[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["ipo","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0443\u0441\u043f\u0435\u0445\u0430","\u0432\u044b\u0445\u043e\u0434_\u043d\u0430_ipo","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438","etsy","\u0445\u0435\u043d\u0434\u043c\u0435\u0439\u0434","\u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d_\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438","\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 28, "likes": 18, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "11450" }
Дмитрий Кошельник
9 513

История Etsy: как американская инди-платформа для продажи хендмейд-товаров доросла до IPO

Обозреватель vc.ru изучил историю развития американского проекта Etsy — платформы для онлайн-продаж товаров, сделанных собственными руками, которая набрала 20 миллионов активных покупателей и вышла на IPO.

Онлайн-продажи становятся важной статьёй доходов для миллионов людей. Чтобы упростить задачу всем желающим работать в этой сфере, создано достаточное количество платформ для электронной коммерции. Такие площадки значительно облегчают работу продавцов, предоставляя им качественный интерфейс, огромный поток покупателей, а также консультацию и сопровождение на первых порах существования онлайн-бизнеса

Несмотря на такой подход, существующие платформы не охватили все ниши на рынке. В первую очередь смогли обзавестись собственным онлайн-магазином те, кто продавал популярные товары, тогда как некоторые виды продукции по-прежнему оставались в тени. К последней категории долгое время относились товары, созданные собственными руками.

Всё изменилось с появлением Etsy. Это платформа для электронной коммерции, созданная специально для того, чтобы помогать творческим людям продавать собственную продукцию. Большинство торговцев, присутствующих на Etsy, — хендмейдеры, которые отчаялись найти способ сбывать собственные изделия на других ресурсах, а здесь получили в своё распоряжение удобный инструмент для начала бизнеса.

На данный момент на платформе представлено более 800 тысяч интернет-магазинов, а также 15 миллионов видов продукции. Площадка настолько популярна, что в сети можно найти огромное количество историй о том, как люди, потерявшие работу, но умеющие отлично создавать что-либо своими руками, обретали смысл жизни и стабильный заработок благодаря Etsy.

Тем не менее, прежде чем проект достиг успеха, ему пришлось пройти довольно долгий путь, на котором случались как победы, так и поражения.

Идея проекта принадлежит фотографу и художнику Робу Калину, который в 2005 году задумался о том, что на рынке не существует удобного сайта для продажи вещей, сделанных собственными руками. По словам самого Калина, мысль о создании Etsy пришла ему в голову, когда он жил в лесном домике с тремя котами и ждал приезда друзей. В то время Роб работал в собственной небольшой фирме под названием IoSpace. Партнёрами предпринимателя были два его товарища Крис Магуайр и Хаим Скоппик — именно с ними он и поспешил поделиться новой идеей.

Роб Калин

Оригинальность замысла, а также наличие свободной ниши привели к тому, что друзья принялись за реализацию проекта. Ни один из них не был экспертом в ИТ-сфере, но все увлекались творчеством и прежде не представляли, как на этом заработать.

Через три месяца уже был готов прототип платформы, получившей имя Etsy. По словам Калина, сайт получил такое название потому, что оно отлично звучит и вокруг такого оригинального слова удобно строить бренд. «Etsy» происходит от итальянского «еh, si»: Роберт, будучи любителем итальянских фильмов, обратил внимание на этот речевой оборот и, немного исказив его, получил необходимое ничего не значащее слово.

Изначально сайт был задуман как независимая инди-платформа, созданная творческими людьми для других творцов, — но в процессе развития Etsy начала постепенно терять эту свою черту. Первые два года проект развивался довольно медленно, кроме того, команде пришлось приложить массу усилий, чтобы сделать платформу максимально удобной для пользователей.

Также была разработана модель монетизации проекта. Etsy взимает плату в $0,20 с каждого наименования продукта. Срок размещения на сайте товара — четыре месяца, после чего нужно снова заплатить. Каждый торговец вносит ещё и комиссию, составляющую 3,5% с каждой продажи.

При этом деньги не снимаются при каждой транзакции, а суммируются в течение месяца, после чего мерчанту приходит счёт. Также за определённую плату компания предлагает любому из своих торговцев рекламу и продвижение. Стоимость подобной услуги зависит от того, насколько масштабно собирается продвигать свой товар клиент.

Стоит отметить, что хендмейд-товары — это не единственный тип продуктов, имеющихся на сайте, другим важным витком развития проекта стала возможность торговли винтажными вещами. Правда, чтобы продаваемый товар считался винтажным, ему должно быть более 20 лет.

Постепенно сервис начал существенно увеличивать аудиторию. В июле 2007 года на Etsy была совершена миллионная продажа. А уже в ноябре того же года на сайте было сделано более 300 тысяч покупок на сумму свыше $4,3 миллионов. Высокий темп роста аудитории сервиса вскоре привлёк внимание венчурных фондов. В январе 2008 года Etsy получил инвестиции в размере $27 миллионов от Accel Partners, Union Square Ventures и Hubert Burda Media.

В 2008 году также сменилось руководство компании. Роб Калин покинул пост генерального директора, эстафету приняла Мария Томас, которая раньше занимала должность директора по работе с персоналом. Приблизительно в это же время компанию оставили Крис Магуайр и Хаим Скоппик. С этого момента независимый проект начинает постепенно превращаться в более стандартную платформу для электронной коммерции, которая, тем не менее, окончательно не потеряла свою индивидуальность.

Кроме того, в 2008 году в Etsy на должность технологического директора пришёл Чад Дикерсон, который занимал этот же пост в Yahoo!.

Ещё одной вехой развития проекта в 2008 году стала спровоцированная СМИ история о том, что молодая компания вскоре сможет конкурировать с крупнейшим игроком на рынке — eBay. Начало этому положила забастовка целого ряда торговцев гиганта онлайн-продаж, часть которых начала работать в Etsy. Тем не менее до повального перехода продавцов на проект Роба Калина дело не дошло. Оказалось, что на Etsy также достаточно много торговцев, которые недовольны бизнес-моделью платформы, но не уходят из-за неимения на рынке подходящих альтернатив. Главными причинами их жалоб стали нестабильная работа сервиса и неудобный поиск.

В итоге Роб Калин поспешил объяснить собственные позиции прессе, сообщив в первую очередь, что ни в коем случае не хочет жесткой конкуренции с eBay, ведь это, скорее всего, приведёт к гибели его проекта. По его словам, у Etsy есть своя ниша, в которой компания прекрасно себя чувствует и продолжает успешно развиваться. Таким образом, потенциальный конфликт с eBay был улажен.

В 2009 году произошло несколько важных событий, повлиявших на дальнейшее успешное развитие компании. Первым стало приобретение Adtuitive, оригинального проекта, занимающегося изобретением рекламных технологий. По заверениям Марии Томас, покупка была произведена главным образом из-за того, что в этой компании был отлично подобран персонал, состоящий из первоклассных программистов, которые стали частью команды Etsy.

Здесь стоит рассказать о подходе проекта к рекламе. Фактически Etsy не использует платные каналы для продвижения собственного бренда и вместо этого продвигает компанию органически. По словам Марии Томас, Etsy успешно увеличивает собственную аудиторию благодаря тому, что сам превращается в ценность, вместо того чтобы тратить десятки миллионов на рекламные кампании, при этом оставаясь пустышкой.

Ещё одним методом продвижения стало развитие аккаунтов в социальных сетях. На данный момент компания успела завести страницы в Facebook, Twitter и Pinterest и набрать на каждой из них по нескольку миллионов подписчиков. Кроме того, у сервиса есть YouTube-канал.

Важной частью привлечения торговцев и покупателей стало наличие на платформе медийной составляющей. У каждого автора работ есть возможность создать своего рода блог, где он объясняет мотивы своего творчества, рассказывает, какие использует компоненты и сколько времени занимает создание той или иной вещи.

В мае 2009 года месячный объём продаж достиг отметки в $13 миллионов, при этом аудитория продолжала расти. Во многом такой прогресс связан с тем, что пользователи сайта организовали так называемый Etsyday, во время которого массово продвигали компанию в Twitter.

В этом же году Роб Калин вернулся на должность генерального директора. Официальное заявление компании по этому поводу гласило, что Etsy сейчас необходимо его видение дальнейшего развития проекта.

В это время компания столкнулась с новой проблемой, связанной с появлением на сайте целого ряда торговцев, которые в категории «ручная работа» продавали чужие творения как свои, что было запрещено правилами проекта. На Etsy не разрешалась перепродажа товаров, а продавцов, уличённых в этом, блокировали. Под санкции попадали даже те, кто использовал наёмных работников.

Такой подход был связан не только с индивидуальными особенностями проекта как платформы для творцов, но и желанием дать новым торговцам шанс укрепиться на сайте, а также создать достаточно конкурентную среду. Такая модель работы вызывала недовольство аудитории сервиса и мешала дальнейшему развитию платформы.

Несмотря на это, динамика роста проекта сохранилась. В 2010 году оборот товара на Etsy достиг отметки в $314 миллионов. Через год это число превысило полмиллиарда долларов ($538 миллионов). В августе 2010 года прошёл еще один раунд инвестиций в проект, в ходе которого компания смогла привлечь $20 миллионов. Доход сервиса за этот год составил около $40 миллионов.

Тем не менее, впереди были серьёзные потрясения. В 2011 году из компании был уволен основатель и генеральный директор Роб Калин. В официальной формулировке это объяснялось тем, что Etsy требуется директор, который сможет быть эффективным менеджером, обеспечивающим дальнейшее развитие платформы. При этом в прессе всюду подчеркивалось, что Роб Калин остаётся чрезвычайно важной фигурой для компании и сервис по-прежнему остаётся его детищем. Место генерального директора занял Чад Дикерсон.

Пока точно неизвестны настоящие причины отставки Калина, но стоит отметить, что всё далеко не так радужно, как хотели показать стоящие за этим решением люди. К моменту выхода на IPO у Роба осталось меньше 1% акций, при том, что в 2010 году он был обладателем пакета в 16%. К тому же он на некоторое время пропал из списка основателей на сайте проекта, хотя после того, как на это обратили внимание пользователи, всё вернулось на круги своя.

Главным нововведением 2011 года стало создание специальной системы для поиска торговцев и покупателей с возможностью добавления их в категорию «Избранное». С появлением этой социальной составляющей процесс купли-продажи на сайте значительно упростился.

Офис Etsy

Под руководством Чада Дикерсона компания в 2012 году прошла через ещё один раунд инвестиций, в котором привлекла около $40 миллионов, что значительно усилило её позиции. Постепенно в СМИ стала появляться информация о дальнейшей интеграции компании в другие страны. Но сервис так и не перешёл к глобальной экспансии. Сейчас он стабильно работает на рынках США, Канады, Франции, Австралии, Германии, Индии и Великобритании. Интеграции на другие рынки мешает наличие во многих государствах похожих проектов, хотя среди сайтов этого типа Etsy — cильный игрок. Большая часть аудитории сервиса в 2012 году находилась в США.

На данный момент проект постепенно получил определённую популярность в странах СНГ. Для большего удобства местных пользователей была создана русская версия сайта. Но не стоит переоценивать возможности интеграции проекта в другие страны. Например, Etsy не имеет практически никаких шансов на азиатском рынке, где доминируют китайские плафтормы-гиганты.

В 2012 году продолжился стремительный рост аудитории сервиса. Например, только за январь на сайте зарегистрировалось более 600 тысяч человек, увеличив объём продукции на 2,8 миллиона единиц. Уровень продаж в этом году вырос на 70,3%. Сумма всех транзакций за год достигла $895 миллионов, при этом на сайте было зафиксировано более 80% новых клиентов. За 2012 год аудитория сервиса увеличилась на 10 миллионов человек.

Одним из катализаторов такого успеха стала мобильная платформа Etsy, в которой был зафиксирован рост аудитории в 244%.

Ещё более успешным для сайта стал 2013 год. Общая стоимость проданных товаров достигла $1 миллиарда. Кроме того, было частично отменено правило сайта, запрещающее использовать наёмных работников торговцам, размещающимся в категории «ручная работа». Тем не менее перепродажа по-прежнему запрещена, и продавцы, уличённые в ней, блокируются администрацией.

В этом же году стартовала обучающая программа, созданная по инициативе мэра города Рокфорд в штате Иллинойс: школьники должны были получить определённые навыки предпринимательства, используя Etsy как своего рода лабораторию. Программа стала интернациональной и проводится в городах как США, так и Европы.

Проект продолжил расти и в 2014 году. Годовой доход достиг суммы в $195,6 миллионов. В общей сложности на сайте было зарегистрировано более 54 миллионов пользователей, среди которых 1,4 миллиона торговцев и более 19 миллионов активных покупателей. На сайте представлено более 29 миллионов наименований товаров. Общий оборот за год составил $1,93 миллиарда, 36% из них было получено при помощи мобильных приложений.

По мнению Чада Дикерсона, столь высокая скорость развития проекта связана с тем, что большинство продавцов самостоятельно продвигают свои творения, используя социальные сети и привлекая помощь друзей.

В 2015 году компания доросла до IPO, в ходе которого привлекла $267 миллионов при капитализации в $3 миллиарда, что стало рекордом для нью-йоркского технологического стартапа. Кроме того, продолжилось дальнейшее развитие проекта. За первую четверть 2015 года количество торговцев увеличилось до 1,4 миллиона, причём на сайте уже 20,8 миллиона активных покупателей. Оборот за этот период составляет $538 миллионов, а сумма дохода достигла $58 миллионов. По предварительным подсчётам аналитиков, в этом году сервис побьёт собственные рекорды прибыли.

По мнению экспертов, платформа является едва ли не лучшей среди аналогов — естественно, после Amazon и eBay. Преимуществами проекта являются узкая ниша, оригинальный подход к рекламе и удобная платформа. На данный момент на сайте можно приобрести огромное количество предметов ручной работы.

Хотя Etsy и приносит прибыль, её уровень ещё очень далек от дохода лидеров онлайн-продаж. Главная причина в том, что проект остаётся нишевым и фактически не рассчитывает на глобальное покорение рынка.

При этом Etsy постепенно теряет черты инди-проекта и становится типичным представителем сферы электронной коммерции. По словам Роба Калина, в проекте становится всё больше продаж и всё меньше творчества.

На данный момент компания надёжно закрепилась в США и постепенно переходит к более настойчивой мировой интеграции. Перспективы остаются туманными, ведь зайти на рынки других стран проекту такого типа довольно сложно.

В любом случае Etsy остаётся оригинальным сервисом, который внес особый вклад в развитие онлайн-продаж, позволив множеству людей начать бизнес с помощью своих навыков и творческого подхода.

#IPO #история_успеха #выход_на_IPO #история_компании #etsy #хендмейд #онлайн_продажи #КакЭтоБыло

Статьи по теме
Почему Etsy и другие убыточные стартапы успешно выходят на IPO — мнение аналитика Freedom Finance
Американский стартап по продаже хендмейд-товаров Etsy привлек $267 млн на IPO
Кэп Уоткинс, Etsy: Чем является и чем не является менеджмент
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления