[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 47, "likes": 12, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12019" }
Konstantin Panphilov
3 678

Интеллектуальная собственность: её значение для стартапа, основные правила и заблуждения

Людмила Харитонова, управляющий партнёр юридической компании «Зарцын и партнёры», написала для vc.ru колонку об интеллектуальной собственности — что она собой представляет и почему важно уметь её защищать.

Интеллектуальная собственность для интернет- и ИТ-проектов является главным активом и одним из основных элементов, которые требуют внимательного и детального оформления.

Но, к сожалению, бизнес относится к этому крайне пренебрежительно. Во многом это связано с тем, что не все вообще понимают, что такое исключительные права, результаты интеллектуальной деятельности и в чем заключаются основные риски работы с ними.

Вместе с тем, судебная практика показывает, что количество споров, связанных с интеллектуальной собственностью, увеличивается в разы. В судебной системе в связи с этим даже появился Суд по интеллектуальным правам.

Да и увеличение объема венчурных инвестиций в России заставляет задумываться о вопросах интеллектуальной собственности на ранней стадии, чтобы пройти проверку инвестора.

Попробуем разобраться, где и какие права возникают и какие риски несет бизнес, игнорируя необходимость своевременного документального оформления.

На одной из встреч с интернет-проектами на вопрос о том, у кого есть интеллектуальная собственность, подняли руку только 2 человека из 30.

И не потому, что у остальных ее нет, а потому, что остальные под интеллектуальной собственностью понимали «изобретения», «что-то сложное».

Но если задуматься, объекты интеллектуальной собственности есть в каждом бизнесе в огромном количестве:

  • Cайт. Причем не только сам сайт целиком, но и его составляющие — код, дизайн, контент (текстовый), видео, фото, логотип.
  • Мобильное приложение. Код, дизайн, контент (музыка, аудиокниги).
  • Логотип. А если название (логотип) зарегистрированы в качестве товарного знака, то и товарный знак отдельно.Тут важно понимать, что до момента регистрации названия (логотипа) в качестве товарного знака в Роспатенте никаких прав на товарный знак не возникает. Это одно из главных заблуждений, которое бывает у компаний. Довольно часть пишут «у нас есть домен — значит, есть товарный знак. У нас есть логотип — есть товарный знак».
  • Программное обеспечение. CRM-cистема, которую использует компания, или ПО, которое компания реализует.
  • Тексты, фото и видеоматериалы (видеоролики), которые могут быть использованы в рекламных материалах, брошюрах, сайте.
  • Даже такие нестандартные объекты, как песни для корпоративов, упаковка товара (дизайн), название произведения (если носит творческий характер).
  • Персонаж произведения.
  • Шрифт.

И это не исчерпывающий перечень — а только перечисление самых распространенных объектов.

При этом Гражданский кодекс содержит перечень объектов, которые не подлежат охране:

  • Официальная символика. Сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
  • Идеи.
  • Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
  • И некоторые другие объекты.

Поэтому сообщение на сайте о новостях (без творческой переработки) не будет охраняться, а вот полноценная статья уже подлежит охране.

Первично права на результаты интеллектуальной деятельности возникают у авторов (лиц, которые самостоятельно творческим трудом их создают) или группы авторов. Уже далее авторы могут передавать или отчуждать права третьим лицам.

Казалось бы, все довольно просто:

  1. Авторские права возникли у создателя (например, программиста);
  2. Они передали исключительные/неисключительные права третьим лицам (например, своему работодателю/заказчику);
  3. Третьи лица распоряжаются объектами в пределах полученных прав.

Но на практике все иначе.

  1. Работодатели/заказчики считают, что фактическое использование объектов приравнивается к получению прав на них. Например, получив от разработчика интернет-сайт, выложенный на домен, и доступ к административной панели управления сайтом, заказчик считает, что все права уже получил и никаких документов, фиксирующих это, не требуется.
  2. В договорах с разработчиками отсутствует положение о передаче исключительных прав.
  3. В договоре передача исключительных прав связывается с каким-либо обстоятельством (факт оплаты или факт подписания акта оказанных услуг), но это обстоятельство не наступило (например, в силу спора с разработчиком).
  4. Используются объекты, которые не расцениваются компаниями в качестве объектов интеллектуальной собственности. Чаще все это случается с такими объектами, как шрифты, картинки, фото. Например, ваш дизайнер, разрабатывая этикетку для вашего клиента, использовал картинку из интернета (конечно, без всяких разрешений). Впоследствии к клиенту могут быть предъявлены претензии правообладателем картинки (а тот обязательно предъявит претензию вам). Вот, например, сообщение с форума:
  5. Получив от автора (правообладателя) неисключительные (ограниченные) права объекты используются в большем объеме нежели предоставлено.

Довольно часто такие проблемы возникают при работе с ПО. От вендора компания получает только право продвижения, а пользователям уже реализует ПО по сублицензионному договору.

Получается, что нарушения возникают не столько намеренно, сколько от незнания закона, которое, к сожалению, совсем не освобождает от ответственности.

Такое незнание может стоить компании:

  1. Потери сайта (другого объекта);
  2. необходимости выплаты существенной компенсации;
  3. потере деловой репутации (ну кто захочет работать с дизайнерами, у которых уже были иски за незаконное использование чужой собственности);
  4. отказа в инвестировании (ведь инвесторы прежде всего будут проверять права на продукт).

О таких рисках часто говорит ФРИИ на встречах со стартапами.

Чтобы не стать нарушителем чужих прав, нужно соблюсти простые правила:

  • Анализировать, не являются ли используемые вами объекты результатами интеллектуальной деятельности (РИД). Стоит периодически обновлять информацию по вашей компании (что используете/относится к РИД или нет);
  • Всегда заключать договора на передачу (отчуждение) прав на РИД, которые вы используете. Договора нужно заключать до начала использования, а не после (когда такое заключение уже или невозможно, или дорого обойдется).
  • Если вы получили неисключительные права, стоит соблюдать ограничения, указанные в договоре.

Конечно, вопросы интеллектуальной собственности гораздо сложнее, и в ряде случаев довольно сложно разобраться, у кого и какие права возникают (скажем, кто и какие права имеет при создании фильма).

В ряде случаев судебная практика меняется (как уже несколько раз происходило в доменных спорах). Поэтому в следующих статьях мы расскажем о правах на отдельные объекты и особенностях оформления документов на них.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления