[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0440\u0443\u0431\u0440\u0438\u043a\u0430_\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439_\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a","rocket_internet","hellofresh","\u0448\u0435\u0444\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0430_\u0438\u043d\u0433\u0440\u0435\u0434\u0438\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432_\u0434\u043b\u044f_\u0443\u0436\u0438\u043d\u0430"], "comments": 84, "likes": 18, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "11682" }
Daria Khokhlova
9 218

Почему сервис HelloFresh оценили в €2,6 млрд и как его приход поможет российскому рынку доставки ингредиентов для ужина

Основатель российского сервиса по доставке ингредиентов для ужина «Шефмаркет» Сергей Ашин написал для vc.ru колонку о том, почему немецкий сервис HelloFresh инвесторы оценили в €2,6 млрд и как его возможный приход в Россию повлияет на отечественный рынок.

Немецкий сервис HelloFresh работает по той же бизнес-модели, что и мы: вместо готовых блюд доставляет ингредиенты и рецепты. В сентябре его оценочная стоимость выросла до рекордных для европейского стартапа 2,6 млрд евро, а руководство объявило о планах проведения IPO.

Мы уверены, что в течение года-двух HelloFresh появится и в России, и попробует завоевать всю нишу. Но мы этому только рады.

Расскажем, почему.

Как HelloFresh получил такую оценку

Первое, что нужно понять о HelloFresh, — это проект немецкого инвестиционного фонда Rocket Internet, который в России знают по Groupon, Lamoda и Westwing. Кстати, также им принадлежит DeliveryClub, который они выкупили в 2014 году у инвестиционного фонда Addventure.

Rocket Internet — публичная компания. Выручка их портфельных проектов активно растёт (каждый год примерно в четыре раза), 50% портфеля составляют компании в сфере еды, а на один только HelloFresh приходится 25% всего портфеля. Однако подавляющее большинство их проектов пока глубоко убыточны.

Думаю, стратегия Rocket Internet выглядит так: быстро завоевать нишу, вывести компанию на биржу, и далее заняться выведением компании в прибыль. Эта стратегия требует мощного финансового потока, способного поддержать масштабное разворачивание инфраструктуры проекта, набор сильной команды, увеличение операционной и маркетинговой активности, финансирование убытков.

Следует отдать должное, у Rocket Internet получается реализовывать такую стратегию, пожалуй, лучше, чем у кого бы то ни было ещё на данный момент. В HelloFresh они фактически на старте влили 18 млн долларов. К настоящему моменту компания привлекла около 300 млн долларов инвестиций и, имея 58 млн евро убытков при 198 млн оборота, планирует привлечь еще около 331 млн долларов в рамках IPO.

Зачем HelloFresh столько денег? В Rocket Internet понимают, что формирование привычек у клиента — дело времени и инвестиций. Доставка продуктов с рецептами на дом — это сервис, суть и плюсы которого нужно объяснять клиентам. Можно относительно дёшево продвигать проект средствами сарафанного радио, как это делаем мы, а можно двигаться куда более агрессивно, показывая рекламные ролики по телевидению. Rocket умеет поднимать оценки бизнеса и привлекать под них большие средства. Они не могут медлить, ведь на кону уже потраченные десятки и сотни миллионов долларов и соответствующие ожидания инвесторов.

Географическая экспансия — ещё одна отличительная особенность проектов Rocket Internet. Они всегда пытаются строить «глобальных лидеров» ниши. Думаю, это связано с тем, что «глобальную историю» проще продать инвестиционным банкирам. Стартап HelloFresh благодаря мощной рекламе по телевидению уже захватил практически весь рынок подобных услуг в западной Европе и двинулся за его пределы. Сейчас он работает в 7 странах, включая США, Британию и Австралию. Я уверен, что скоро они придут и в Россию.

Работает ли модель HelloFresh в России

В России на данный момент есть уже более 20 компаний, пытающихся работать в нашем сегменте. Но лишь 3-4 из них занимаются бизнесом, а не хобби. По меркам российского рынка «Шефмаркет» отлично развивается. Но если сравнить нас с HelloFresh, то мы просто дети. HelloFresh отгружает 4 миллиона ужинов по всему миру в месяц, раз в сто больше, чем мы.

Важно понимать, что между российскими и западными стартапами существует пропасть. Основная разница в инфраструктуре и инвестклимате. Заурядный американский стартап на food-рынке легко поднимает $10-20 млн для того, чтобы «обкатать идею». Ничего необычного, это сложившаяся практика. У нас фондов, которые готовы инвестировать такие суммы на ранней стадии или даже стадии роста, сейчас практически нет. Сейчас вообще туго с деньгами на рынке — все ждут, что будет дальше. Российский предприниматель должен рассчитывать на свои личные деньги. Риски у нас действительно сильно возросли, а доступность денег иссохла.

Сейчас успешный проект на стадии роста в России привлекает в среднем от 0,5 млн до 1 млн долларов. Низкие оценки российских стартапов сильно связаны со слабой развитостью инфраструктуры и рынка в целом. Практически каждому интернет-проекту, имеющему весомую офлайн-составляющую, как у нас, нужно самому выстраивать многие процессы с нуля.

Например, у HelloFresh нет мясного и фасовочного цеха, так как поставщики привезут нужный продукт в нужном количестве и качестве в назначенное тобой время. У них нет своей доставки — её успешно аутсорсили на DHL. У них нет колл-центра, так как западный клиент не ожидает, что ему будут звонить с подтверждением заказа. У них нет движения наличности от клиентов, всё покупают за безнал. А у нас, в России, без этого не обойтись. Всё это особенности российского рынка, которые нужно знать.

Но даже при всех этих барьерах мы умудряемся показывать неплохие показатели, а значит модель HelloFresh работает и в России — но масштаб бизнеса тут совсем другой.

Почему мы рады приходу HelloFresh

Мы уверены, что через год или два HelloFresh придет в Россию. Во-первых, потому что у Rocket Internet уже есть четыре мощных стартапа в России и некая базовая инфраструктура. Во-вторых, HelloFresh нужны выходы на новые рынки для поддержания агрессивного роста, что критично для их предстоящего IPO, а рынок продуктов питания России при всей его разнородности крайне ёмкий. Их конкуренцию мы всеми силами приветствуем. Почему?

Главная проблема нашего бизнеса в том, что мы продаем новый продукт на новом рынке. Это значит, что традиционные еcommerce-каналы не покажут взрывного роста, сколько бы денег ты в них не лил. В директе люди пока не ищут такую услугу, email-база быстро не прирастает качественными адресами, партнёрка будет медленно раскачиваться, пока партнеры не убедятся, что на тебе реально можно зарабатывать. В итоге основными инструментами продвижения для нас стали PR и сарафанное радио.

Пока нам достаточно этих каналов. Производственные площадки полностью загружены, и мы вводим в эксплуатацию новые. Но рынок всё ещё не образован: большинство людей даже в Москве до сих пор не знают о доставке продуктовых наборов с рецептами. Наша целевая аудитория в Москве — около одного миллиона человек. По нашим оценкам, о нас слышали не более 10% нашей ЦА, 25% из которых сделали хотя бы один заказ. То есть лишь 2,5% нашей аудитории хотя бы раз попробовали продукт. Отсюда мы видим и горизонт роста на 3-4 года — в 50 раз.

Как Rocket Internet может помочь нам? Очень просто. Влить миллионы долларов в рекламу собственного бренда в России. Скорее всего, это будет ТВ-реклама. И это супер! Это позволит сформировать массу запросов в сети, и контекст наконец станет мощным каналом. Их вливания в рекламу позволят большому количеству людей в принципе узнать о таких сервисах, и попробовать один из них. Возможно, они станут клиентами HelloFresh, возможно, «Шефмаркета», возможно, кого-то ещё — но тут уже мяч на нашей стороне — и вопрос в том, как удержать покупателя.

Пока HelloFresh не вышел на рынок, у нас есть время на доработки. Перед нами стоит ещё масса задач. Продукт и процессы очень хорошо локализованы и у нас есть ряд продуктов, которых нет у них (например, диетические наборы, смузи и заказ продуктов для любого блюда на сайте). Но нам приходится думать и над другими новыми услугами и новинками, постоянно быть в тонусе.

Часто абсолютно очевидные вещи для россиян не кажутся таковыми для западных игроков. Поэтому мы уверены, что составим HelloFresh конкуренцию на локальном рынке не хуже, чем Delivery Club, который в свое время Rocket Internet не смог «задушить» своей Food Panda, даже несмотря на огромные инвестиции. Самое главное, что мы лучше знаем потребителя, потому что сами родились в России.

#Колонка #Колонка #Рубрика_Колонка #российский_рынок #Rocket_Internet #hellofresh #шефмаркет #доставка_ингредиентов_для_ужина

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления