[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043a\u0440\u0435\u043c\u043d\u0438\u0435\u0432\u0430\u044f_\u0434\u043e\u043b\u0438\u043d\u0430","\u043a\u0443\u0434\u0430_\u043f\u0435\u0440\u0435\u0432\u0435\u0437\u0442\u0438_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u0442\u043e"], "comments": 8, "likes": 11, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "11874" }
Daria Khokhlova
2 128

Торонто против Сан-Франциско — какой город больше подходит для запуска стартапа

Основатель рекламной платформы AdParlor Хуссейн Фазаль опубликовал в своём блоге на Medium колонку с рассуждениями о том, какой город более привлекателен для основателя стартапа — Торонто или Сан-Франциско. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

По словам предпринимателя, основной офис AdParlor находится в Торонто. Среди клиентов платформы — Netflix, Groupon, Walmart и другие. Как отмечает Фазаль, бизнес он строил из Торонто и до определённого момента у компании не было дополнительных офисов — только после того, как платформу приобрела более крупная организация, руководство компании решило открыть отделения в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне и Сингапуре. При этом основатель AdParlor, по его собственному признанию, проводил до одной трети своего рабочего времени в Кремниевой долине.

При выборе места запуска своего нового стартапа Хуссейн Фазаль рассматривал два города: Сан-Франциско и Торонто. Предприниматель решил обобщить свои рассуждения и поделиться ими с другими стартаперами.

Стоимость, лояльность и квалификация разработчиков

Как пишет Фазаль, одним из самых простых для анализа показателей является зарплата разработчиков в регионе. По данным сайта AngelList, в среднем разработчик в Кремниевой долине получает около $120 тысяч в год.

При этом, замечает предприниматель, чтобы быть конкурентоспособной, компания должна предлагать работникам многочисленные бонусы: например, бесплатные обеды, частичную компенсацию стоимости путешествий, членство в спортклубе, бесплатные поездки домой, снеки, фрукты, лимонады и так далее. Это, пишет Фазаль, добавляет к стоимости разработчика около $30 тысяч в год.

Кроме того, в Кремниевой долине большая текучка кадров из-за огромного количества возможностей, которыми располагает регион. По словам Фазаля, среднее время работы программиста в одной компании составляет от года до полутора, при этом стоимость его найма и увольнения составляет около $40 тысяч.

Таким образом, пишет предприниматель, средняя стоимость разработчика в Долине составляет $190 тысяч в год.

Тем временем средняя зарплата разработчиков в Торонто составляет менее $59 тысяч в год. Фазаль предлагает установить эту отметку на уровне $50 тысяч в год — исходя из собственного опыта работы в городе.

При этом власти Торонто помогают руководству компаний, покрывая их затраты на разработчиков. «Расчёты довольно сложные, но в случае, если работник зарабатывает $50 тысяч, правительство покроет компании около $27 тысяч. Не стоит забывать и о бонусах — на них нам придётся потратить около $15 тысяч на одного сотрудника. Лояльность работников в Торонто выше, они меняют работу в среднем в три раза реже, чем коллеги из Сан-Франциско, так что стоимость найма и увольнения я бы оценил в $10 тысяч в год».

Средняя стоимость разработчика в Торонто, согласно подсчётам Фазаля, составит $48 тысяч в год — против $190 тысяч в год в Сан-Франциско. «Другими словами, в Торонто вы можете нанять четырех разработчиков по цене одного специалиста в Сан-Франциско».

Важно оценить и квалификацию этих разработчиков, пишет Хуссейн Фазаль. Он отмечает, что большинство технических специалистов, выходящих из Университета Уотерлу, являются одними из лучших в мире — и хотя некоторые из них уезжают работать в Долину, большинство предпочитает остаться в Канаде.

Привлечение средств

Для многих стартапов, говорит Фазаль, возможность привлечь средства на дальнейшее развитие — один из самых важных аспектов при выборе региона. И хотя инвестиционное сообщество Торонто растёт, оно по-прежнему смотрится бледно на фоне Кремниевой долины. По оценкам предпринимателя, в Долине работает в 20-30 раз больше фондов и инвесторов, чем в Торонто, и они готовы вкладывать в технологические проекты больше средств.

«Есть множество причин, по которым Торонто отстаёт от Кремниевой долины в инвестиционном плане. Однако я всегда задаю себе вопрос: "Могу ли я привлечь средства из Кремниевой долины, находясь в Торонто?". Таких примеров множество», — пишет предприниматель.

При этом, замечает он, большинство канадских компаний, получивших инвестиции из Долины, давно миновали посевную стадию, уже имели доход и привлекли немалое количество клиентов. Руководству этих компаний пришлось проводить много времени в Сан-Франциско, договариваясь о заключении сделок.

Во время одного из своих визитов в Кремниевую долину Хуссейн Фазаль пообщался с несколькими инвесторами, с которыми он вёл переговоры, ещё когда искал инвестиции для AdParlor. Он задал им два вопроса: стали бы они инвестировать в его новую компанию, и не изменили бы они своё мнение, если бы эта компания базировалась в Торонто.

Большинство собеседников выразило готовность инвестировать в новую компанию Фазаля. Однако услышав о Торонто, некоторые засомневались. «Часть инвесторов отмечала, что для них нет в этом никакой проблемы — они со мной знакомы и готовы профинансировать мою новую идею. Другая часть заметила, что было бы удобнее, если бы команда базировалась ближе к инвестору».

«Привлечь деньги из США, находясь в Торонто, можно, но ничто не заменит атмосферу, царящую в Кремниевой долине. В Сан-Франциско можно завести большое количество полезных связей. Кроме того, следует учитывать, что большинство сделок проводится не одним инвестором — чаще всего специалисты приглашают своих знакомых, чтобы те также поучаствовали в раунде. Экосистема в США намного более развита, и шанс привлечь большой объём финансирования в разы повышается», — заключает Фазаль.

Другие факторы

«Есть множество других факторов, которые следует учесть при выборе региона», — пишет Фазаль. Предприниматель постарался рассмотреть наиболее важные из них.

Рекрутинг

В Торонто конкуренция между технологическими компаниями ниже, чем в Сан-Франциско — и руководству стартапа может оказаться легче набрать себе хорошую команду. «В Сан-Франциско всегда найдётся тот, кто предложит разработчику лучшие условия работы. В Торонто шансы упустить талант ниже», — объясняет Хуссейн Фазаль.

Общение с профессионалами

По словам предпринимателя, каждый раз, когда он приезжает в Кремниевую долину, он заводит массу интересных знакомств.

Например, в 2009 году, когда Фазаль собрался переехать в Долину на три месяца, он очень долго не мог найти жилье — и буквально в последнюю минуту забронировал место при помощи сайта бесплатных объявлений. Его соседом по комнате оказался один из первых сотрудников социальной сети Facebook. «Такое просто не может с вами произойти в Торонто».

Партнёрство с технологическими гигантами

Нередки случаи, говорит предприниматель, когда для успеха компании руководству важно заключить партнёрство с каким-то из технологических гигантов — Facebook, Google, Twitter, Uber, Airbnb, Dropbox и так далее. В таких ситуациях имеет смысл запускать стартап в Долине — работая в других городах, добиться внимания этих компаний очень сложно.

Обратная связь

В Сан-Франциско, отмечает предприниматель, собраны лучшие технологические умы планеты — и они всегда могут посоветовать что-то коллегам. Получить совет, обратную связь или наладить полезные связи легче всего в Долине.

Отвлекающие факторы

В Сан-Франциско предприниматель может проводить недели на различных технологических конференциях, встречах, событиях и так далее. Проводя время таким образом, предприниматель чувствует, что он занят делом, и его продуктивность не страдает — хотя на самом деле, по мнению Фазаля, дела обстоят ровно наоборот.

«Слушая доклады и встречаясь с инвесторами на конференциях, вы отвлекаетесь от самого главного — своего продукта. Если у вас есть чёткие план развития, вам лучше сосредоточиться на нём. Торонто по этому параметру выигрывает — в городе гораздо меньше отвлекающих факторов».

Стоимость жилья

Стоимость проживания в Сан-Франциско значительно превышает аналогичные показатели в Торонто. Однокомнатная квартира в Долине обойдётся предпринимателю в 2–2,5 раза дороже, чем жильё в Канаде.

Возможность осуществления выхода из компании

В Долине у стартапа больше шансов оказаться проданным крупной компании — находясь в непосредственной близости от технологических гигантов, руководству проще договорить о приобретении технологии или команды. «Это одно из преимуществ Долины».

Заключение

На момент написания заметки предприниматель не принял решение, в каком городе он будет запускать свой следующий проект. По словам Фазаля, даже если в итоге он остановится на Торонто, компании всё равно будет иметь смысл завести отделение в Долине — чтобы находиться ближе к технологическому сообществу.

#Стартаперы #стартапы #кремниевая_долина #куда_перевезти_стартап #торонто

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления