{ "author_name": "Антон Мартынов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 15, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "10856", "is_wide": "1" }
Антон Мартынов
6 406

Монополия Google

Почему власти США вслед за Россией проверяют деятельность ИТ-гиганта

В конце сентября издание Bloomberg сообщило о том, что власти США заподозрили Google в нарушении антимонопольных норм при распространении Android. Ранее ФАС России признала Google нарушителем антимонопольного законодательства и потребовала от компании устранить нарушения.

Обозреватель vc.ru разобрался, почему власти проявляют такой интерес к ИТ-корпорации и чем это грозит компании.

Пять лет назад британская компания Foundem подала в суд на Google, что стало основой расследования возможных нарушений антимонопольных законов Евросоюза ИТ-гигантом.

Кульминацией расследования весной этого года стало обвинение Google в использовании своего доминирующего положения на рынке поисковых систем, в частности, для вывода предложений своего сервиса Google Shopping в топ поиска независимо от их релевантности. К обвинению добавили и новое расследование по поводу операционной системы Android, к чему в Google, как оказалось, были готовы.

Параллельно с Европой в США также проводили свои расследования по делу Google, но так и не нашли серьезной почвы для наказания ― компания смогла доказать, что действует в рамках законов и честно конкурирует на рынке. Недавно в сети по ошибке появилась переписка Федеральной торговой комиссии и Google, в которой представители компании подталкивали сотрудников комиссии к более уверенному решению о прекращении расследования.

Эту переписку конкуренты пытались использовать в свою пользу, но скандал не получил развития. Обвинение в подтасовке поисковых запросов и копировании информации конкурентных сервисов корпорация парировала исправлением своих алгоритмов и предоставлением возможности другим компаниям отказаться от использования их информации.

В США к ИТ-компаниям относятся лояльнее, в Европе же дела ведутся гораздо агрессивнее. Помимо Соединённых штатов и Евросоюза расследования по делам Google инициировали в Индии, Южной Корее, Бразилии, Мексике и России. Страны Азии и Южной Америки ориентируются в первую очередь на расследования Европейского союза. Но смогут ли они доказать неправомерность действий корпорации ― большой вопрос.

Например, в Южной Корее этого сделать так и не смогли. В России же пока единственный прецедент подтверждения виновности Google в злоупотреблении своим доминирующим положением.

Наша поисковая система разработана для предоставления наиболее релевантных результатов и самых полезных объявлений по любому запросу. Пользователи и рекламодатели выигрывают, если мы делаем это хорошо. Выигрывает и Google.

Кент Уокер, старший вице-президент Google

Расследования против Google часто поддерживают компании-конкуренты, что неудивительно. Особенно часто это делает Microsoft, чьи продукты и сервисы сильно отстают по популярности от подобных у Google.

Для призыва к ограничению преимущества одного игрока над остальными и поддержанию честной конкуренции на рынке была создана группа FairSearch.org, в которую вошли Nokia, Oracle, Allegro, Buscape, adMarketplace, Twenga, Foundem, Expedia, Microsoft и TripAdvisor. Пока все усилия группы были направлены против Google.

В Европе лоббировать ограничения ИТ-гиганта, по информации The New York Times, пытаются медиа-компании и издатели, многие из которых никак не успевают адаптироваться к современным условиям распространения информации. В самой же Google находят средства для продвижения контрмер среди политиков в Брюсселе.

Когда они найдут доказательства, мы ожидаем, что станет понятно ― Android вредит инновациям и выбору потребителей

Мэтт Рейли, юрисконсульт FairSearch

Переход внимания от поисковой системы и рекламы к Android вполне понятен. Мобильные платформы сейчас популярнее, а приложения используют чаще браузеров. Устройства на Android занимают довольно большую долю рынка, но процент пользователей ОС от Google постепенно снижается, пусть и медленно. При этом доля Apple наоборот растёт. Google явно не монополизировала рынок мобильных устройств.

Однако Федеральную торговую комиссию и Министерство юстиции США в новом расследовании больше интересует политика Google в отношении лицензирования её операционной системы. С одной стороны, Android ― это открытая платформа, сторонние производители могут устанавливать её на свои устройства бесплатно и модифицировать по своему желанию.

Но только при условии, если они не будут использовать Play Store в качестве экосистемы приложений и не будут получать обновления безопасности. Рекомендуемый самой Google второй вариант: использовать все поддерживаемые компанией сервисы и приложения, включая Play Store и Google Play Services.

На перенасыщенном рынке Китая производители чаще устанавливают свои сильно модифицированные версии Android — с огромным количеством тем оформления и подчас некачественными приложениями. В США и Европе такой подход может привести к провалу.

Пользователям в этих регионах справедливо хочется удобства и надёжности, и больший контроль над версиями ОС со стороны Google даёт такую возможность. LG, Sony, Motorola и другие подобные компании не видят альтернативного варианта для своих устройств, поэтому вынуждены действовать по правилам Google.

В Кремниевой долине нет никого, кто считает, что нынешняя администрация способна как-то серьёзно повлиять на Google

Гэри Рибак, юрист Carr & Ferrell

Стоит заметить, что Google даёт возможность предустанавливать некоторые приложения, например, Facebook или Microsoft Office, но свои Search, Maps, YouTube или Gmail заменять запрещает.

Ситуация напоминает дело Microsoft о навязывании Internet Explorer. Но Windows, в отличие от Android ― закрытая платформа, и Microsoft занимала на тот момент больший процент рынка, выбора у большинства производителей и пользователей действительно практически не было.

Стремление Google улучшить опыт от использования своей разработки и формирует основу для обвинений в нечестной конкуренции. Не все считают видение Google идеальным, и не все сторонние приложения по определению ухудшают качество использования. Да и могут ли появиться новые компании со своим оригинальным подходом в будущем, если у них не будет возможности начать с уже знакомой и проверенной системы.

Microsoft с Windows 10 пока далеки от конкурентоспособного состояния, а Apple полностью контролирует свою iOS. Даже если власти снова не найдут причины для наказания, Google рискует завязнуть в долгих разбирательствах. Позиции обвинения нужно доказать, что компания действительно доминирует и использует ситуацию во вред конкурентам. На рынках США и Европы для этого не так много объективных показателей.

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]