[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441","\u0442\u0443\u0440\u0446\u0438\u044f","\u0444\u0435\u043d\u0435\u0440\u0431\u0430\u0445\u0447\u0435"], "comments": 23, "likes": 12, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12094" }
Редакция vc.ru
3 368

Каково быть ИТ-предпринимателем в Турции: обзор экосистемы и стартапов

Обозреватель vc.ru обратила взор на Турцию, которая в последние дни не сходит с первых полос российских газет, чтобы выяснить, легко ли живётся в этой стране ИТ-предпринимателям и какие заметные турецкие стартапы можно выделить.

Турция сейчас в России на пике внимания. Еще вчера — одно из любимейших мест отдыха наших соотечественников, страна, с которой было пережито, по одним источникам, 12, по другим — 10 русско-турецких войн, превратилась в причину и цель для гнева.

Речь сейчас пойдет не об этом. Как и почти весь остальной мир, Турция не обошлась без стартапов. Разберёмся, что значит быть предпринимателем в Турции и какие стартапы там существуют.

Если вас попросят назвать страны с развитой стартап-инфраструктурой, то Турция вряд ли придет в голову, однако это не значит, что стартапов тут нет совсем. Пару лет назад всё связанное с этим здесь только стало набирать обороты.

Крупные выходы среди местных стартапов все еще редкость, из успехов — в 2014–2015 годах несколько местных компаний были поглощены крупными международными игроками. Например, сервис доставки еды на дом Yemeksepeti в мае 2015-го года был куплен берлинским Delivery Hero, работающим в ряде стран Европы, Южной Америки, Северной Африки и Австралии, за беспрецедентные для сервисов по доставке еды $600 млн.

Как и везде, для предпринимателей тут есть свои сложности. С одной стороны, развитая экономика страны способствует созданию стартапов. С другой стороны, в Турции есть явные пробелы в стартап-экосистеме, например, здесь мало соответствующих мероприятий — в Анкаре проходит Startup Turkey, в Стамбуле Startup Istanbul, периодически случаются сходки мелких групп предпринимателей, больше особенно и нечего перечислить. Местные предприниматели жалуются на отсутствие менторов.

Ситуацию собирается менять StartersHub, открытый эти летом в Стамбуле, который хочет стать платформой мирового уровня для местных предпринимателей из Турции, Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и CIS. Площадка занимается инвестициями, бизнес-экспертизой, менторством и имеет свой коворкинг. StartersHub открылся благодаря инвестициям локального фонда Gedik Girisim.

Государство не стоит в стороне и поддерживает идею стартапов: законодательно при каждом университете должен быть свой инкубатор, финансово поддерживаемый из бюджета страны. Еще законодательство позволяет иностранцам создавать ЗАО на территории Турции, чем пользуются, например, сирийские стартапы, чтобы избежать ограничений на финансовые операции.

Одной из основных проблем турецких стартапов является тот факт, что местные инвесторы могут игнорировать начинания соотечественников, пока те не получат деньги от какого-нибудь западного (желательно, американского) фонда. К этому даже можно отнестись с пониманием, ведь, как и в России, очень большой процент стартапов здесь является калькой с уже существующих в других частях света.

Есть, конечно, те, кто чуть больше других верит в местных предпринимателей, например, венчурные фонды 212 Capital, Aslanoba Capital и Galata Business Angels. Дополнительные трудности доставляют неоднозначные отношения турецкого правительства и социальных сетей, доступ к которым перекрывался неоднократно в течение последних нескольких лет из-за контента, который это правительство выставлял в негативном свете.

Один из последних прецедентов — очередные ограничения на доступ к Facebook и Twitter вступили в силу после 10 октября 2015 года, когда около сотни человек погибло в Анкаре во время бомбардировок. Социальные сети — один из основных маркетинговых инструментов для стартапов не только в Турции, поэтому многие поймут проблематичность такого положения. Местные жители активно пользуются VPN и ищут другие способы обходить блокировки, но все же остаются ограничены.

Среди прочих трудностей — нестабильная политическая ситуация и снижающийся из-за роста цен уровень жизни. В результате некоторые местные таланты уехали работать за границу, например, в Дубай. Оставшимся на родине приходится как следует задумываться о том, что они делают, потому что в последние годы на турецкий рынок стали выходить глобальные тяжеловесы, например, Uber и основанный в Дели сервис по поиску ресторанов Zomato.

Еще раньше, в 2011 году, сюда пришел «Яндекс», открыв свой офис в Стамбуле. Российская компания в первую очередь развивает в регионе свой поисковый сервис, помимо него турки могут пользоваться «Яндекс.Картинками», «Яндекс.Переводчиком», «Яндекс.Картами» и «Яндекс.Браузером».

Несмотря на то, что в прессе периодически появляется информация о том, что у турецкого «Яндекса» трудности, по сообщению «Ведомостей», доля поиска «Яндекса» в стране в сентябре этого года составила 7%, поднявшись за несколько месяцев с зафиксированных в июне 5%. Этот успех в большой мере обусловлен подписанием спонсорского контракта с местным футбольным клубом «Фенербахче».

Кстати, одной из особенностей «Карт» в Стамбуле является то, что разработчики уделили особое внимание водному транспорту, который здесь очень популярен. Uber тоже этим воспользовался, запустив сервис UberBOAT, через который впервые в своей истории на постоянной основе стал предлагать поездки на водном транспорте.

Для приложений рынок здесь перспективный — средний возраст большей части населения страны не превышает 30 лет, 84% населения пользуются смартфонами и, согласно исследованиям, именно турки наиболее активно покупают с помощью мобильных устройств.

Местная экосистема стартапов развивается медленнее, чем, возможно, могла бы. Рывок последних двух лет не остался незамеченным, что будет дальше — покажет время. О некоторых заметных турецких стартапах — ниже.

DÜGÜN

Сервис позволяет планировать свадьбу и искать для нее фотографов, флористов, изготовителей тортов и приглашений, место для банкета. В общем,всёё, о чем обычно болит голова у будущих молодоженов, может быть найдено через Dügün. Поставщики и подрядчики платят за то, чтобы попасть в базу сервиса. Запущенный еще в 2007 году, свадебный планировщик долго развивался, но уже в этом году вышел на рынки восьми стран Ближнего Востока.

Manifest (ранее — SocialWire)

Некогда основанный в Стамбуле стартап, помогающий создавать рекламу в социальных сетях, был настолько успешен, что переехал в Сан-Франциско. В августе этого года SocialWire сменил название на Manifest и стал платформой, где можно создавать объявления для Facebook, Twitter и Google, а в планах значится включение Pinterest в этот список. Основатель SocialWire Селкук Атли весной 2013 года передал пост главы компании Бобу Бучу, ранее занимавшему должность директора по прибыли, и стал исполнительным директором.

BiTaxi

Хотя Uber и пришел в Стамбул, 95% местного рынка такси все же принадлежит приложению BiTaxi. Компания планирует занять и другие города Турции, подчеркивая, что каждый раз будут учитываться особенности местной культуры. Множество водителей, колл-центр, работающий круглосуточно 7 дней в неделю, приложение, доступное для iOS и Android. Еще непонятно, кому с кем придется соревноваться в противостоянии Uber и BiTaxi.

Iyzico

Эта платежная система позволяет интернет-магазинам и приложениям с легкостью настроить у себя оплату через интернет. Сервис стал одним из самых успешных турецких стартапов по объему инвестиций (в общей сложности — более $9 млн).

Zeplin

Сервис предназначен, чтобы соединять UI-дизайнеров с front-end программистами. Команда стартапа начала работать над проектом в 2014 году, а в 2015 попала в Y Combinator и переехала в Сан-Франциско.

Matia Robotics

Компания придумала решение проблемы мобильности для людей с параличом нижних конечностей. Созданное ими средство передвижения наделало шума в западной прессе, о нем писали the Verge, Gizmodo, CNN, BBC, и многие другие. Главное отличие от кресла на колесиках — возможность стоять, что физиологически гораздо лучше для человека, чем вынужденное постоянное сидение.

VOLT

Сервис для райдшеринга запустился в сентябре 2014 года. Цены на 70% меньше, чем на такси, что позволяет компании считаться некоммерческой. Сейчас команда работает над улучшением алгоритмов и, возможно, в 2016 году пойдет завоевывать новые рынки.

PaybyMe

Компания занимается мобильными платежами аж с 2002 года. Благодаря детищу Эмре Гурсой можно совершать платежи в социальных сетях и онлайн-играх быстро и легко, почти и не замечая, как это происходит. С PaybyMe работали и работают Facebook, Sony Music, Xsolla.

Parasüt

99% турецкой экономики — это малый бизнес, одной из проблем которых является управление финансами. Облачная платформа Parasüt решает эту задачу. Сейчас у сервиса уже 12 000 пользователей, а в прошлом году он получил $1,9 млн инвестиций.

#яндекс #турция #Фенербахче

Статьи по теме
Российская онлайн-школа английского языка Skyeng вышла на рынок Турции
Глава турецкого стартапа для заказа еды выплатил 114 своим сотрудникам по $200 тысяч после продажи сервиса
Вице-президент турецкого «Яндекса» получил условный срок за съёмку военного объекта для карт
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления