, но не решил всех его проблем, ведь ресурс по-прежнему оставался убыточным. Фактически за три квартала 2010 года компания потеряла почти $30 млн.

Для того, чтобы решить финансовые проблемы, Youku, имеющая аудиторию в 150 млн пользователей, в том же году осуществила IPO, которое позволило ей привлечь $203 млн. долларов. Кроме того, по словам Виктора Ку, это дало компании возможность заявить о себе на международном рынке и тем самым разнообразить контент.

Ставка вполне оправдалась, и вскоре Youku заключила несколько сделок с крупными видео- и телекомпаниями США. При этом видеопортал не всегда покупал американские сериалы или фильмы, но получал права на съемки собственных версий знаменитых картин.

Такой подход позволил сервису быть отмеченным со стороны правительства, которое оценило влияние ресурса на развитие киноиндустрии в КНР. Кроме того, компания привлекла к некоторым из своих проектов, авторов топовых видеороликов. Такой нетривиальный ход увеличил посещаемость сайта, ведь каждый захотел почувствовать себя кинозвездой.

Заключенные договора с крупными американскими кинокомпаниями, а также телеканалами помогли серьезно поднять уровень прибыли. Особенно стали заметны преимущества этого решения, когда Youku стали использовать как площадку для рекламы блокбастеров. Трейлеры фильмов крупнейших студий Голливуда получали до 25 млн просмотров в день. Огромная аудитория сайта и удобная функциональность позволили ряду картин значительно увеличить сборы. Рекордсменом по этому показателю стал фильм «Мир Юрского Периода», который благодаря продвижению на Youku смог собрать более $300 млн в КНР и стал одним из самых кассовых блокбастеров в истории.

Это в полной мере относится и к музыке. Многим студиям со всего мира стало понятно, что для того чтобы обеспечить успех альбома в Китае, нужно сперва разместить клипы на Youku. Естественно, это позитивно повлияло на скорость роста аудитории сервиса.

Кроме мировой известности 2010 год принес компании массу различных рекордов. Сервис занял первое место по количеству просмотров в КНР. Youku стал официальным видеопровайдером китайской версии Mozilla Firefox. Кроме того, успешное IPO позволило компании закончить неудачно начавшийся с финансовой точки зрения год, с прибылью в 200 млн юаней.

Желание превратить огромный видеопортал в доходный бизнес заставило руководство сервиса задуматься над стратегией монетизации. Итоговая модель стала во многом похожа с мировыми аналогами. В первую очередь это можно отнести к рекламе.

Пользователь Youku вынужден просматривать начальные рекламные вставки перед понравившимся видео, при этом процент, получаемый компанией, зависит от уровня рекламодателя. Желающим смотреть сериалы сервис предлагает месяц бесплатного контента, после чего начинает брать абонентскую плату в размере 15 юаней (около $2,5) в месяц. Те, у кого нет желания оформлять месячную подписку, должны заплатить 5 юаней за один киносеанс.

Правильный подход к монетизации и удачное IPO в итоге позволили Youku провести слияние со своим конкурентом Tudou. Фактически, компания Виктора Ку приобрела своего многолетнего соперника, при этом сохранив за ним некоторое подобие самостоятельности. Такой шаг серьезно улучшил положение видеопортала. Аудитория сервиса выросла до 300 млн пользователей. Кроме того, суммарная стоимость новоявленной компания достигла отметки $7 млрд. Это заставило внутренний рынок Китая обратить внимание на Youku Tudou.

Интерес главным образом проявила Alibaba Group, стремящаяся превзойти собственных конкурентов Baidu и Tencent. Отлично проработанный видеохостинг с огромной аудиторией, неплохой системой монетизации и с большим разнообразием собственного контента привлек внимание гиганта. Поэтому в 2014 году Alibaba приобрела 16,2% акций компании за $1,2 млрд. Благодаря этому холдинг получил новую площадку для рекламы, а видеосервис упрочнил свою финансовую позицию. Таким образом доход Youku Tudou к концу 2014 года достиг отметки $649,5 млн, что стало своеобразным рекордом компании, до того зарабатывавшей намного меньше.

Помощь Alibaba предопределила дальнейшее развитие сервиса. С этого момента компания не только окончательно закрепилась на рынке, но и продолжила свое триумфальное шествие. У Youku появилось два главных направления развития. Первое связано с мобильным интернетом, которым в Китае пользуются более 800 млн человек. Завоевав этот рынок Youku, без сомнения, достигнет окончательного доминирования в КНР.

Вторым направлением является захват азиатского рынка. Первой страной, где планирует укрепиться сервис, стала Южная Корея. Здесь руководство Youku Tudou использует свою проверенную тактику, приобретая права на показ различных сериалов и провоцируя пользователей снимать видеоролики. Но пока сильно закрепиться на этом рынке сервису тяжело в связи с частыми блокировками из-за нарушения корейской цензуры.

Youku Tudou до сих пор остается единственным видеосервисом в Китае, который полностью не принадлежит ни одной из крупных компаний. Фактически он сам пытается стать сильным игроком на рынке. В своем желании достигнуть успеха Виктор Ку смог совершить практически невероятное, уведя у сервиса iQiyi, принадлежащему Baidu, часть аудитории, которая в 2014 году увеличилась до 500 млн пользователей. Youku победила национальное телевидение, заставив желающих смотреть новые серии любимого сериала на видеопортале.

Все эти победы во многом достигнуты оригинальным подходом и готовностью скрупулезно работать для достижения результата. Немного мешает компании нежелание идти на уступки и подчиняться более сильным игрокам. Несогласие быть пешкой в бесконечной партии между Alibaba и Baidu, повлекло, например, покупку самым крупным внешним акционером Youku другого видеопортала, что сразу же сказалось на цене акций компании.

По заверениям Виктора Ку, он отлично знает, куда хочет привести собственный проект. При этом, на данный момент, он не ставит себе целью мировое доминирование, этому препятствует политика КНР. Гораздо более адекватной целью для предпринимателя выглядит Азия, где у Youku есть отличный шанс стать доминирующим видеопорталом.

#КакЭтоБыло

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления