[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0443\u0441\u043f\u0435\u0445\u0430","rakuten","\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439_\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430","\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 8, "likes": 15, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "11138" }
Дмитрий Кошельник
6 681

История Rakuten

Как японская платформа для электронной коммерции намерена изменить систему онлайн-продаж

Поделиться

В избранное

В избранном

Азиатский рынок богат на конкурентов для более известных мировых аналогов. Здесь имеются свои версии YouTube, Facebook, Twitter. Не обошли своим вниманием жители этой части мира и Amazon. При этом одним из самых сильных конкурентов всемирного сервиса является японская компания Rakuten, которую возглавляет человек, нарушивший многие из негласных традиций собственной страны, чтобы добиться мирового успеха своей компании.

Обозреватель vc.ru изучил историю проекта и рассказал, как основателю удалось прийти к такому результату.

Основателем Rakuten является Хироси Микитани, который родился в 1963 году в японском городе Кобе. Его отец был почетным профессором экономики в местном университете и американском Йеле. В юности Хироси достиг серьезных успехов в теннисе и мечтал стать профессиональным спортсменом, но поддался требованиям отца, который, согласно японской традиции, хотел, чтобы сын продолжил его дело и поступил в университет Хитоцусаби.

Следует отметить, что это единственный раз, когда будущий предприниматель поступил так, как того требовали обычаи. После окончания вуза Микитани начал работать в банке родного города. Здесь ему серьёзно повезло, и благодаря своим способностям он получил возможность продолжить собственное обучение в Гарварде.

Хироси отправляется в США, чем действует наперекор отцу, которому не очень хотелось, чтобы сын учился в учебном заведении, являющимся соперником университета, где он работает. Здесь будущий предприниматель получает степень магистра делового администрирования.

Во время обучения Микитани был поражен культом предпринимательства, существующем в американском обществе, поэтому вскоре решил запустить свой стартап. Первую собственную компанию бизнесмен до сих пор вспоминает неохотно, называя её просто неплохим опытом, не принесшим ему прибыли. После неудачи Микитани возвращается на родину и продолжает работать в банке.

Всё изменил 1995 год, тогда в родном регионе Хироси произошло землетрясение, унесшее почти десять тысяч жизней. Пережив утрату близких и друзей, Микитани понял, что не хочет терять время зря, занимаясь тем, что ему не нравится. Поэтому вскоре он бросил свою работу в банке, чем нарушил японскую традицию, призывающую всю жизнь хранить верность одной компании, и начал собственный бизнес.

В 1997 году Хироси Микитани основывает компанию Rakuten. Название переводится с японского как «оптимизм». Стоит отметить, что компания стала первой японской площадкой для электронной коммерции. Микитани не скрывает тот факт, что изначально не был уверен в дальнейшем успехе сервиса, учитывая серьёзную конкуренцию на рынке его родины, где уже успели закрепится подобные сервисы из других стран.

Основатель вложил в своё детище около $250 тысяч, чего было вполне достаточно на первых этапах работы компании. Сначала на площадке присутствовало не более 13 онлайн-магазинов, которые в большинстве случаев принадлежали знакомым предпринимателя.

В своем желании создать реального конкурента существующим сервисам Микитани, отлично разбирающийся в американском рынке, решил по-иному строить модель работы, сделав её оптимальной для продавцов. В первую очередь это относилось к ценообразованию.

Изначально Rakuten взимала комиссию с продавцов в размере всего лишь $500, что гораздо меньше американских компаний, которые успели зайти на рынки Японии. В дальнейшем модель претерпела некоторые изменения, но осталась достаточно лояльной для своих партнеров.

Ещё одним важным подходом в первые годы работы сервиса стал подбор персонала. Первыми партнерами Микитани стали его друзья, которые так же, как и он, учились в США, и готовы были отказаться от традиционных японских подходов к ведению бизнеса. Компания и сейчас поддерживает этот курс, принимая в штат сотрудников, готовых работать в американской бизнес-модели.

Изначально главной сложностью для сервиса было привлечение новых продавцов. Тут и пригодился новаторский подход к бизнесу. Не имея большого числа агентов, основателям самим пришлось договариваться с каждым магазином, независимо от их размера.

Перед ними стояла дерзкая цель перенести имеющиеся в Токио магазины в онлайн. Для того, чтобы не выглядеть странно в деловых костюмах, основатели придавали себе несколько «растрепанный» вид. По мнению Микитани, это позволяло хозяевам магазинов принимать их за своих, и поэтому способствовало установлению доверительных отношений.

Такой подход дал результат, и в 1998 году на сайте было представлено уже более 320 магазинов. Ещё через год эта цифра выросла до 1200, уровень продаж составлял 5 млн сделок, а доход увеличился до $1 млн.

Во многом дальнейший успех Rakuten связан с абсолютной непохожестью бизнес-модели с Amazon. Японская компания не имеет собственных центров распределения и не ориентируется на крупные интернет-магазины, её подход гораздо более оригинален.

Японский сервис, по сути, является торговой площадкой, куда можно прийти с любым товаром. Rakuten работает с теми продавцами, которые сами не в состоянии платить за трафик и обустроить собственный интернет-магазин.

Основатель компании понял, что в погоне за большими сайтами слишком много конкуренции и очень мало пользы. Поэтому его компания помогает осуществлять онлайн-торговлю любому желающему, даже если продавец не готов полностью перенести свой бизнес в интернет и рассматривает его как дополнительный доход.

Фактически Rakuten сдает собственную платформу в аренду огромному количеству торговцев разных масштабов, предлагая удобные инструменты для работы и высокий трафик. Взамен взимая вполне лояльную комиссию, в которую входит плата за аренду и процент с каждой сделки, зависящий от стоимости товара.

Для того, чтобы сделать работу сервиса доступной для всех, японская компания предлагает собственные курсы для обучения управлению интернет-магазином. По словам Микитани, люди, прошедшие такое обучение, обычно увеличивают доход в три раза.

Кроме того, в компании имеется целый ряд специально нанятых консультантов, помогающих торговцам на первых этапах работы. В сферу их деятельности входит прогнозирование объёмов продаж, ценовая политика и даже помощь в определении идеального дизайна страницы для избранной категории товара.

Следует отметить, что подобные консультанты проходят достаточно жесткий отбор, так как руководство Rakuten понимает, что малейший непрофессионализм персонала сразу же будет заметен клиенту и отразится на объемах продаж.

Кроме того, сервис предлагает целую систему блогов, где можно рассказать о своем товаре или оставить отзыв о заказанных. Наличие такого элемента позволяет установить более доверительные отношения между продавцом и покупателем.

Ещё одной причиной успеха компании стала проработанная система логистики. Здесь неоценимую помощь платформе оказывает её партнер Tenso.сom, занимающийся доставками. Именно благодаря этому сервису клиент по собственному желанию может получить все заказанные из онлайн-магазинов Rakuten товары одной посылкой.

Благодаря столь оригинальному подходу компания вскоре стала крупнейшей платформой для продаж в Японии. Здесь можно приобрести все, что угодно — от кимоно до экзотических птиц. В 2000 году компания провела IPO, разместив свои акции на бирже JASDAQ. Итоги выхода были вполне позитивными и принесли компании $600 млн. В последующие годы акции компании были размещены ещё четыре раза, увеличив сумму до $2,7 млрд.

В 2005 году компания закрепила своё преимущество на японском рынке, увеличив свой доход до $1,1 млрд в год. В то время в компании уже работало более 3,7 тысяч людей. Оценив полученную прибыль и то, что проект вскоре реально сможет составить конкуренцию на мировом рынке другим игрокам, Микитани начал подготовку к экспансии.

Понимая реальный уровень соперников, глава Rakuten избрал иную модель интеграции. Главным способом внедрения платформы было выбрано поглощение сервисов, имеющихся на рынке, для того, чтобы не начинать работу в других странах с нуля.

Первой компанией, купленной японским холдингом, стала LinkShare. Это стало первым шагом для того, чтобы начать глобальную интеграцию в США. В последующие годы японская компания приобрела в каждой европейской стране сервисы, имеющие существенную долю рынка и, что самое главное, — качественные кадры.

Несмотря на удачную модель работы, не стоит переоценивать успех Rakuten в других странах. Например, экспансия компании в Китай была полностью провалена, что не удивительно, ведь здесь она столкнулась с серьёзными конкурентами.

Тем не менее Микитани не расстроился, объясняя поражение неготовностью местного рынка к его бизнес-модели. А в 2010 году смог провести удачную сделку с Baidu, обещая помочь китайскому сервису в борьбе за лидерство с Alibaba Group.

Но и это не сработало. Запущенный вместе с партнёром сайт Lekitian, который претендовал на мировое господство, провалился. При этом главной причиной неудачи стало осложнение политических отношений между Китаем и Японией. Как следствие, сервис был отключен правительством почти на полгода, а в 2012 году прекратил своё существование.

Нельзя назвать стиль экспансии японского гиганта чрезмерно агрессивным. Фактически, компания постепенно наращивала собственное присутствие на западных рынках. В 2009 году единственная страна, где проект являлся одним из лидеров на рынке, была Япония. Но и на родине они не могли догнать своего извечного конкурента. В том же году прибыль компании составила всего лишь $3,25 млрд, что гораздо меньше, чем у Amazon — $24 млрд.

Тем не менее, постепенно сервис набирал обороты в других странах, начав реально угрожать позициям Amazon в 2011 году. Во многом это произошло благодаря покупке таких игроков местных рынков, как американский Buy.com, французский Priceminister, немецкий Tradoria и британский Play.com. И это лишь малая доля сервисов, которые поглотила японская платформа.

Кроме того, в 2011 году Rakuten инвестировал $100 млн в русский сервис Ozon, оказывая стремительно растущему сервису не только финансовую помощь, но и передавая собственный опыт работы в сфере электронной коммерции. Японский гигант этой сделкой упрочил свою позицию на мировом рынке и начал более активную деятельность в России.

Здесь стоит отметить, что становление компании на иностранных рынках тесно связано с опытом, полученным Микитани во время учебы в США. Например, готовясь к интеграции на Западе, предприниматель отказался от японского языка внутри компании, постепенно переводя персонал на английский. Такие действия привели к негативным отзывам в местной прессе, где удивлялись нахальству чудаковатого (по мнению японцев) бизнесмена.

Отказ от родного языка вызван ещё и вполне практичными мотивами. Микитани считает, что японский язык, являющийся частью местной корпоративной культуры, негативно влияет на искренность сотрудников, принуждая их говорить то, что от них хотят услышать. Английский же язык должен настраивать сотрудников на предпринимательский подход США.

Ещё больший успех принес сервису 2012 год. Прибыль платформы увеличилась до $4,6 млрд, а общее количество продавцов на сайте почти достигло отметки в 38 тысяч. Общее число товаров составило 96 млн наименований. Кроме того, сервис успешно работал уже в 10 странах мира.

В 2012 году, желая усилить конкуренцию с Amazon, основатель Rakuten дал несколько интервью, в которых критиковал модель работы своего главного конкурента, называя собственный способ ведения бизнеса «более человечным».

Его компания продолжила избранный путь, скупая и поглощая интересные для электронной коммерции сервисы. К такого рода сделкам можно отнести приобретение производителя электронных книг Kobo для того, чтобы укрепить свои позиции в этой сфере. С этой же целью в 2015 году за $410 млн был поглощен сервис OneDrive, который позволил школьникам и библиотекам не только приобретать книги, но и брать их в аренду.

За 2013 год выручка компания выросла до $4,9 миллиардов, она по-прежнему не являлась главенствующей платформой для электронной коммерции в мире, но тем не менее успешно закрепилась в целом ряде стран мира и продолжила собственное восхождение к мировому доминированию.

При этом модель работы совершенно не изменилась, и компания по-прежнему усиливала собственные позиции не только интеграцией на другие рынки, но и покупкой сильных сервисов для электронной коммерции. В 2014 году новым приобретениями стали Slice и известный мессенджер Viber, за который было заплачено около $900 млн.

Эти покупки, по мнению The Next Web, позволят ввести на интересующих японского гиганта рынках оригинальные решения по цифровому контенту, которые в сумме с продвинутой системой для электронной коммерции существенно усилят позиции Rakuten.

На данный момент японская платформа для коммерции работает по всему земному шару. Её безусловным преимуществом является огромное разнообразие товаров и гибкая модель работы с торговцами.

Состояние Хироси Микитани оценивается в $8,6 млрд, и он является одним из богатейших людей Японии. Тем не менее предприниматель пока не достиг поставленной цели, а именно — превратить Rakuten в мирового лидера в сфере электронной коммерции.

По итогам 2014 года многие аналитики отметили, что до того набирающая обороты компания перешла к стремительному наступлению на западный рынок. Именно поэтому кроме Viber был приобретен рекламный сервис, специализирующийся на контекстной рекламе — DC Storm. Еще одной видной покупкой Rakuten стало приобретение за $1 млрд сервиса Ebates, который станет еще одним способом быстрейшей интеграции в США. Кроме того, в том же году выручка компании достигла отметки $5,56 млрд.

Важным решением руководства Rakuten является введение биткоина в качестве одной из валют, которые принимаются для оплаты товаров, что позволит компании не отставать от своего прямого конкурента.

На данный момент нельзя сказать, что японский гигант вскоре опередит Amazon, хотя шансы у него есть. Многое в дальнейшей борьбе будет зависеть от решений генерального директора и его готовности пойти на все ради мирового доминирования.

#китай #история_успеха #rakuten #китайский_рынок #история_бизнеса #КакЭтоБыло

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления