[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","amocrm","\u043c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b_\u0442\u043e\u043a\u043e\u0432\u0438\u043d\u0438\u043d"], "comments": 22, "likes": 14, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12033" }
Konstantin Panphilov
4 720

Письмо в редакцию: «Если вам отказывают инвесторы — это хорошо»

В редакцию vc.ru пришло письмо совладельца компании-разработчика AIC-Qsoft и сервиса amoCRM Михаила Токовинина, который рассказал, почему доволен тем, что инвесторы отказывались вкладывать в его компанию на начальных этапах, и почему нужно убедить их инвестировать в бесперспективные, на первый взгляд, идеи.

Намедни я очередной раз хвастался результатами amoCRM в Facebook, привел график роста и порадовался, что когда-то все фонды нам отказали в инвестициях, и никаких инвесторов у нас нет.

Мне предложили написать заметку об этом. Сначала я подумал: а что тут рассказывать? Что лучше не брать инвестиции, если есть такая возможность? Что нет никаких smart-money и «умных» инвесторов? Что легкий голод идет на пользу любому начинающему бизнесу? Все это банально и очевидно. Тем не менее, есть один интересный вывод из нашей истории, которым можно было бы поделиться.

Я напомню, что изначально мы занимались веб-разработкой на заказ. В 2009 году мы решили переключиться на свои проекты и сделали несколько SaaS-сервисов для малых рабочих групп (qTrack, qFlow, qPage, Shoptus и qCRM, позже переименованная в amoCRM).

У нас были свои деньги, и мы могли запустить первые версии этих сервисов и тащить их дальше, однако, тогда казалось, что нам очень нужны инвесторы и инвестиции: «Потому что это потенциал роста, связи, "умные деньги", и вообще надо выходить на запад».

Это я потом понял, что ничего этого нет, а на стороне фондов сидят обычные мальчики и девочки, которые если и могут мне чем-то помочь в моем деле, то это не мешать. А тогда мы стали участвовать во всяких конкурсах, питчах, ходить по фондам и клянчить денег. Мы предлагали купить 25% нашей компании за 300 тысяч долларов. Runa Capital однажды нас даже показали своему инвестиционному комитету, но никто денег так и не дал. Уже очевидно, что все они здорово ошиблись.

Но почему так получилось? Потому что они глупые и недальновидные люди? Но почему не нашлось умных и дальновидных? А если бы мы сами оказались на месте тех инвесторов, мы бы дали денег таким парням с таким проектом? Уверен, что нет. И вы не дали бы. И ни один инвестиционный комитет не дал бы.

Ну как можно было вкладываться в CRM в 2010 году? Этих CRM-ок были сотни, никакой супер-оригинальной идеи за amoCRM не было, рынок, казалось, уже устоялся и был маленьким. Все это было не вкусно, не модно и не ярко. Какая-то мелочь. Я и сам не сильно верил в CRM, полагая, что стрельнет другой наш продукт.

Но вспомним Дж. Мура с его «пропастью» и «торнадо». Все новое и модное обязательно становится на некоторое время скучным и неинтересным. Побеждают не первые, а вторые, которые поняли или случайно догадались, что мешает инновации стать массовой. Джобс не изобретал смартфон. Цукерберг сделал аналог Myspace для Гарварда. Slack сделали очередную систему управления проектами. А мы тогда сделали «очередную онлайн-CRM».

Если нам и нашим друзьям кажется, что «тема» уже отыграла, а при этом доля проникновения составляет единицы процентов — это и есть признаки огромного потенциала. Но это почти невозможно разглядеть. Еще одни парни сделали еще одну CRM и собираются ее как-то оригинально продвигать? Попробуй угадай, правы они или нет.

Как сейчас отличить, какой из проектов по онлайн-курсам завоюет мир? Я сам знаю с десяток — и все на одно лицо.

Но проекты невозможно делать без инвестиций. Невозможно запустить SaaS-сервис без первоначальных вложений. Мы могли вкладывать свои, но большинство проектов просто умрет.

Поэтому я думаю, что для работы венчурной модели в России катастрофически не хватает «глупых» ангелов.

Должно быть много глупых инвестиций в глупые «бесперспективные» идеи. Если ваша инвестиция нравится «аналитикам», вы уже где-то ошиблись. Инвестиции на самых начальных этапах должны делаться либо на вере в конкретного человека, либо на очень смелых допущениях. Вы, например, должны быть уверены, что через пару лет у каждого дома будет 3D-принтер. Вы должны быть рисковым, азартным, даже наивным, и это точно не характеристики инвестиционных аналитиков.

На прошлой неделе я оказался на лекции Брайана Чески, сооснователя Airbnb, который рассказывал студентам Стэнфорда свою историю. У них долго ничего не получалось, а идея о том, что «кто-то будет приглашать к себе в дом пожить незнакомцев, а кто-то будет у них останавливаться и за это платить» выглядела абсолютно безумной.

Если ваша идея кажется всем глупой, неинтересной или нереалистичной, вполне возможно, это хорошая идея. Но если она всем нравится, скорее всего, это ерунда.

#инвестиции #amoCRM #михаил_токовинин

Статьи по теме
Письмо в редакцию: Рынок разработки сайтов умирает — как видеопрокат в 2002 году
Письмо в редакцию: Дизайнеры — угроза для отрасли
Письмо в редакцию: Продажи в России — очень отсталая в технологическом плане отрасль
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления