{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 45, "likes": 15, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "11974", "is_wide": "1" }
Konstantin Panphilov
6 202

Кейс из России: Как наш журнал встал в App Store на одну полку с GQ, Men's Health и Maxim

Денис Бекларов, основатель и главный редактор журналов JORNL и «Бизнес Fun», написал для vc.ru колонку о развитии собственного медиа для iPad, ошибках и основных уроках, которые он вынес в процессе построения своего бизнеса.

Я хочу поделиться историей того, как маленький независимый журнал занял свою нишу в App Store рядом с гигантами мира печати. Эта статья про то, что возможно абсолютно все, главное — верить и упорно трудиться над своим проектом. Я рассказываю, как пришел к идее JORNL и как воплотил ее в жизнь, пройдя через череду ошибок, которые едва не стоили жизни журналу.

Идея

Идея журнала пришла мне в голову сама собой, когда я первый раз в жизни взял в руки iPad. Еще с детства я мечтал о собственном журнале. У меня уже был небольшой опыт работы с интернет-проектами — я запускал несколько сайтов на разные тематики, но ни один из них нельзя назвать успешным.

Вообще сложно сделать журнал из сайта. Это скорее электронная газета — нет обложки, навигация портит внешний вид, а все страницы выглядят одинаково из-за того, что сайты построены на шаблонах.

Приложение на iPad — совсем другое дело. Тут есть и обложка, и развороты во весь экран, и постраничная навигация, и возможность кастомизации каждой отдельной статьи. В общем — полный восторг.

К сожалению, на момент выхода первого iPad не было ни денег, ни понимания, ни доступных технических решений для создания своего журнала, но идея плотно засела в мозгу.

Первая реализация или подложенная свинья от Adobe

После окончания университета стало ясно, что пора действовать. Я был неплохо знаком с продуктами Adobe, особенно с InDesign и Photoshop, так как подрабатывал графическим дизайнером. В пакет Adobe Creative Cloud, который был куплен мной еще во время учебы, входил продукт под загадочной аббревиатурой DPS. Как оказалось, это было именно то, что я так давно искал.

Digital Publishing Suite представляет из себя все необходимое для того, чтобы сделать журнал для iOS. Недолго думая, я оформил подписку где-то за 350–400 евро в месяц. Довольно недорого для того, чтобы осуществить мечту. Параллельно я собирал команду. Вместе с редактором мы придумали рубрики и первые идеи для статей. Я разработал концепцию дизайна, 15 дней потратил на верстку первого номера.

Несколько суток ушло на то, чтобы создать приложение через DPS — требовалось много всего, включая сертификаты безопасности, иконки будущего приложения, описания, заглушки при загрузке и так далее. В общем, было непросто разобраться, когда совсем нет опыта, но служба поддержки Adobe была на высоте, мне все объяснили и даже оперативно исправили один из своих багов.

Я выбрал рекламную бизнес-модель. На это было несколько причин. Во-первых, мужских журналов в App Store было немного, и все они были платными. Хотелось выделяться, завоевать позиции в магазине и расположение читателей за счет бесплатности. Во-вторых, мой опыт интернет-проектов подсказывал, что люди не готовы платить за контент, да и затраты на обычный сайт на Wordpress настолько невелики, что можно жить с рекламных денег. Казалось, что с приложением будет так же.

10 дней проверки от Apple, и журнал в магазине! Было удивительно видеть свою мечту воплощенной. Настроение сильно испортилось утром следующего дня, когда, проснувшись, я увидел странное письмо от Adobe. Его суть сводилась к следующему: твои 400 бесплатных загрузок закончились, будь, пожалуйста, добр заплатить нам много денег.

Компания сильно не афишировала, что за каждую загрузку журнала читателем придется заплатить около 40 евроцентов. Даже в службе поддержки не смогли мне подробнее рассказать про эту тарифную неурядицу. Моему ужасу не было предела. Первый номер активно качали, причем совершенно бесплатно. Чтобы обеспечить работоспособность журнала, пришлось купить загрузок на несколько сотен евро. Сам же я начал искать выход из ситуации.

Вторая реализация или читай договор внимательно

Всего за неделю я успел полностью переверстать журнал под новый движок от компании MagPlus. В отличие от Adobe, они предоставляют возможность размещать номера на собственных серверах, что существенно удешевляет дело. Был быстро подписан договор, создано новое приложение, а на мою кредитку легла новая подписка в размере 450 долларов. Слава богу, договор с Adobe DPS был расторгнут вовремя, и все приключение завершилось без лишних трат.

На MagPlus мы прожили больше года. В целом, это хорошая система, можно делать необычную верстку в 2 слоя, когда фон, например, фиксирован, а текст скользит над ним.

Злую шутку сыграла со мной невнимательность и спешка. В договоре было прописано, что мне полагается 500 ГБ для скачиваний журналов бесплатно. К сожалению, тогда я не понял, что это одноразовая услуга, а не ежемесячный бонус. Поэтому, сильно не переживая, я размещал номера прямо у них. Так продолжалось несколько месяцев, пока не пришел первый полугодовой счет за хостинг. В общей сложности пришлось выложить несколько тысяч евро.

На тот момент у нас уже были рекламодатели — в основном, дилеры крупных автомобильных брендов. Каждый номер уже скачивало больше десяти тысяч человек, и мы прочно вошли в топ-3 мужских журналов в App Store. В декабре 2014 года у нас впервые было достаточно рекламных контрактов для того, чтобы выйти на окупаемость.

Я уже выпил за это бокал шампанского, когда настал черный вторник — евро больше 100 рублей за штуку. За один день мы потеряли всех рекламодателей. Вообще всех. Вместо окупаемости мы вышли на 0 рублей оборота. Но я был готов к тому, что-то снова пойдет не так, поэтому не паниковал, а начал думать.

Смена бизнес-модели

Пообщавшись с другим издателем, у которого было больше опыта в нашем нелегком деле, я пришел к выводу, что деньги тянутся к деньгам. Было решено ввести платную подписку. Благо к тому моменту уже было достаточное количество читателей, плюс хорошие позиции в App Store. Было страшно, но иного пути просто не было. К тому же, это решало ряд проблем — больше не нужно было бегать за рекламодателями, занимаясь фактически B2B, а можно было посвятить все время работе над продуктом, как полагается настоящему B2C-бизнесу.

Мы создали заявки на встроенные покупки для подписок и отдельных номеров. Дело шло к Рождеству. Перед праздниками Apple отклонили наши заявки из-за ошибок в оформлении и благополучно ушли на каникулы. Публикацию свежего номера пришлось перенести на начало января.

В первый день мы продали на несколько сотен евро. Это, наверное, самое приятное чувство на свете, когда ты понимаешь, что люди реально готовы заплатить деньги за то, что ты и твоя команда создали собственными руками. Это доказательство того, что твой продукт обречен жить, что в нем есть ценность и на него есть спрос.

Третья реализация или блеск и нищета opensource

Нам все равно долго не удавалось выйти на окупаемость, накапливались долги. Было решено, что пора снижать затраты. Пришлось урезать гонорары авторам, встал вопрос о смене движка, ведь важна была каждая копейка — журнал продавался в рублях, а MagPlus желал доллары, что повышало стоимость проекта почти в 2 раза в сравнении с прошлым годом.

Еще до самой первой версии журнала я наткнулся в интернете на бесплатный движок BakerFramework, исходники которого лежат на GitHub. Тогда эта реализация показалась слишком сложной и запутанной, да и возможности у системы, как и дизайн, были не на высоте.

После года опыта у меня уже сложилось понимание того, как должно выглядеть и работать приложение. Baker был взят и полностью переработан под эти представления. Затем больше месяца мы потратили на то, чтобы создать программу-конвертер, которая смогла бы переделать все выпуски из формата MagPlus в HTML. Пришлось разобрать их пакеты, составленные из обрезков изображений, созданных плагином к InDesign. и вывести алгоритм того, как сложить их воедино в новом формате.

Конвертер удалось сделать, но к моменту завершения стало понятно, что, во-первых, незаконно использовать reverse engineering, а во-вторых, сам формат MagPlus отвратителен. Его суть состоит в том, что созданный в InDesign макет разрезается на отдельные изображения, включая текст и остальные элементы. При этом макеты приходилось создавать и адаптировать под 12 устройств (включая 4 для Android). Такой журнал для планшета мог весить более 400 МБ. Мне это показалось глупостью, и я решил отказаться от идеи конвертера.

Мы вручную адаптировали несколько номеров под новый формат, фактически переверстав их заново, но зато остались довольны результатом. Разработанные нами шаблоны позволяли делать всего один макет, который подстраивался под все экраны автоматически и весил до 10 раз меньше. Это позволило существенно экономить на хостинге и CDN.

С первого раза приложение прошло проверку в Apple, и мы замерли в ожидании волны негатива от читателей, но все оказалось лучше, чем я предполагал. Практически никто не заметил разницу, а мы смогли экономить больше 10 тысяч долларов в год (учитывая, что сейчас журналов уже два).

Теперь у нас появилась возможность полностью контролировать как само приложение, так и backend. Мы добавляем новые функции, сами решаем, что нам нужно, а не довольствуемся тем, что предлагает нам конкретный движок. Мы, например, реализовали личный кабинет пользователя и систему наград за привлеченных ими новых читателей.

Где мы сейчас

Летом мы также запустили JORNL Woman и «JORNL Бизнес Fun», но первый закрыли через 2 месяца, так как он не вышел на нужные нам показатели. «Бизнес Fun» тоже только набирает обороты, но уже является достойным младшим братом основного журнала JORNL, постепенно набирая подписчиков.

JORNL и по сей день частенько входит в топ-5 мужских журналов в App Store и стоит обложка к обложке с такими гигантами, как GQ, Maxim и Men's Health. И пусть ниша совсем невелика, но мы гордимся нашим продуктом и нашей командой. Мы развиваем журнал и рады нашей близости с каждым его читателем.

#Колонка

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]