{ "author_name": "Саша Мураховский", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","facebook","google","valve","\u043e\u0442\u0447\u0435\u0442\u044b","\u0445\u0432\u0430\u0442\u0438\u0442_\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u0442\u044c","\u043d\u0430\u0434\u043e_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c"], "comments": 49, "likes": 76, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "11509", "is_wide": "1" }
Саша Мураховский
67 885

Почему крупные компании избавляются от отчетов

Как заставить новое поколение сотрудников работать эффективно

Поделиться

В избранное

В избранном

Приспосабливаясь к особенностям молодого поколения, многие крупные компании меняют свою организационную структуру. Сотрудники становятся более независимыми, роль менеджеров уменьшается, а отчеты о каждом действии уходят в прошлое.

Обозреватель vc.ru рассказывает о том, почему у компаний не остаётся выбора, кроме как перестать контролировать сотрудников.

Типичные работники 21 века

Поколение миллениалов — людей, родившихся в конце 80-х и начале 90-х годах — не любит, когда ему указывают, что нужно делать. К такому выводу пришли профессора Калифорнийского университета Карен Майерс и Карниаб Шадахиани. В своём исследовании они описали и постарались подтвердить ключевые качества этого поколения: нежелание подчиняться и соблюдать субординацию, зацикленность на себе и неуважительность.

Есть и положительные качества — умение работать в команде, желание сделать мир лучше и открытость по отношению к руководителям.

Определив положительные и отрицательные качества этого поколения, исследователи предлагают относиться к нему не так, как к остальным. Миллениалы привыкли получать излишнее количество внимания отовсюду — от родителей, сверстников, медиа. Профессора Майерс и Шадахиани советуют учитывать это. Ключом к сердцу миллениалов исследователи считают отсутствие субординации. Если молодым сотрудникам не нравится подчиняться и отчитываться, зачем их заставлять?

Согласно исследованию консалтинговой компании Payscale, средний возраст сотрудников Facebook — 28 лет. В Google — 30, в Apple — 31 год. Большая часть армии сотрудников — миллениалы, а значит, к ним тоже нужен особенный подход. Многие крупные компании это поняли и модернизировали свою структуру.

Google

В 2011 году Google запустила Project Oxygen. Суть проекта заключалась в том, чтобы изучить поведение управленцев и оптимизировать его. В результате компания получила более 10 000 наблюдений, а количество заметок превысило 400 страниц. Команда, разрабатывавшая проект, вывела 8 качеств хорошего менеджера. Они расположены в порядке убывания их важности:

  1. Быть хорошим наставником.
  2. Вдохновлять, но не приказывать.
  3. Быть заинтересованным в достижениях подчиненных и их самочувствии.
  4. Ориентироваться на конечный результат.
  5. Быть хорошим собеседником и слушать команду.
  6. Помогать сотрудникам с продвижением по карьерной лестнице.
  7. Иметь четкое видение и стратегию для всей команды.
  8. Иметь технические умения, чтобы давать команде советы.

Следуя концепции Project Oxygen, хороший менеджер — это тот, кто всегда нацелен не на личный успех, а на успех команды. Лучшие управленцы компании инвестировали значительную часть своего времени для того, чтобы выстроить связь со своими подчиненными.

По словам директора по найму персонала Лазло Бока, цель менеджеров в Google — не управлять, а помогать:

Управленцы в Google, особенно в инженерном отделе, должны разбираться в специальности не хуже инженеров. Мы даём сотрудникам возможность заниматься тем, что они умеют и обращаться к менеджерам лишь в том случае, если им нужна помощь.


В Google предположили, что есть причины, по которым сотрудники не чувствуют себя частью компании. Анонимный опрос и исследование позволили их выделить: отсутствие веры в полезность своей работы, неуважение со стороны коллег, плохое начальство.

Третья причина оказалась наиболее значимой. Личная неприязнь к начальству сводила продуктивность сотрудника к минимуму. В компании посчитали, что неуважение к боссу — это вина последнего, и приняли решение сменить парадигму руководства с управленческой на менторскую. В рамках Project Oxygen Google также избавилась от существенной части отчетности.

Как и все изменения в Google, Project Oxygen не был приказом сверху. Топ-менеджмент показал управленцам исследование и его результаты, а затем предложил им самим решить, как это применить в работе.

Такой подход — фишка компании. Она делает исследования, видит, как увеличить эффективность сотрудников, но оставляет выбор за ними. В 2012 году Google провела исследование, касающееся поведения сотрудников в кафетерии. Оказалось, что посетители съедают всю еду на тарелке, даже если до этого они были сыты.

Теперь перед столами с едой стоят не только большие, но и маленькие тарелки. Сначала они пользовались популярностью лишь у трети сотрудников. Затем компания сообщила о результатах исследования и предположила, что выбор маленькой тарелки позволит работникам потерять до 6 кг в год. Спустя время маленькие порции стали использовать более половины сотрудников.

Facebook

В Facebook ситуация обстоит похожим образом. Новую структуру в компании, которая подходит молодому поколению, вводит известный консультант и бизнес-тренер Маркус Бакингем. В Facebook его пригласила операционный директор Шерил Сэндберг в 2008 году.

Основу философии Бакингема составляет разработанный им тест StrengthsFinder 2.0. В рамках теста нужно ответить на ряд вопросов, чтобы узнать 5 своих сильных сторон. Всего их в тесте — 34. На основании результатов теста менеджеры узнают, что у них получается лучше. Это, в свою очередь, помогает им понять, на чём стоит сосредоточить свои усилия.

Придя в Facebook, Бакингем предложил пройти тест и Марку Цукербергу. Концепция прижилась, и теперь Маркус таким же образом тренирует всех управленцев в компании.

Пройти тест StrenghsFinder 2.0 можно онлайн. Для этого нужно приобрести код за $24,95. Купив код, пользователь получает доступ к закрытым секциям сайта. Там он может не только пройти тест, но и получить 50 идей, помогающих развить свои сильные стороны, прочитать о концепции и скачать заставку с цитатами для Windows или OS X.

Такая корпоративная структура, которая напоминает холакратию, позволяет любому сотруднику критиковать своего менеджера. По словам бывшего операционного вице-президента Facebook Дона Фола, слово «менеджер» не значит в компании ровным счётом ничего. Его предыдущим местом работы была Google и даже она «более структурирована».

Перейдя на работу в Facebook, я запланировал раннее совещание на 8 утра. Все сотрудники взбунтовались и затею пришлось отменить.

Дон Фол

Бывшая сотрудница Facebook Карэл Балоун считает, что такой подход ведёт к «выгоранию». Сотрудников не контролируют, не ждут почти никакой отчетности, но ждут выдающихся результатов. В результате приходится работать на пределе. «После 7-10 лет ты сгорел и тебя заменили», — говорит Балоун.

Valve

Но, пожалуй, наиболее кардинально к отчетности и управлению подошли в компании Valve. Всё довольно просто — в компании вообще нет менеджеров. За это нужно сказать спасибо Microsoft, в которой основатель Valve Гейб Ньюэлл проработал 13 лет.

Занимаясь продюсированием продукции Microsoft, Ньюэлл часто общался с корпоративными клиентами компании. По его словам, спустя время он начал замечать характерные отличия в их организационной структуре. У всех них были преимущества и недостатки, но главное — каждая структура подходила под определённые обстоятельства.

Основав Valve в 1996, Ньюэлл и его партнёры задумались над тем, какую организационную структуру стоит ввести. Сотрудники компании должны были быть креативными, а этот процесс нельзя контролировать.

Мы знали, что наша задача — создавать вещи, которых еще не существовало, поэтому работали лишь с лучшими людьми, которые сами знают, что им нужно делать.


В компании работает более 300 сотрудников и нет ни одного менеджера. В теории даже Ньюэлл никем не управляет, что, впрочем, не совсем так. Основатель Valve владеет половиной всего уставного капитала компании и имеет ключевое слово при принятии важных решений.

Настольная книга всех новых сотрудников Valve. В ней описываются ключевые принципы работы компании.

Ньюэлл считает, что не каждая компания может эффективно работать без контроля, отчетности и управленцев — для этого нужны подходящие люди. В качестве примера он приводит арт-директора компании Джереми Бенетта. До Valve Бенетт работал в киноиндустрии. Его наиболее серьёзными работами стали фильмы «Кинг Конг» (концепт-дизайнер) и трилогия «Властелин Колец» (арт-директор визуальных эффектов).

По мнению основателя Valve, если бы Бенетт отчитывался перед руководством, проводил совещания и обсуждал свою работу с PR-отделом, это стало бы неэффективным использованием его умений.

В интервью Bloomberg Business Ньюэлл вспоминает и отрицательные стороны системы самоуправления. Создавая Half-Life 2, инженеры приняли ряд очень плохих решений. Из-за отсутствия системы мониторинга и отчетности игра попала к пользователям с большим количеством ошибок, а компании понадобилось 6 месяцев, чтобы их исправить.

Корпоративная структура Valve, а точнее, её отсутствие, подробно описано в «Handbook for New Employees» — книге, которую получает каждый новый сотрудник. Из неё следует, что в компании всё же есть должность менеджера проектов, но не в традиционном значении:

Менеджер проекта — это не обычная управленческая роль. Чаще всего, такой сотрудник представляет собой банк информации. Любой участник команды может подойти к нему и узнать его мнение по любому вопросу. Цель менеджера проекта — служить команде и быть её центром.

Цитата из книги

Новым сотрудникам Valve нужно примерно полгода, чтобы привыкнуть к тому, что им не нужно ни перед кем отчитываться. Хуже всех приходится выходцам из киноиндустрии, где согласовывать свой каждый шаг — обычное дело. Но, в конечном счёте, они с удовольствием становятся частью компании. «Ведь в Valve им предлагают куда более интересные задачи, чем анимирование рта говорящих животных в мультфильмах», — говорит Ньюэлл.

#золотойфонд #Facebook #Google #valve #отчеты #хватит_управлять #надо_работать

Статьи по теме
Массовая холакратия
Поколение Z: Как ставить задачи сегодняшним двадцатилетним
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]