{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439","advertising"], "comments": 29, "likes": 13, "favorites": 8, "is_advertisement": true, "section_name": "default", "id": "11349", "is_wide": "1" }
4 613

Импортозамещение в действии: российские производители уходят из Китая на Родину

Владислав Механцев, главный конструктор и руководитель НПО «КБ Датакам», рассказал, почему производить видеорегистраторы оказывается выгоднее в России, чем в Азии.

Тема импортозамещения сегодня популярна, как никогда. Тем не менее перенести производство электроники в Россию пока решаются единицы — большинство отечественных компаний продолжает тесно сотрудничать с азиатскими производителями и сборочными площадками.

Среди «пионеров» возвращения — научно-производственное объединение «Конструкторское бюро Датакам», которое с 2011 года разрабатывает, а с середины 2015 года ещё и собирает в России свои премиальные автомобильные видеорегистраторы. Владислав Механцев, главный конструктор и руководитель НПО «КБ Датакам», поделился своей историей возвращения.

Темой видеорегистраторов мы занимаемся уже больше шести лет. Сегодня наша бизнес-модель — это самостоятельная разработка дорогих топовых устройств с большим набором уникальных для рынка инженерных ноу-хау. Команда конструкторского бюро без остановки генерирует и воплощает всё новые и новые идеи по улучшению наших моделей.

Над последним устройством марки, регистратором Datakam G5, работа ведётся на протяжении вот уже трёх лет. Большинство уникальных фишек G5 мы придумывали сами, просто представив, чего не хватает в современных регистраторах. Идея поддержки сразу двух карт памяти с возможностью записи видео на каждую из них, казалось бы, лежит на поверхности — но до нас никто не догадался её реализовать.

Очень помогла обратная связь: несколько функций нам подсказали рядовые пользователи. Например, шифрование записей паролем — чтобы ревнивая жена или хитрые конкуренты не могли узнать, куда пользователь ездит и о чём разговаривает по телефону за рулем.

Мы сами от и до спроектировали G5, сами написали весь софт. Даже программу-плеер создали наши программисты: аналогов, которые бы не гробили качество при обрезке видео, автоматически обновляли ПО регистратора и работали с максимальным количеством устройств (не только наших, но и других марок) просто нет. Учитывая, что наши регистраторы — устройства премиум-сегмента, мы добавили поддержку Mac. До этого никто из разработчиков софта для работы с видеорегистраторами об удобстве пользователей продукции Apple даже не задумывался: все ориентировались на пользователей Windows.

Всего в нашей последней модели Datakam G5 реализовано 22 уникальных русских инженерных ноу-хау — наших собственных изобретений, которые китайцы не смогут скопировать при всём желании. Уж очень дорого это, слишком сложно и долго. Попробуйте найти на AliExpress регистратор с битрейтом 20 Мбит/сек, «шпионским микрофоном» с чувствительностью 40 децибел (различим даже шёпот рядом с машиной!) или «мгновенным» креплением на неодимовых магнитах — и убедитесь сами, что аналогов нашим продуктам в Китае просто нет. История разработки некоторых уникальных элементов — например, съёмного блендафильтра, который убирает из кадра блики и засветы от лобового стекла, — публикуется на сайте.

Мы считаем, что на современном стагнирующем рынке портативной электроники есть только два пути движения вперёд: бешеный ценовой демпинг (что, по сути, равно продаже самого страшного копеечного барахла) и предложение рынку чего-то действительно уникального, неповторимого, с особенными фишками. В общем, нужно производить и продавать то, чего нет у других. И, собственно, этим обосновывать более высокий ценник, который позволяет нормально зарабатывать и развивать бизнес даже при относительно небольших объёмах производства.

Изначально мы пошли по первому пути (ценовой демпинг), но быстро поняли, что он тупиковый. До 2011 года работа велась по стандартной для российского бизнеса схеме: перепродавали под своим брендом видеорегистраторы, которые производила тайваньская фабрика Transfluent (она же, к слову, выпускает регистраторы DOD). Когда Transfluent перенёс производство и разработку на материковый Китай, качество продукции резко упало (хотя и ценник снизился значительно). Но мы уже поняли, что это начало пути в никуда, и нашли других партнёров. Параллельно стали сами вникать в процесс разработки, предлагать китайским партнёрам какие-то собственные идеи и решения по улучшению продукта. И вот уже четыре года реализуем вторую из вышеупомянутых моделей бизнеса — делаем уникальное и своё, хотя и недешёвое и пока относительно небольшими объёмами.

В конце концов, мы поняли: чтобы выделяться из общей массы накрывавшего полки магазинов дешёвого однотипного китайского ширпотреба, нужен действительно уникальный продукт.

Была сформирована собственная команда инженеров и других специалистов, так что «Датакам» из чисто коммерческой (читай торговой) компании превратился в научно-конструкторское бюро со своими «мозгами», со своей экспертизой разработки. Но ещё какое-то время мы по инерции продолжали работать по контрактной схеме: то есть регистраторы разрабатывали наши русские инженеры в Москве и на Тайване, а производство отдавали на сторону — по контракту на китайские фабрики.

Опыт был, скажу прямо, негативный. Причём речь не о таких банальностях, как задержка сроков поставок, брак или низкое качество сборки, — это рабочие мелочи, с которыми сталкиваются все, кто имеет дело со сборкой электроники в Китае. Дело в принципах ведения бизнеса и отношении. Есть мнение, что для китайских предпринимателей обманывать европейских партнёров — святая традиция. У них нет мотивации создавать что-то действительно классное и на этом зарабатывать — гораздо интереснее обмануть, подсунуть что-то дешёвое под видом дорогого или вообще присвоить себе чужую оригинальную разработку, тупо скопировав и продав на сторону твоему конкуренту.

Уже четвёртый год в России под брендом нашего бывшего ОЕМ-партнера и нынешнего конкурента продается регистратор, который придумал лично я.

Когда один из китайских товарищей в очередной раз банально украл наш проект, мы решили считать тему контрактного производства в Азии окончательно закрытой и производить устройства только самостоятельно. Начали с поиска подходящей площадки для сборочного цеха. Облетели чуть ли не всю планету: Малайзия, Филиппины, Китай, Тайвань, Корея, Япония, США, страны Европы — все государства, где есть возможность наладить нормальное производство электроники и получать стабильно высокое качество продукции.

Изначально сборочное производство разместили на Тайване. Организовали собственный цех, в котором трудились нанятые нами тайваньские рабочие под жёстким контролем наших, русских инженеров-технологов. Собирать на Тайване было выгодно: нет пошлин на ввоз комплектующих, все производители компонентов — под боком.

Часть инженеров работала в московском офисе, часть — рядом с производством, на территории Тайваня, чтобы непрерывно контролировать процесс сборки, а также качество комплектующих, поставляемых партнёрами.

После прошлогоднего резкого скачка курса доллара стало ясно, что сборочное производство в России становится не только более «патриотичным», но и банально более выгодным. И дело не в налоговой нагрузке: сумма пошлин и налогов не стала намного меньше, чем было во время нашей сборки на Тайване. Нашёлся другой резерв для экономии.

На деньги, которые приходилось бы платить 50 работникам на Тайване, в России сегодня можно нанять 100 человек. И вместо 5 000 регистраторов в месяц собирать 10 000.

Математика простая: расходы на аренду площадей в Москве те же, что и на Тайване, но зарплата сборщика на Тайване вдвое выше. Да-да, «дешёвая рабочая сила в Азии» — уже давно миф. Дальше. Работающим за границей русским специалистам (инженерам, дизайнерам) приходится платить больше: в противном случае запросто могут переманить конкуренты. А ведь талантливые, знающие и любящие свое дело специалисты — наше главное богатство.

Зарплата сборщиков, инженеров и дизайнеров составляет 30% от себестоимости каждого регистратора. Перемещение сборочного цеха в Россию сократило эту сумму вдвое, то есть, грубо говоря, 15% себестоимости мы стали экономить. И это очень кстати, потому что комплектующие заметно подорожали, а на компонентах мы принципиально никогда не экономим: качество может упасть.

Проблем с поиском сборщиков в России не было.

На 10 рабочих мест на нашей сборочной линии с окладом 35-40 тысяч рублей было 200 соискателей. Двести! И это в Москве.

При наборе сотрудников мы не смотрели на образование, гораздо важнее — умение работать головой и руками. На одном из этапов отбора мы просто давали человеку отвёртку и видеорегистратор: «Собери и разбери!». Многие отсеялись почти сразу.

Некоторые кадры даже не знали, как правильно держать в руках отвертку. Зато в итоге получилось набрать таких людей, которых на Тайване не найти, что называется, днём с огнём. Замотивированные, инициативные: от них регулярно поступают предложения и идеи, как сделать продукт и процесс производства ещё лучше. Ну и, конечно, найти общий язык с соотечественниками гораздо проще. Что, в свою очередь, положительно сказывается на затратах времени.

Главные сложности, с которыми сталкиваешься при переносе сборки на территорию России, — пошлины на ввоз компонентов и задержки поставок.

Даже недельный простой из-за того, что на выезде из Тайваня или на въезде в Россию застревает партия комплектующих, обходится очень дорого. Грубо говоря, две недели ничего не производить значит потерять сумму, равную стоимости полугодовой аренды московского офиса.

Зато мы получили возможность гибко удовлетворять спрос, потому что стали ближе к клиенту. В текущей линейке наших регистраторов — Datakam G5 — есть восемь моделей, имеющих примерно одну и ту же базу, но отличающихся комплектацией и некоторыми отдельными элементами. Например, оптикой. У моделей City широкоугольные объективы на несколько полос движения (такой вариант лучше использовать в городе), у моделей Real — «дальнобойные», для чтения номеров авто с 20 метров, но с более узким углом обзора (такой вариант лучше использовать для скоростного движения по трассе).

Мы завозим универсальные детали и собираем разные модификации с учётом актуального спроса: столько-то City и столько-то Real, столько — в максимальной комплектации, столько — в базовой. Когда у какого-то оптовика есть запрос на партию конкретных моделей в конкретной комплектации, мы можем собрать всё за один-два дня и быстро отгрузить нужный объём регистраторов. При этом на складе ничего не лежит, следовательно, мы не «замораживаем» деньги и не используем лишние складские площади.

Мы почти не работаем с розничными сетями: нет никакого желания бесплатно кредитовать крупную розницу, отдавая им устройства и только через три-четыре месяца получать за них деньги. Гигантские вечно растущие отсрочки платежей крупных федеральных сетей стали настоящим бичом нашей отрасли.

Опять-таки именно вечно растущие аппетиты низкоэффективных розничных сетей стимулируют рост спроса на самый копеечный шлаковый ширпотреб — а производить и продавать через сети реально качественные решения становится просто невыгодно. Но мы построили свою собственную дилерскую сеть, а уникальные фишки нашего продукта позволили относительно небольшими средствами создать известность на рынке, включить то самое сарафанное радио. Поэтому наши потребители идут напрямую в магазины и в интернет не просто за каким-то регистратором, а конкретно за наши продуктом, за регистратором Datakam. Потребитель осознанно делает выбор в пользу наших устройств и таки находит места, где наши регистраторы представлены в продаже.

Как следствие, наша зависимость от конкретного канала продаж значительно снизилась. Мы можем себе позволить обходиться без крупных поставок в федеральные сети: Datakam и так, через интернет, будут покупать.

Сейчас всё, что успеваем производить, продаётся мгновенно и в ноль. Так что мы значительно экономим на складах и товарных остатках. И хотя курс доллара за полтора года вырос вдвое (и стоимость импортных комплектующих, соответственно), цены на регистраторы Datakam за это время поднялись всего на 40%. Вот, очень хороший пример, как у нас получается повышать эффективность производства без ухудшения качества продукции.

Уже второй год подряд спрос на регистраторы Datakam превышает предложение. Поэтому мы планируем и дальше активно расширять производство. В планах также увеличивать степень локализации сборки, производить больше компонентов здесь, в России. Например, в нашей стране уже можно печатать некоторые платы, для этого есть все условия. Отливка пластиковых деталей корпусов также очень скоро будет осуществляться здесь, мы уже ведём переговоры с несколькими русскими заводами.

Но надо быть реалистом: производить все комплектующие для бытовой электроники в России сейчас невозможно чисто физически.

Никто не делает здесь элементы питания, никто не печатает платы для регистраторов, никто не производит GPS/ГЛОНАСС-антенны — по крайней мере такого качества и в таких объёмах, чтобы был смысл заказывать тут, а не делать по заказу в Азии.

Многие наблюдатели и «диванные аналитики» критикуют: какие же ваши регистраторы русские, если их производят из тайваньских, китайских, американских деталей?

Но ведь для того же iPhone ни один компонент, кроме процессора, не создают американцы — и что же, это не американский смартфон? Думаю, ни у одного здравомыслящего человека язык не повернётся назвать iPhone китайской разработкой, хотя на коробках и написано про китайскую сборку.

Когда вы варите борщ, вы кладете туда азербайджанские томаты, белорусский картофель и китайский чеснок. Но варите-то в России, по русскому рецепту — и кормить будете русских людей. Так что получается самый настоящий русский борщ.

Мое мнение таково: русский регистратор — тот, который придумывают и разрабатывают русские инженеры с учётом запросов именно русского потребителя. Тот, в основе которого русские идеи и русские ноу-хау. Тот, налоги с продажи которого платятся в российскую казну. За создание которого получают зарплату граждане России. Так что наш продукт отечественный, пусть многие компоненты для сборки пока и «трофейные». Количество местных «ингредиентов» мы обязательно будем увеличивать — это только вопрос времени.

#партнерский

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]