[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u044f_\u0443\u043c\u043d\u044b\u0439","\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435_\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438","\u0440\u0443\u0431\u0440\u0438\u043a\u0430_\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","redmadrobot","\u043c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u0435\u0440_\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432"], "comments": 18, "likes": 20, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Daria Khokhlova
11 505

Идеальный менеджер проектов: Коммерческий директор Redmadrobot о том, какие навыки нужны хорошему руководителю

Коммерческий директор компании-разработчика Redmadrobot Евгений Тонкошкуров написал для vc.ru колонку о том, какими качествами, по его мнению, должен обладать «идеальный менеджер по проектам». Среди них — умение сказать «нет», умение продать проект своей команде, управление собственной жизнью и другие навыки.

Роль проектного менеджера в ИТ-компании простирается далеко за пределы непосредственного управления проектами (планирования; постановки задач команде; ответственности и контроля за сроками, ресурсами, качеством, коммуникациями, рисками). По-настоящему хороший PM должен знать и уметь намного больше.

В конечном итоге, от эффективности его работы зависит не только конкретный проект, но и репутация компании на рынке и её успехи в будущем. Мы в Redmadrobot составили топ ключевых качеств и компетенций, которыми должен обладать крутой РМ.

1. Умение встроиться в бизнес

Проекты компании не существуют в вакууме. Понимание взаимосвязей между проектной деятельностью и всем бизнесом компании просто необходимо проектному менеджеру.

К этому пониманию нужно стремиться: искать своё место в системе, разбираться с тем, на что в конечном итоге влияет ваша работа, нести ответственность не только за счастье клиента, но и за запланированное деливери, которое обеспечивает ежемесячное покрытие нужд компании (зарплаты, аренда офиса, оплата лицензий на ПО и так далее), знать про скорость и стоимость денег, видеть взаимосвязи и последствия тех или иных решений в проектах по отношению ко всему бизнес-организму.

Что такое проект в вакууме? Это когда проект вынужденно тормозит (например, у клиента не готова бэкофисная система, в которую встраивается мобильное решение), и РМ договаривается с заказчиком, что команда временно останавливает работу. Клиент, конечно, счастлив (подрядчик готов подождать), команда тоже счастлива (можно отдохнуть), и менеджер счастлив (если остановлена работа, то остановлены и косты). На самом деле проблема решена только локально. Сдвиг сроков получения денег по проекту не отменяет необходимость платить зарплату той самой команде, которая ждёт готовности клиентской бэкофисной системы, и платить сейчас, а не потом, после незапланированного перерыва.

Понимая эти взаимосвязи, РМ должен договориться с клиентом об оплате проделанной работы по факту. И отложить оплату только тех работ, которые не завершены. Если это не один проект, а портфель проектов, задача выкидывается, проделанная работа оплачивается, а на её место вставляется другая задача.

2. Стратегическое мышление

Большие клиенты — это медленный разгон, долгосрочная работа, интересные проекты, миллионы пользователей и значительные бюджеты. Но не надо думать, что большие клиенты не умеют считать свои деньги.

Обычно такой клиент заходит с первым небольшим заказом, далее возникает ещё проект и ещё. РМ, обладающий стратегическим мышлением, старается выстроить комфортные партнерские отношения — без заламывания цены как в первом, так и всех последующих проектах.

Эти партнерские отношения хорошо описаны у бизнес-тренера Константина Харского (метафора про птичку и кучку).

Если у человека есть птичка, и он хорошо о ней заботится, птичка живет долго, счастливо и регулярно делает кучки. Кучки — результат нормальной жизнедеятельности животного. Когда хозяин птички становится одержимым размером кучки, он начинает нещадно эксплуатировать птичку: тискать, выжимать, выкручивать, давать ей слабительное. Птичка мучается и делает большие кучки, но она долго не протянет: либо умрет, либо улетит к другому хозяину. Вот так и большие клиенты.

3. Умение продать проект команде

Продавать проект нужно не только клиенту, но и команде, которая будет над ним работать. Ребята должны понимать, что они не просто пишут код или рисуют разноцветные пиксели, а делают важное и полезное дело. «Мы создаем не просто приложения, а новые бизнес-направления для клиента»; «не просто выполняем задачи в рамках спринта, а готовим крутейший релиз с до сих пор невиданными фичами»...

Важнейший инструмент поддержания мотивации и интереса команды к проекту — регулярное информирование, посредством которого РМ даёт каждому сотруднику понимание его личного вклада в общую картину. Так работа не будет выглядеть как набор бессвязных задач: программист Вася должен написать код, а QA-инженер Петя протестировать; Вася не знает, что Петя будет тестировать его код, а Петя не знает, что код напишет Вася.

Отслеживание внешней жизни продукта тоже важно. Чувство сопричастности к результату, которым пользуются миллионы людей, гарантирует особое отношение к обыденным процессам. Например, команда Redmadrobot, работающая над проектом «Мой Билайн», рассылает друг другу фотографии людей в метро, пользующихся нашим приложением, и подборки смешных отзывов из сторов.

4. Невербальная коммуникация

Иногда клиент просит проектного менеджера об одолжениях. Например, помочь с презентацией для согласования с руководством выбора подрядчика или решения. Формально оказание такой услуги не обязательно, но на деле это стоит потраченного времени.

Во-первых, сделать это несложно, поскольку РМ обладает необходимой экспертизой. Во-вторых, это может стать инструментом воздействия на заказчика — PM клиента получает отличный инструмент для защиты перед руководством общих интересов. И наконец, прямая личная услуга проектному менеджера клиента пополняет ваш моральный счёт.

На баланс морального счета влияют незначительные моменты из категории неформальной и невербальной коммуникации — он пополняется не только фактами, но реакциями, мимикой, жестами. Выполнив просьбу с разным выражением лица, можно получить диаметрально противоположный эффект, и управление этим — важный навык.

Если в коммуникации с клиентом возникают трения или разногласия, баланс морального счета может стать решающим фактором.

5. Умение говорить «нет»

Услуги услугами, но определенная жесткость в отношениях тоже должна быть. Задача менеджера — сделать крутой продукт, учитывая интересы всех сторон.

И не бойтесь не оправдать ожидания клиента, трезво оценивайте собственное время, собственные возможности, ресурсы своей компании и команды. Не надо обещать невозможное. Это сразу минус в карму. Лучше обозначить, что сегодня вы не успеете сделать то, о чём просит клиент, чем обмануть ожидания и на следующий день получить тонну писем от недовольного заказчика. Сделаете не сегодня, а завтра — так и скажите. Умение договориться — оно в конечном итоге влияет на моральный счет.

6. Лидерские качества

Есть качества, которым нельзя научиться: они либо заложены в характере от природы, либо нет. Например, уверенность в себе. PM должен верить в то, что он делает, и заряжать этой уверенностью всех людей на своей орбите. PM — ментальный лидер проекта. Человеку по натуре сомневающемуся и мнительному в профессии делать однозначно нечего.

Ставя задачу, PM должен представлять, какой результат необходим на выходе. В бизнесе есть харизматики (самый известный пример — это, пожалуй, Стив Джобс), которые ставят команде нереалистичные задачи, но делают это так, что люди бегут вперед и вопреки всему добиваются результата. Чтобы «зажечь» и вдохновить людей на сверхусилия, им нужно посылать очень продуманные импульсы, так, чтобы нельзя было отказаться.

Еще один важный элемент — система субординации. Это не значит, что PM должен нацепить бейдж «босс», перестать шутить и никогда не ходить пить пиво вместе с коллегами. Задача — сделать так, чтобы команда на бессознательном уровне признавала в менеджере своего лидера. Грань между доброжелательными неформальными отношениями с командой и панибратством надо внимательно отслеживать, особенно когда компания небольшая. Вежливость в данном случае является просто формой коммуникации, а не сигналом к закадычной дружбе.

Вообще РМ в команде всегда только в позиции представителя компании. Когда случается локальный конфликт в проекте или сотрудник выражает недовольство действиями руководства компании, менеджер не скатывается в статус приятеля, начиная сопереживать и сплетничать, а оценивает жалобу как руководитель и выводит коммуникацию в конструктивное русло.

7. Управление своей жизнью

Самое банальное, но, пожалуй, самое главное — профессиональный PM обязан уметь эффективно распоряжаться собственным временем и приоритизировать задачи.

Проектная работа подразумевает огромное количество отвлекающих факторов: постоянный поток писем и звонков, необходимость разбираться с конфликтными ситуациями в команде и так далее. Умение планировать собственный день находит прямое отображение в работе на проекте.

Как правило, наличие этого навыка легко определяется по внешним признакам. Человек, у которого на рабочем столе компьютера годичные отложения ярлычков, точно не PM. Впрочем, надо понимать, что владение техниками тайм-менеджмента не врожденное качество, а навык, который вполне можно приобрести.

Автор фотографии на обложке — Антон Беркасов.

#Колонка #Колонка #я_умный #управление_проектами #Рубрика_Колонка #Redmadrobot #менеджер_проектов

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления