[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0448\u0438\u0431\u043a\u0438","\u0433\u0440\u043e\u0431_\u0433\u0440\u043e\u0431_\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0443\u0440\u043e\u043a\u0438_\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438\u0432\u0448\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","infeedl"], "comments": 22, "likes": 13, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "11552" }
Лена Очкова
4 837

Смерть стартапа: История провала украинской платформы для размещения брендированного контента INFEEDL

Рассказ Валентина Гриценко, основателя проекта

Поделиться

В избранное

В избранном

Валентин Гриценко, создатель платформы для автоматизации размещения брендированного контента в онлайн-изданиях INFEEDL, проанализировал причины неудачи и предположил, что ждёт онлайн-медиа в будущем. Редакция vc.ru публикует текст с разрешения автора.

У нас не принято делиться собственными ошибками и поражениями. Это табу превращает ленты социальных сетей и изданий в подборки историй успеха. Некогда думать и анализировать — беги дальше, ищи себе место под солнцем, расталкивая прохожих локтями.

Черчилль говорил: «Успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». Но ведь мало вытереть сопли, нужна работа над ошибками. Они не страшны — в них, если присмотреться, есть пища для ума. Эту гипотезу я разовью дальше, рассказав историю проекта INFEEDL.

Предыстория

Начну с того, что для меня это не первый опыт предпринимательства — в студенческие годы я зарабатывал на организации вечеринок и преуспевал в этом, пока не прогорел на концерте одной модной украинской группы, после чего ещё полгода отдавал долги. После этого с головой ушел в digital-рынок, пять лет проработав в топовых агентствах и медиа.

INFEEDL стал для меня вторым предпринимательским опытом. В этом проекте я поставил цель объединить профильную экспертизу и контакты. Вдохновившись работой с Red Bull в агентстве PRODIGI, я поверил (и до сих пор верю) в силу контента для решения маркетинговых задач.

INFEEDL — платформа для автоматизации размещения брендированного контента в лентах онлайн-изданий (подробнее в питч-презентации):

  • мы делали user-friendly-рекламу, так как интегрировались нативно (блоки соответствовали дизайну каждой площадки);
  • мы позиционировались как правильная альтернатива баннерной рекламы, которая бесит пользователей;
  • решение было адаптивным, то есть мы монетизировали как веб, так и мобильный трафик.
Главное, мы драйвили создание рекламных историй, которые бы увлекали пользователей.

Рынок

Рынок нативной рекламы показывает уверенный рост на Западе (+120% — $9 млрд до 2018 года, по данным Statista). На западном рынке выделяется Sharethrough с $38 млн инвестиций и командой из 400 человек. Интересную нишу заняли ребята из Nudge, предлагающие универсальный инструмент измерения результативности нативной рекламы. На русскоязычном рынке удачно стартовал Relap.io (B2B-проект команды Surfingbird) — аналог популярных на Западе рекомендательных платформ Taboola и Outbrain.

Команда и подход к созданию продукта

INFEEDL мы поднимали втроем. Я отвечал за управление, маркетинг и продажи, Дмитрий Красноухов (бывший технический директор The Old Reader) — за техническую часть, а Павел Гук (дизайнер MacPaw) — за дизайн.

Дима Красноухов, Паша Гук и я

Запускали проект на собственные деньги. Нами интересовались бизнес-ангелы, но мы отказывали. Хотели вначале запустить MVP и протестировать рынок, а потом думать о том, куда двигаться дальше и брать ли инвестиции. Ориентировались на bootstrap-бизнес, а не игру в стартапы в коворкингах.

В марте выкатили нашу закрытую бету, подключили первые издания, создав молодёжный нишевой пакет. За два месяца провели три рекламные кампании, которые показали крепкие результаты.

Первые результаты INFEEDL

Мы получили поддержку IBM с серверами, с помощью которой готовились масштабироваться. Вели диалог с FMCG, автомобильными и алкогольными брендами, которые озвучивали предварительные бюджеты. Работали с профильными медиа, обучая особенностям работы с нативной рекламой. Выиграли 20-дневную поездку в Кремниевую долину (спасибо фонду WNISEF и Marlboro), где посещали стартап-мероприятия (Thiel Summit, SVOD) и налаживали связи с местным рынком.

Но после приезда из Америки мы почувствовали, что INFEEDL в выбранном формате «не взлетит». Из команды вышел Павел, остались мы с Дмитрием. Мы рассматривали варианты инкубирования за границей, нам даже писали с предложениями из Англии, но не было ответа на вопрос, что это даст проекту, а ехать «ради поехать» не было смысла. Также мы рассматривали возможность пивота, но не сошлись на мнении, что это возможно.

Finita la commedia

Мы заморозили проект, и я выделяю следующие причины, почему это случилось:
  1. Фокус на текстах — узкая ниша, с которой проблематично работать рекламодателям: они мыслят категориями «пресс-релизов» и «публикаций в социальных сетях». Мы хотели работать с рекламными историями, бренд-журналистикой. Нам приходилось создавать тексты собственноручно, это, по сути, формировало ещё одно направление бизнеса — контент-фабрику, а это в довесок немасштабируемый бизнес (не стартап).
  2. Создание ещё одного канала монетизации оказалось слишком небольшой выгодой для украинских медиа. Стоит также заметить, что им присущи слабая техническая экспертиза и интерес к новым продуктам.
  3. Мы попали в новый малознакомый мир, где вместо понятных рекламных стратегий и креатива нам пришлось разбираться с сетями, арбитражкой, RTB, сейлз-хаусами. Это не заводило: нам было важно сохранить качество продукта и коммуникации, а не переливать трафик.
  4. Даже в технологическом бизнесе главную роль играют не технологии, а продукт как решение проблемы клиента и заключённая сделка. Мы увлеклись последними релевантными технологиями, были на голову впереди конкурентов, но не получили killer-преимущества для бизнеса.
  5. Длинные сделки. От начала переговоров до запуска кампании уходили месяцы. Для старта это прогнозируемо, но мы не были готовы жертвовать качеством ради скорости. Мы не готовы работать с трэшем, поэтому играли вдолгую, что нас изматывало. Также в существующей бизнес-модели мы не могли свести спрос и предложение: на одной из сторон всё время кто-то отпадал. Поэтому продавайте решение потенциальным клиентам как можно раньше, ходите с одной презентацией (для этого даже не нужен сайт), предлагайте им бесплатную пробу — важен целевой фидбек на старте.
  6. Мы не ориентировались на локальные медиа, но гипотезы решили проверять на них. Не самое лучшее решение: рынок очень незрелый, и тяжело было найти понимание, что и как пойдёт на других рынках. Нужно сразу искать варианты тестирования гипотез на зрелых сегментах аудитории.
  7. Шум в голове — нам так и не удалось свести отзывы профильных экспертов в нужные решения. Теперь я понимаю, что было много лишних метаний, отсутствовал фокус. Нужно было раньше обсудить проект с целевой аудиторией. К слову, стартаперы — не целевая аудитория, вы им ничего не продаёте.
  8. Мы часто работали над неприоритетными задачами. Конечно, сайт проекта важен, но на старте вполне можно обойтись презентацией, которая в подробностях рассказывает о продукте. Для B2B-продукта это вообще главный инструмент продаж.
  9. Тяжело поднимать проект, когда основатели заняты ещё и работой «на дядю», оттягивая переход со стабильности в неизвестность. Знаю по себе, что можно результативно совмещать пару работ или фрилансов, умело распределяя время, но собственный бизнес — это больше, чем перечень задач.
  10. Расстояние — из-за основной работы 50% времени я проводил вдалеке, и общение с командой происходило виртуально. Можно без проблем вести дистанционно зрелый проект, но для стартапа это губительно: теряется «дух гаража».

Что дальше?

Если оценивать трезво, то описанные мною проблемы решаемы: было бы желание и упорство. Но у нас изменилось видение того, куда движется медиаиндустрия. За последний год я много размышлял о будущем онлайн-медиа, и у меня сформировались следующие гипотезы:

  • Невозможно создать успешное медиа с единственным каналом монетизации, оно должно жонглировать ими. Этот подход усиливает бренд и помогает создавать вокруг него комьюнити. Яркий пример — радио «Аристократы».
  • Медиа трансформируются в специализированные фабрики контента, которые умеют упаковывать в нужные форматы как редакционный, так и рекламный контент. Buzzfeed это давно уже понял — поэтому обыгрывает мастодонтов индустрии.
  • Контент дистрибутируется без привязки к веб-сайтам, как это было раньше. Главные роли играют теперь экосистемы Google, Apple, Facebook — они заберут деньги рекламодателей. За этой троицей подтянется ещё Snapchat и куча мессенджеров.
В этих гипотезах я сегодня ищу новые вызовы и идеи. Спасибо команде, партнёрам и всем, кто верил и помогал, — это был отличный опыт.

#ошибки #гроб_гроб_кладбище #уроки_провалившегося_стартапа #смерть_стартапа #infeedl

Статьи по теме
Смерть стартапа: «Детское порно забило последний гвоздь в крышку гроба YayNay»
Смерть стартапа: История падения футбольного приложения Pumodo, закончившаяся в Таиланде
Смерть стартапа: Почему провалился Homejoy — один из крупнейших сервисов по уборке дома
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления