[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["facebook","\u0441\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439_\u0431\u0440\u0438\u043d","\u044e\u0440\u0438\u0439_\u043c\u0438\u043b\u044c\u043d\u0435\u0440","\u043c\u0430\u0440\u043a_\u0446\u0443\u043a\u0435\u0440\u0431\u0435\u0440\u0433","\u044d\u043b\u043e\u043d_\u043c\u0430\u0441\u043a","\u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","\u0440\u0438\u0447\u0430\u0440\u0434_\u0431\u0440\u044d\u043d\u0441\u043e\u043d","falcon","\u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435_\u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441\u0430"], "comments": 16, "likes": 19, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "11727", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
10 656

Зачем Элон Маск, Марк Цукерберг и Сергей Брин вкладывают деньги в космос

Космические инициативы российских и западных ИТ-предпринимателей

Поделиться

В избранное

В избранном

Колонизация Марса, низкоорбитальные услуги связи, космический туризм — обозреватель vc.ru изучил, для чего российские и западные ИТ-предприниматели занимаются освоением космоса.

Рынок

До появления Элона Маска космосом занимались в основном государственные структуры. Маск оказался первым «частником», взявшимся за такое рискованное дело, как ракетостроение и полёты в космос.

В 2012 году предприниматель успешно запустил ракету Falcon 9, которая потом так же успешно приземлилась. И пусть сейчас в его компании SpaceX не всё идет гладко, в историю космоса он уже вошёл. Так что остальным частным предпринимателям остаётся лишь на него равняться.

О космосе Элон задумался в 2002 году, как только продал свою компанию PayPal за $165 млн. Буквально сразу же он вложил $100 млн в Space Exploration Technologies Company (SpaceX).

В то время мало кто верил, что частная компания способна составить конкуренцию государственным космическим агентствам. Но Маск был уверен в успехе. Он знал, что сможет вести бизнес более эффективно, чем это делали госструктуры до него.

В 2006 году прошли испытания первой ракеты-носителя SpaceX — Falcon1. В 2008 году Маск заключил сенсационный контракт с NASA — на сумму $1,6 млрд. По условиям сделки SpaceX должна осуществить 12 полётов на международную космическую станцию. Впрочем, поздравлять Маска пока рано: до МКС космонавтов по-прежнему доставляет российский корабль «Союз».

В 2010 году администрация Обамы заявила, что программа космических шаттлов, а также программы по освоению Луны и Марса потребляют огромные ресурсы. Например, каждый полёт шаттла стоит около $1,5 миллиардов. Поэтому государство призвало частные компании занять эту нишу — разумеется, пообещав в свою очередь помогать и спонсировать успешные проекты. Фактически NASA отдала запуск ракет частным компаниям на аутсорс. Ставки в освоении космоса в основном были сделаны на Элона Маска и его компанию SpaceX.

Как пишет Slon, к $200–250 млн средств создателей на этапе становления компании (2002–2006 годы) власти добавили ещё примерно $500–700 млн, представив помощь как оплату будущих полётов ракеты Falcon.

Первые несколько лет ракеты падали и компания терпела очевидные неудачи — между тем благосклонное отношение властей никуда не делось, а SpaceX получала всё новые контракты. Возможно, сыграли свою роль дружеские отношения Элона Маска с президентом Обамой.

По данным The Washington Post, cейчас SpaceX оценивается в $12 млрд и, похоже, Маск собирается создать компанию более дорогую и влиятельную, чем Apple (капитализация примерно $500 млрд) или Google ($380 млрд).

В 2012 году Маск заявил о планах по исследованию и колонизации Марса. Он намеревался сначала высадить на Марс 10–15 человек, а потом расширить поселение до 80 тысяч. Маск даже обнародовал цену на билет до Марса — около $500 тысяч, что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран. Колонизация Марса носит не экспериментальный характер: в конце концов Маск собирается превратить его во вторую Землю.

Правда, хотя климат Марса наиболее близок к земному, температура там значительно ниже: средний показатель — −40°С. При наиболее благоприятных условиях летом на дневной половине планеты воздух прогревается до 20°С, но вот зимней ночью мороз может достигать −125°С. Однако предприимчивый глава Space X уже нашёл выход из положения. На «Вечернем шоу со Стивеном Кольбером» Маск сообщил о своём плане по «разогреву» Марса: «Самый быстрый способ — это взорвать термоядерные бомбы над его полюсами».

Конечно, звучит злодейски, но есть и другой способ — медленный и затратный. Потребуется установить на Красной планете множество насосов и генераторов, которые разогреют её так, чтобы замёрзший углекислый газ растаял и покрыл планету более толстой атмосферой. Другими словами — устроить там глобальное потепление.

ИТ- предприниматели

Помимо Элона Маска, космосом занимаются другие ИТ-гиганты: Марк Цукерберг (Facebook) и Сергей Брин (Google). Оба предпринимателя собираются сформировать новую нишу, низкоорбитальные услуги связи — то есть обеспечить качественным и дешёвым интернетом всех жителей планеты Земля.

Впрочем, Цукерберг недавно заявил, что космос ему интересен не только с коммерческой точки зрения, но и с гуманитарной. Он сказал, что собирается запустить спутник, чтобы обеспечить беженцев в Европе интернетом и дать им более удобный доступ к благотворительным организациям. Вот что он написал на своей странице в Facebook: «Мы собираемся подключить к интернету весь мир, даже если это означает, что придётся выйти за рамки нашей планеты». Как сообщает РБК, ключевую роль Facebook отводит беспилотникам Aquila (с латыни «орёл»), которые будут оснащены лазерными излучателями для раздачи интернета наземным пользователям буквально с небес.

Проектированием беспилотника занимается Connectivity Lab — специальное исследовательское подразделение Facebook. Нужно уточнить, что все инженеры, работающие над Aquila, пришли в лабораторию из британской компании Ascenta. Facebook приобрёл производителя дронов в марте прошлого года за $20 млн. В настоящее время этой социальной сетью пользуется 1,3 миллиарда человек во всем мире, и прибыль компании за 2015 год составляет $4,5 млрд. Но на планете гораздо больше людей. Таким образом Цукерберг планирует охватить ещё 4 млрд пользователей.

Ещё один ИТ-предприниматель, неравнодушный к космосу, — Сергей Брин. В скором времени он собирается лететь в космос. Брин забронировал место на корабле «Союз», который отправится на международную космическую станцию МКС в 2017 году.

Забавно, что, хотя Брин верит в труды Элона Маска и совместно с компанией Fidelity вложил в его проект $1 млрд, билет на космический полёт он всё же приобрел на наш отечественный «Союз». Впрочем, нужно отметить, что в SpaceX Брина интересуют не космические полёты, а доставка дешёвого интернета. Спутники SpaceX могут стать логичным продолжением и развитием проекта Project Loon от Google, преследующим те же самые цели, — дать интернет всем, чтобы люди могли просматривать контекстную рекламу, тем самым принося Google прибыль.

Илья Голубович, управляющий партнер венчурной группы I2BF Global Ventures, рассказывает о других космических проектах компании: «Google в прошлом году более чем за $500 млн приобрела стартап Skybox Imaging, занимающийся HD-видеосъёмкой из космоса, а также Titan Aerospace (на который также претендовала Facebook), производящий высотные дроны для съёмки высокого разрешения. Таким образом, со стороны Google интерес к аэрокосмическим технологиям обусловлен расширением возможностей их существующих платформ Google Maps и Google Earth, а также увеличением числа потенциальных клиентов их сервисов за счёт подключения к интернету ещё 3 млрд пользователей, которые живут в развивающихся странах с плохой инфраструктурой. Кстати, у Facebook тот же интерес».

Помимо Элона Маска, путешествиями в космос занимаются Ричард Брэнсон (Virgin Galactic) и Джефф Безос (Blue Origin LLC). Брэнсон до конца года обещает достроить уже второй корабль и приступить к его испытаниям. Напомним, первый был разрушен во время испытаний осенью прошлого года.

Цель его кораблей — туристические околоземные полёты. Космическое туристическое путешествие будет проходить по следующей программе: время полёта 2,5 часа, из них в невесомости пассажиры будут проводить около 5 минут. Один такой шаттл рассчитан на восемь человек — двух пилотов и шестерых пассажиров.

Как сообщил исполнительный директор компании Крейг Кригер газете Sunday Express, первую прибыль в размере £100 млн Virgin Galactic планирует получить в 2018 году.

Что касается Джеффа Безоса, то он также занимается космическим туризмом и в этом году успешно провёл испытания своего корабля New Shepard. Корабль рассчитан на экипаж из трёх человек и полёты на высоте 100 км. С его помощью Blue Origin планирует начать регулярные туристические полёты в космос. Первоначальные инвестиции Безоса составили 200 млн, а в 2009 году компания получила от NASA $3,7 млн. В следующем году предприниматель собирается вывести компанию на IPO.

Удивительно, но не всех предпринимателей космос интересует с коммерческой стороны. Для основателя Mail.Ru Group Юрия Мильнера космос — это загадка, и он верит, что люди — не единственные обитатели Вселенной. Недавно Мильнер заявил, что инвестирует $100 млн личных средств в исследование космоса и поиск внеземных цивилизаций. Идеологом исследования станет знаменитый физик Стивен Хокинг.

Мильнер рассказал об этом газете «Ведомости»: «В первую очередь исследователи будут изучать миллион ближайших к Солнечной системе звёзд, центральную часть Млечного пути с максимальной концентрацией звёзд, а также ближайшие к Млечному пути 100 галактик».

Кстати, Мильнер и Хокинг не собираются отправлять сигналы в космос или, упаси бог, взрывать бомбы, как это предлагает Маск. По мнению физика, внеземные цивилизации могут оказаться более развитыми, чем земляне, и контакт с ними может быть губителен.

Российская космонавтика

В интервью журналу Business Insider Илья Голубович назвал основателя Dauria Aerospace Михаила Кокорича российским Элоном Маском. О своей компании Кокорич рассказывает так: «Сейчас основное направление нашей деятельности — это разработка космических аппаратов. Мы завершаем сборку двух микроспутников по заказу Роскосмоса. В то же время мы понимаем, что Россия — это слишком малый рынок и надо выходить на внешние».

Отечественный космический рынок многообразен. Только в кластере «Сколково» насчитывается около 200 стартапов. У большинства российских частных компаний есть штаб-квартиры в Сан-Франциско и филиалы по всему миру, поэтому к российскому рынку мы их можем отнести только по национальному составу участников команды, в действительности же это международные компании.

К примеру, стартап Yaliny. Штаб-квартира-компании находится в США, а R&D-центр (Research& Development Center, отдел исследований и разработок — прим. ред.) находится в Москве. Компания работает над созданием собственной группировки низкоорбитальных спутников и обещает безлимитные звонки и доступ в интернет за $10 в месяц из любой точки планеты.

Управляющий партнер венчурного фонда I2BF Global Ventures Илья Голубович тоже считает рынок перспективным. В портфеле его компании есть инвестиции двух частных компаний из России. «Наш фонд в 2013 году инвестировал $20 млн в частную космическую компанию Dauria Aerospace. С тех пор Dauria запустила три космических аппарата и получила многочисленные заказы из Азии, а также от "Роскосмоса". Кроме того, мы недавно инвестировали в российскую компанию Aeroxo, производящую дроны типа конвертоплана дальнего радиуса действия», — говорит Голубович.

Помимо прочего, отечественный рынок испытывает много проблем — в частности, недостаток инвестиций венчурных фондов. «Венчурных игроков на российском аэрокосмическом рынке не так много. Связано это, в первую очередь, с высокой степенью зарегулированности данного сектора в нашей стране. Конечно, сложная экономическая ситуация в последние 18 месяцев и общее сжатие рынка капитала (в частности венчурного) также оказывает негативное влияние», — замечает Голубович.

Блогер Виталий Егоров (он же Зелёный кот) считает, что многих проблем можно было бы избежать, если бы частные предприниматели получили поддержку на государственном уровне: «Например, когда вопросы доходят до господдержки, в ответ слышится "Не появился пока российский Элон Маск". В Америке же NASA сделала очень серьёзную ставку на развитие частников. Буквально недавно я подсчитал, что NASA вложила $2,5 млрд в своих частников, ещё не получив ничего взамен. А уж когда частники выросли, то им достались ещё и госзаказы, сумма которых уже перевалила за $10 млрд».

#Facebook #сергей_брин #юрий_мильнер #марк_цукерберг #элон_маск #космос #ричард_брэнсон #falcon #исследование_космоса

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления