[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u043e\u0438\u0441\u043a_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b","\u043f\u043e\u0438\u0441\u043a_\u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432","jooble"], "comments": 31, "likes": 14, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "11019" }
Дмитрий Кошельник
5 298

История Jooble: Как украинский сервис для поиска вакансий покоряет международный рынок

Сайт по поиску вакансий Jooble, созданный украинскими разработчиками, — один из немногих сервисов из СНГ, добившихся успеха на мировом рынке: сейчас он работает в 64 странах с аудиторией более 162 миллионов человек. Обозреватель vc.ru изучил историю проекта и рассказал, как основателям удалось прийти к такому результату.

Сервисы из стран СНГ редко могут похвастать успешным выходом на международный рынок. Причины разные: от неудачно выбранной модели работы до огромного количества нелегального контента. Но все же есть на рынке несколько проектов, которые пытаются доказать свою ценность всему миру.

Один из них — украинский сервис Jooble, созданный благодаря желанию его основателей упростить процесс трудоустройства. На данный момент проект работает в 64 странах мирах и стремится к дальнейшему усилению своих позиций на международном рынке.

Проект Jooble основали Роман Прокофьев и Евгений Собакарев. Будущие предприниматели дружили сo времен учебы в физико-математическом лицее, где достигли значительных успехов, выиграв несколько олимпиад по математике, программированию и физике. Позже они поступили в Киевский политехнический институт. Важной частью их становления была работа в фирмах по разработке ПО в период обучения.

Роман Прокофьев устроился программистом в компанию Terrasoft. Тем не менее, по его словам, работать на кого-то было совершенно не интересно, поэтому через полгода он бросил работу и создал собственную фирму Teamsoft, которая занималась разработкой программного обеспечения для фармакологического бизнеса.

За пять лет работы компания захватила около 60% рынка Украины и начала работать в других странах. Но дальнейшее развитие этого бизнеса было затруднено особенностями избранной сферы, а также сложностью поиска подходящих специалистов. В связи с этим Роман задумался о создании нового проекта, интеграция которого по всему миру будет гораздо проще.

Первой работой Евгения Собакарева была фирма, оказывающая аутсорсинговые услуги по поддержке сайтов. В то время, когда Прокофьев создавал Teamsoft, его товарищ продолжал оттачивать мастерство программирования.

Позже Собакарев решил заняться бизнесом, предприняв попытку построить компанию по разработке софта для рекрутинговых агентств. Тем не менее, простое создание программного обеспечения не соответствовало амбициям Евгения, и он находился в поиске новой цели.

Однажды Роман, уставший от поиска подходящих для Teamsoft специалистов, пожаловался другу на несовершенство существующих на рынке сервисов, из-за которых работодатели и соискатели вынуждены тратить слишком много времени. Серьезно поразмыслив над этой проблемой, программисты решили создать ресурс для быстрого поиска вакансий. Это и положило начало Jooble.

Роман Прокофьев

Главной фишкой проекта стало создание собственного алгоритма сбора информации со всех имеющихся сайтов, направленных на поиск работы и подбор персонала. Фактически, благодаря Jooble пользователь может быстро получить полную информацию о существующих предложениях на рынке трудоустройства и выбрать для себя наиболее подходящий вариант.

Прокофьев инвестировал в компанию около $100 тысяч, в то время как Собакарев взял на себя функции управления разработкой. Скрупулезная совместная работа обоих основателей позволила запустить сервис в 2006 году. Название ресурса происходит от слова «Job», а схожесть с Google подчеркивает тот факт, что это поисковая система для трудоустройства.

С момента запуска руководство проекта приложило максимум усилий для увеличения количества пользователей, и они дали результат. Через полгода ресурс перестал терпеть убытки, но, к сожалению разработчиков, прибыли тоже не приносил. Кроме того, рост аудитории оказался не настолько высоким, чтобы громко заявить о проекте.

Причиной трудного запуска стал тот факт, что первое время основатели сервиса не знали всех особенностей ведения бизнеса в интернете. Поэтому следующие два года были потрачены на восполнение этого пробела.

Развиваясь как интернет-предприниматели, основатель продолжали разрабатывать собственный проект. Постепенное усовершенствование функциональности ресурса и его быстрая интеграция позволили предоставить пользователям 99% возможной информации о существующих вакансиях и соискателях.

Несмотря на такой подход, в сети можно найти жалобы на недостаточное качество работы сайта. Пользователи жалуются на то, что вакансии, получаемые при рассылке, не всегда соответствуют тем, которые были указаны.

Источник: Dou.ua

Главной проблемой сервиса стало определение модели прибыли на подобном проекте. Первым способом заработка Jooble было снятие платы с работодателя за каждый клик на подходящем резюме. Естественно, такой подход мало понравился аудитории ресурса и заставил руководство задуматься о новом методе монетизации.

В решении этой задачи им серьезно помогли сайты для поиска работы, которые в 2008 году, в самый разгар кризиса, предложили Jooble плату за пользовательский трафик. Увидев в этом тенденцию, руководство принялось развивать идею. В итоге данная бизнес-модель идеально подошла для работы на других рынках и принесла компании серьезную прибыль.

Отдельного разъяснения требует подход Jooble к обеспечению роста аудитории. В нахождении идеального метода сервис пытался работать с соцсетями и даже добавлять собственный контент. Но эти попытки особого результата не дали.

К тому же в рамках реализации собственных идей основатели пытаются максимально минимизировать затраты и поэтому не спешат увеличивать штат. В связи с этим компания не стала нанимать маркетолога, что, естественно, негативно повлияло на реализацию некоторых планов.

Роман Прокофьев в своем интервью объясняет алгоритм, с помощью которого компания увеличивает собственную аудиторию. Первый этап работы — это SEO-продвижение сайта в стране, где Jooble начинает работать. Обычно для этой цели нанимают специалиста из местных граждан. Также эти сотрудники занимаются переговорами с местными сайтами по трудоустройству.

Увеличение трафика приводит к следующему этапу продвижения — превращению посетителей в подписчиков. Наблюдать переход к этому шагу может любой из пользователей сервиса — после обработки первого запроса система начинает настойчиво предлагать подписаться на обновления вакансий. Таким образом компания получает аудиторию для рассылок. Еще одним методом увеличения числа пользователей является покупка контекстной рекламы.

Такая испытанная временем система работает вполне успешно и на данный момент полностью удовлетворяет потребности сервиса в росте.

В зависимости от страны колеблется и стоимость привлечения аудитории. Пользователи из Восточной Европы обходятся Jooble в 2,5–3 раза дороже, чем из Украины. В Западной Европе это число увеличилось в 6–7 раз, а в США — в 12. Дороже всего обходится Япония, где стоимость одного клиента 12–17 раз больше, чем на Украине.

Следует отметить, что 2008 год стал важной вехой в процессе роста аудитории ресурса. В связи с увеличением потока безработных, ищущих вакансии, стала особенно заметна эффективность работы сервиса, что со временем позволило Jooble войти в число лучших сайтов для поиска работы на Украине.

Несмотря на успех, основатели все же не до конца верили в то, что компания из Киева сможет стать сильным игроком на международном рынке. Но подумав, что они в любом случае ничего не теряют, руководители сервиса приняли решение начать экспансию в другие страны. Главными целями ресурса стали государства Восточной Европы. Выбор был сделан исходя из похожести структуры языков, а также из-за огромной аудитории. Вскоре стало понятно, что руководство компании не ошиблось в предпочтении потенциальных рынков.

Первыми странами, в которых начал работать Jooble после Украины, стали Россия, Белоруссия и Казахстан. Уже в момент начала интеграции в эти государства было понятно, что здешние рынки принесут гораздо больше прибыли, чем украинский.

Огромное количество сайтов для поиска работы и высокий уровень безработицы серьезно ускорили рост аудитории, и вскоре ресурс стал успешно работать в странах СНГ. Бизнес-модель оставалась прежней — продажа пользовательского трафика. Еще одним методом заработка стала реклама. Сервис размещает рекламные баннеры и ссылки только исходя из региона, где он работает, что позволяет говорить о наличии целевой аудитории.

Тем не менее, на данный момент 80% прибыли Jooble приходит не из рынков стран СНГ. Здешние пользователи по-прежнему предпочитают работать с неплохо зарекомендовавшими себя местными сервисами вместо того, чтобы переходить на мировые аналоги.

Закрепившись на рынках трудоустройства четырех государств, руководители ресурса решили определить дальнейшую стратегию интеграции. Для того, чтобы выбрать страны для экспансии, был создан специальный список государств с наибольшим ВВП на душу населения, после чего показатель каждого умножили на количество потенциальных пользователей. Такая манипуляция предоставила сервису широкий список целей для интеграции.

Первой страной ЕС, в которую произошла экспансия проекта, стала Польша. Естественно, для того, чтобы обеспечить успешную работу сервиса, пришлось преодолеть языковой барьер и сделать качественный перевод сайта. Решив эту проблему, Jooble за год опередил большинство своих конкурентов, став системой для поиска вакансий №2 в Польше. В 2013 году проект добился лидерства на польском рынке поиска работы.

Пик скорости роста сервиса, по мнению основателей, пришелся на 2010 год. В это время ежедневно услугами сайта пользовались более 300 тысяч человек со всего мира. При этом Jooble, который в 2009 году был представлен всего лишь в четырех странах, добавил к числу своих клиентов граждан еще 20 государств. Аудитория проекта выросла за год на 149%, что позволило говорить об успехе Jooble. Высокая скорость роста пользователей ресурса в 2009 году отразилась и на прибыли, которая увеличилась в четыре раза.

Здесь стоит отметить, что несмотря на заявления о серьезном росте дохода за год, создатели сервиса не спешат называть реальные показатели, предоставляя аналитику достаточно поверхностно, что не дает в полной мере судить о реальном уровне капитализации проекта.

Еще одной достаточно скрытой от посторонних темой является команда проекта. На данный момент компания, которая начиналась всего с двух человек, состоит из 58 специалистов, работающих в киевском офисе, которые выполняют поддержку функционирования всемирного сервиса. Кроме них в каждом регионе, где работает ресурс, имеются официальные представители компании.

Серьезного разъяснения со стороны создателей требует тема увольнений сотрудников без четко сформулированных причин. Недовольные таким подходом встречаются в комментариях под статьями, восхваляющими проект.

Несмотря на успешное развитие ресурса, основатели сервиса не стали знаменитостями. Роман Прокофьев объясняет это тем, что Jooble, в отличие от Instagram и Facebook, не ориентирован на развлекательный контент или обмен фотографиями, и поэтому не очень интересен аудитории масс-медиа. Его цель в том, чтобы максимально уменьшить количество времени, которое затрачивается на поиск работы и подбор персонала.

После успеха в 2010 году основатели задумались о расширении на другие рынки. Важными целями для Jooble стала Западная Европа, а также азиатский рынок — особенно Япония, Китай и Таиланд.

Начало 2011 года продемонстрировало всю серьезность намерений украинской компании. За первые пять месяцев ресурс начал работать в 11 странах. Среди которых Бельгия, Турция, Корея, Япония, Пакистан и даже Нигерия. Команде Jooble пришлось взять на себя огромный труд по переводу и адаптации своего сервиса среди различных по языковым особенностям и законодательству государствах.

Начав экспансию в Западную Европу, проект впервые столкнулся с действительно серьезными игроками. Ими стали американский сервис Indeed, а также итальянский Joprapido. Сложности Jooble доставили оппоненты, которые были профинансированы венчурными фондами и зашли на эти рынки гораздо раньше.

Тем не менее, несмотря на снижение скорости роста аудитории, количество пользователей выросло в два раза по сравнению с 2010 годом. Кроме того, наличие сильных оппонентов, по мнению основателей, закалило компанию, что позволило в будущем достигнуть больших высот.

В данный момент поисковая система предоставляет более 1,5 миллиона вакансий в Германии, около 55 тысяч в Австрии. Jooble занимает третье место на европейском рынке трудоустройства.

Во многом быстрые темпы роста пользователей ресурса связаны с глобальным подходом к интеграции. Например, переводя сервис на испанский язык, по мнению Романа Прокофьева, будет логичнее начинать работать во всех странах, где используются производные этого языка. Благодаря такому подходу проект начинает работать сразу в нескольких государствах и быстро набирает аудиторию.

Кроме того, руководство сервиса умеет адаптироваться к отличиям местных рынков. Например, компания легко изменила модель работы в Бразилии, где соискателю приходится платить за то, чтобы отправить резюме работодателям. Заблаговременная подготовка ко всем особенностям страны и быстрая экспансия — вот главные козыри сервиса Jooble.

Немного по-другому продвигается интеграция ресурса на азиатский рынок. В первую очередь сложности были связаны с языковым барьером. Кроме того, надо было учитывать особенности законодательства этих стран, которое достаточно серьезно регулируют местный интернет. Тем не менее, компания всего за полгода закрепилась на местных рынках.

За 2014 год уровень дохода с рынков Азии возрос на 100–150%. Главными источниками прибыли стали Индонезия и Таиланд. По мнению руководства проекта, серьезные перспективы у сервиса также имеются в Японии и Китае.


Нельзя не отметить, что несмотря на работу практически во всех крупных странах мира компания не открывает своих представительств в других государствах. Штаб-квартира Jooble по-прежнему находится в Киеве, хотя Украина обеспечивает всего лишь несколько процентов годовой прибыли проекта.

На данный момент, сервис представлен в 64 странах и имеет аудиторию свыше 162 млн человек. Более 1 миллиона соискателей и работодателей со всего мира ежедневно пользуются услугами сайта.

Компания отлично закрепилась не только на рынках стран СНГ и Восточной Европы, но и в целом ряде западных государств, а также в Азии и Латинской Америке. Сервис не смог обозначить свое присутствие только в США, Канаде и Великобритании в связи со слишком высоким уровнем конкуренции. Из серьезных рынков, на которых еще собирается работать ресурс, остались только арабские страны и Микронезия.

На данный момент проект является полностью самоокупаемым и не нуждается в дополнительных инвестициях. Фактически, его будущее во многом будет зависеть от дальнейших планов основателей. Нельзя не отметить, что пока ни один сервис по трудоустройству не проводил IPO.

На этом рынке подобные сайты в большинстве случаев просто продают, поэтому совершенно не исключено, что когда основателям Jooble надоест работа в проекте он станет частью сделки, которая принесет им несколько сотен миллионов долларов.

Чем бы ни закончилась история сервиса, на данный момент он уже вошел в историю как ресурс, который позволил уверенно заявить о том, что ИТ-компании из стран СНГ могут достигнуть успеха на мировом рынке.

#поиск_работы #поиск_сотрудников #jooble

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления