[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Alina Tolmacheva", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433"], "comments": 51, "likes": 26, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "10996" }
Alina Tolmacheva
17 906

«Им весело пользоваться»: Почему мессенджер с самоуничтожающимися сообщениями Snapchat стал популярным

В мае 2015 года мессенджер Snapchat достиг отметки в 100 миллионов пользователей в день — это примерно десятая часть аудитории Facebook (936 миллионов), а сам стартап оценивается в $15 миллиардов. Редакция vc.ru разобралась, как менялись предпочтения аудитории соцсети и какие причины могли послужить популярности сервиса.

В 2011 году, когда выпускники Стэнфордского университета Эван Шпигель и Бобби Мёрфи запустили Snapchat, приложение стали загружать калифорнийские школьники, поскольку видели в нем удобный приватный способ общения.

Во-первых, оно позволило обмениваться информацией, минуя пристальный взор родителей и учителей. Во-вторых, оно работало по Wi-Fi, то есть отправление сообщений никак не сказывалось на семейном бюджете. В-третьих, Snapchat, в отличие, например, от WhatsApp, поддерживается не только на смартфонах, но и на других устройствах с операционными системами iOS и Android.

«Одна из причин, по которой Snapchat стал модным среди подростков, — они смогли переписываться в нем через iPod, — говорит генеральной менеджер исследовательской компании YPulse Джейк Кац. — Для этого не нужно иметь вообще никакого телефона».

Шпигель и Мёрфи создали обновленную версию приложения в сентябре 2011 года. Спустя две недели они заметили приток новых пользователей, причем всплеск активности наблюдался в промежутке между 8:00 и 15:00.

Наибольшая активность приходилась на среднюю школу в округе Ориндж в Калифорнии. Как оказалось, мама Шпигеля рассказала о приложении его двоюродному брату — учащемуся этого заведения. Тот показал сервис друзьям, после чего им стала пользоваться вся школа.

Постепенно информация о Snapchat распространилась по Южной Калифорнии, чьи жители сыграли большую роль в росте популярности сервиса — в начале 2012 года количество активных пользователей в день выросло с трех тысяч до тридцати всего за месяц.

Обозреватель изданий Inc и The New York Times Джин Маркс, который также является владельцем малого бизнеса в Филадельфии и отцом трех выпускников средних школ, объясняет популярность сервиса не столько уничтожением данных, сколько изменением природы коммуникации среди подростков:

Традиционно родители жалуются на то, как много их дети переписываются. Вторая жалоба — подростки больше не пишут слова полностью. Коммуникация становится всё короче и короче. Snapchat пошел еще дальше — показал, что слова больше не нужны.

У Джейка Каца своя теория взлета сервиса среди школьников:

Это что-то вроде бета-тестирования самого себя, формирования идентичности в реальном времени. Ты можешь получить обратную связь от друзей, не оставляя следов. Это не стыдно, и в то же время работает система вознаграждения — пользователь испытывает те же положительные ощущения, как при загрузке контента в Facebook.

В апреле 2013 года через Snapchat проходило 150 миллионов изображений в день — в три раза больше по сравнению с предыдущим кварталом.

Пока основателей обвиняли в поощрении «секстинга» и шутили об исчезновении выручки за 10 секунд (по аналогии с сообщениями), рост аудитории продолжался: в июне того же года количество передаваемых фотографий увеличилось до 200 миллионов в день.

Тем временем, Facebook теряла внимание подростков. В августе 2013 года в Mashable вышла колонка 13-летней девушки Руби Карп, заявившей, что Facebook больше не устраивает современную молодежь:

Мой единственный друг в Facebook — это, кажется, моя бабушка. В этой соцсети сидят наши родители и их друзья. Проблема не только в том, что мне на стену постоянно приходят сообщения типа «Здравствуй, мой сладкий пирожок». Мои друзья выкладывают фотографии, приносящие кучу неприятностей дома.

Девушка жаловалась на вмешательство родителей в личную жизнь, которое усилилось с популярностью Facebook среди взрослых пользователей. Также она отмечала, что соцсеть провоцирует насмешки со стороны одноклассников, которые публично пишут неприятные комментарии под публикациями.

В тот период Snapchat получила инвестиции от компаний Institutional Venture Partners, General Catalyst Partners и SV Angel — общий объем финансирования, включая другие вложения, составил $75 миллионов.

«Это невероятная сумма для компании, которая не имеет никакого плана монетизации и чей основной ресурс исчезает спустя несколько секунд», — писало издание Inc. Однако инвесторы не слепо верили в сервис. Партнер IVP Деннис Фелпс отметил в своем блоге, что его компания впечатлена серьезным ростом молодой аудитории приложения, но также признал: «Не секрет, что Snapchat еще не начал монетизироваться».

Исследование, проведенное в 2015 году аналитической компанией GlobalWebIndex, показало, что конфиденциальность — наименее важная причина, по которой опрошенные используют Snapchat, хотя именно она исторически была главной особенностью сервиса. Ее указали всего 30% участников. Зато 69% выбрали ответ: «Им весело пользоваться».

Приводя данные опроса, издание VentureBeat выразило мнение о такой перемене пользовательского интереса: «Это означает, что Snapchat больше не может стоять на месте: инвесторы ожидают увидеть доказательство разрекламированного потенциала монетизации, а пользователи хотят, чтобы их постоянно развлекали».

В конце января 2015 года компания запустила рекламную платформу Discover, с помощью которой издания и телеканалы смогли публиковать свои новости и сюжеты. К функциональности присоединились CNN, MTV, Cosmopolitan, Daly Mail, Vice, People и другие медиа. По словам источников издания Re/code, цена объявления на платформе — порядка $100 за тысячу просмотров.

По статистике, через сервис общаются 8% интернет-пользователей Соединенных Штатов в возрасте от 16 до 64 лет. 24% людей 16-24 лет заходят в мессенджер по крайней мере раз в месяц. И этот показатель приближается к одной трети всех американских подростков в возрасте от 16 до 19 лет.

Более того, пользователи приложения в США — фанаты спорта. 45% из них смотрят баскетбольные матчи по телевидению. Американский футбол оказался еще популярнее — шесть из десяти посетителей сервиса следят за играми Национальной футбольной лиги на ТВ.

Snapchat вовремя подхватил этот тренд. С запуском «Историй» (подборок фото- и видеозаписей, стирающихся спустя 24 часа), сервис привлек спортивные телеканалы для публикации онлайн-трансляций мероприятий (например, «Финала Четырех» Национальной ассоциации студенческого спорта). При таком сотрудничестве доход со спонсорства получают сразу несколько сторон — спортивные лиги, телеканалы и сам Snapchat, который при этом удовлетворяет пользовательский интерес.

Помимо изданий, над рекламными кампаниями в мессенджере работают такие крупные бренды, как McDonald's, General Electric и Taco Bell.

В последнее время руководство сервиса продолжает работать над развлекательной составляющей, вводя новые опции. Несколько лет назад в Snapchat появилась функция повторного воспроизведения контента с ограничением в виде одного сообщения в день. В сентябре 2015 года компания расширила эту возможность — теперь посетители мессенджера могут просмотреть любое исчезнувшее сообщение, но каждое из них — только один раз.

Кроме этого, Snapchat за $150 миллионов купила одесский стартап Looksery, разработавший сервис для трансформации изображений лиц в режиме реального времени. Это позволило пользователям мессенджера добавлять к снимкам анимации и видоизменять фотографии. Также компания собирается выпустить брендированные «линзы», цена которых для рекламодателей может достигать $750 тысяч за день, по сообщению Financial Times.

Шпигель заявил, что не собирается внедрять объявления в личные сообщения пользователей: «Мы не хотим, чтобы бренды действовали как люди, потому что они ими не являются. Реклама не затронет процесс общения — это как "Убирайся отсюда, мы разговариваем"».

Мессенджер уже стал предметом массовой культуры — о нем снято множество юмористических видео, отражающих особенности соцсети.

«Когда ты отправил сообщение в Snapchat не тому пользователю» — BuzzFeed.
«Взросле реагируют на Snapchat» — Fine Brothers Entertainment.
«Между нами что-то было?» — BuzzFeed.

Редакция vc.ru узнала мнение ментора рубрики Digital и директора по социальным медиа агентства Proximity BBDO Михаила Казакова о том, почему сервис так и не стал популярным в России.

Михаил Казаков директор по социальным медиа агентства Proximity BBDO

На мой взгляд, есть две важные причины, по которым Snapchat активно используется на Западе и неинтересен в России.

Первая — это эволюция интернет-аудитории. Наш массовый пользователь на пару-тройку лет отстает от европейского и американского, поскольку на Западе быстрее развивался широкополосный интернет вместе с контентом — именно поэтому, например, интерфейс Facebook сложнее, чем у «ВКонтакте». Западный пользователь более восприимчив к новым способам коммуникации, поэтому для него Snapchat актуален.

Второй момент связан с восприятием коммуникаций в целом — российский пользователь привык видеть соцсеть как свою персональную страницу в интернете. Наполняя аккаунт различными статусами и фотографиями, он самоидентифицируется, при этом оставляя свое электронное наследие. Вспомните, как регулярно вы отматываете свой инстаграм назад.

А Snapchat — фотовидеоблог, который не нужно вести, не нужно думать о том, как будет выглядеть через неделю или месяц контент, ценный для вас сегодня и только сегодня. Пользователь делает снимок, отправляет его, и изображение растворяется во времени. То есть инсайт на сохранение контента у миллениалов почти полностью отсутствует.

Сервис мог бы стать актуальным в России, если бы появился на пару лет позднее, но аудиторию в это время, скорее всего, заинтересуют уже другие, более актуальные приложения и функции, базирующиеся на других инсайтах.

Источники: Inc, VentureBeat, Forbes, GrowthHackers, The New York Times, Mashable.

#Маркетинг

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления