Евгений Трифонов
7 839

Яндекс: "Расставаться с сервисами сложнее, чем открывать"

Оба сервиса Яндекса, объединенные названием “Народ”, сейчас покидают привычный адрес narod.ru: сервис для создания и хостинга сайтов переходит к компании uCoz, а вместо файлообменника “Народ.Диск” с недавних пор предлагается загружать файлы в несколько отличающийся сервис “Яндекс.Диск”. Закрытие известных сервисов — неожиданный шаг для компании, которая обычно их только открывает, и “Цукерберг позвонит” расспросил обо всем руководителя направления персональных сервисов Яндекса Антона Забанных еще до того, как о сделке с uCoz стало известно публике.

SONY DSC

— Почему вы решили передать хостинг сайтов (один из ваших старейших сервисов) сторонней компании?
Когда “Народ” появился, потребность в бесплатном хостинге была высока, но сейчас появились новые инструменты. Люди не хотят писать html-теги, и даже конструктор сайтов кажется им сложной штуковиной. Время early-адоптеров с личными страницами прошло, а задачу персональных страниц выполняют социальные сети. Пользователи у сервиса все еще остаются (например, малый бизнес, которому нужны совсем простые сайты), но мы поняли, что для нас продолжать поддерживать его нерационально – тем более, что это непрофильное для нас направление, а есть компании, которые профессионально занимаются инструментами для создания и простой работы с сайтами.В то же время мы чувствуем ответственность перед пользователями и не хотели просто закрывать все, как это сделали другие бесплатные хостинги, от Geocities до Boom.ru. Поэтому стали искать партнера, который был бы заинтересован в таком сервисе и мог его развивать, и нашли его в лице uCoz.


— Что это все означает для простого пользователя, у которого сайт на Народе?
Его сайт будет сконвертирован так, чтобы в дальнейшем его можно было редактировать через инструменты uCoz, и перенесен на сервер uCoz. Выглядеть при этом он будет точно так же, адрес тоже останется прежним.


— Если не секрет, какова была сумма сделки и вообще кто кому из сторон платит при передаче такого неликвидного ресурса?
Точных чисел не назову, но могу сказать, что ни о каких гигантских суммах речь не шла.


— Недавно произошла нашумевшая сделка с продажей “Яндекс.Денег” “Сбербанку”, теперь вот это. У Яндекса новая стратегия “избавляться от лишнего”?
Для нас сделка с “Яндекс.Деньгами” и эта — совершенно разные случаи. В случае с хостингом мы полностью перестаем участвовать в жизни сервиса, а “Деньги” стали совместным проектом, где у компании осталось 25% в капитале, и в развитии которого Яндекс будет принимать самое деятельное участие.
Но мы действительно смотрим, какие сервисы не востребованы и ждут упразднения. Тот же Google закрывает десятки проектов в год – все крупные компании стремятся концентрироваться на приоритетных для себя проектах, в которых они чувствуют перспективу. Например – сейчас скажу сенсацию – сервису “Яндекс.Краски” недолго осталось.


— Неудивительно, нам его название ни о чем не говорит. Хорошо, давайте теперь поговорим о размещении файлов. Раньше “Народ.Диск” был сервисом вроде Megaupload. Теперь вместо него вы предлагаете загружать файлы в “Яндекс.Диск”, но это же другое — аналог Dropbox, нужный в первую очередь для хранения своих файлов в своих целях, а не чтобы делиться чужим контентом с другими.
Действительно, назначение сервиса другое, и это осознанное решение. Мы не хотим быть складом “вареза”, мы хотим предоставлять людям удобный доступ к их собственным файлам. Собственно, “Народ.Диск” и раньше выполнял в числе прочих эту функцию, люди часто загружали туда свои собственные файлы; теперь им еще удобней это делать. Мы в Яндекс.Почте придумали и ввели функцию, когда при попытке прикрепить к письму слишком большой файл он загружался на “Народ.Диск”, и этой функцией активно пользовались. Хотим развиваться в эту сторону – переплетать то, к чему люди уде давно привыкли, с теми возможностями, которые появляются за счет развития облачных технологий.


— Но даже если речь идет о создании своего контента, “Яндекс.Диск” может быть неудобен из-за ограничения на суммарный объем файлов, а у “Народ.Диска” такого ограничения не было. Если оператор загружает собственноручно снятое видео в Full HD, место кончится быстро. Вы считаете, что таких пользователей мало и вы почти никому не сделали хуже?
Да, мы так считаем, причем “считаем” в буквальном смысле, тщательно изучив все числа. Если кому-то очень хочется сказать, что “Яндекс” ущемляет своих пользователей, то да, это можно привести как пример. Но если вести речь о реальных потребностях аудитории, то ущерб минимален – больше 20 Гб в «Мои файлы» на Народе загружали десятки пользователей.


— Но вы теперь предлагаете загружать в “Диск” еще и музыку, которую хочется слушать через приложение “Яндекс.Музыки” и которой нет в самом сервисе. У меня как меломана это легко может съесть весь объем. Понимаю, что людей вроде меня немного, но все же: не хотите каким-то образом пойти нам навстречу? Например, позволить докупать место за деньги? Я за саму мобильную “Яндекс.Музыку” уже охотно плачу, мог бы и за место, если сумма скромной окажется.
Мы думаем о потребностях таких пользователей и рассматриваем сейчас разные варианты. Платный, конечно, самый очевидный.


— Вы интегрировали “Диск” и “Музыку”, предлагаете загружать туда вложения из почты — а дальнейшая интеграция с вашими сервисами возможна?
Да, мы хотим развиваться в этом направлении. Раньше у Яндекса было много разных сервисов, позволяющих загружать контент разного типа — “Фотки”, “Видео”. Сейчас мы хотим, чтобы “Яндекс.Диск” стал единым местом для всего контента, а разные сервисы позволяли по-разному его использовать; прямо сейчас Яндекс.Диск – это примерно 10% от того, что мы хотим в результате получить. В Яндексе есть много сервисов, на которые люди заливают разные данные, и мы осознали необходимость в механизме прозрачного обмена данными между сервисами Яндекса и не только.
Важно понимать, что Диск – это не про файлы. Пользователь должен забыть, что такое файл, у него должны быть просто музыка, фильмы, контакты; а Яндекс.Диск будет гарантией того, что он никогда не потеряет эту информацию и откуда угодно будет иметь к ней доступ.


— А что насчет интеграции с чужими продуктами? За рубежом многие смартфоны продаются в комплекте с дополнительным объемом в Dropbox, а в России такое может произойти? А хотели ли бы вы интегрироваться с другими популярными сайтами — грубо говоря, чтобы пересылка больших файлов в личных сообщениях “ВКонтакте” происходила через “Диск”? 
В России такое уже начало происходить: Samsung выпустил ноутбуки с предустановленным “Диском”. Переговоры с различными производителями гаджетов уже идут, просто это неторопливый процесс. Причем нам даже не приходится обивать пороги, они сами заинтересованы. По интеграции с другими сайтами таких конкретных планов нет, но для такого сотрудничества мы тоже открыты.


— Спасибо за ответы. Хотите что-нибудь сказать напоследок?
Мы много лет открывали сервисы. Сейчас чуть ли не впервые расстаемся с одним из первых проектов Яндекса.  Так вот:  открывать было намного легче...


Снимок_области_экрана_31.01.13,_17_58-3

#яндекс #яндекс_диск

{ "author_name": "Евгений Трифонов", "author_type": "self", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441","\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441_\u0434\u0438\u0441\u043a"], "comments": 0, "likes": 16, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "1168", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]